Театр человеческих душ сквозь лихолетье постмайдана – о чем новый фильм «Солнцепек»
Режиссеры Максим Бриус и Михаил Вассербаум развернули на экране целый театр человеческих душ и провели их через испытания временем. Перед нами две стороны конфликта, разграниченные непреодолимой моральной чертой. Уверовавшие в зыбкую майданную демократию националисты, пришедшие на Донбасс «с огнем и мечом» переделывать местных жителей в свидомитов. Вышедшие из тьмы смутного времени уголовники, получившие возможность безнаказанно грабить и убивать с благословения новой киевской власти. По другую сторону стали стеной мужики-ополченцы, взявшие в руки оружие, чтобы защищать свою землю от обрушившихся на Донбасс полчищ.
Главный герой, бывший афганец Влад Новожилов, хлебнувший в свое время на дальних подступах, воевать не хочет, надеясь выехать как можно скорее из этого ада, когда откроется граница. Однако он оказался в мучительной ловушке между моральным долгом перед семьей и родиной. Ежедневно наблюдая кровавый хаос на улицах Луганска и окрестных поселков, он постепенно понимает всю глубину раскола на Украине и терзает себя ожиданием неизбежного, отчаянно пытается выяснить у ополченцев реальные перспективы конфликта и оградить своего сына от участия в нем.
Однако реальность такова: страну поразила «разруха в головах». На Луганщину направляются добровольческие батальоны, наспех сколоченные из боевых охранников майдана, молодчиков-националистов и нелюдей с уголовным прошлым, зачастую отпетых уголовников. Для них нет никаких моральных преград и ориентиров, не существует законов военного времени, понятий о воинском долге и чести. Киев, рекрутировав майданное отребье, легализовал охоту на людей, возвел военные преступления в ранг добродетели. Однако к чести ополчения Луганска они даже разъяснительную работу с ними пытались проводить, понимая, что имеют дело зачастую с жертвами коварной пропаганды.
Насколько оправданной была такая гуманная тактика, показывает сюжетная линия с влюбленной парой в городе с метафоричным названием Счастье. Подкупающая своей наивностью история про влюбленного добробатовца, приехавшего на фронт ради проживающей в зоне карательной операции девушки, с которой они познакомились на Майдане. Луганские «Ромео» и «Джульетта» живут в собственном мире, будто отделившемся от реальности. Майдановец бежит с позиций в Счастье, чтобы найти свою возлюбленную, и вопреки идеологическому антагонизму они снова становятся парой. Вот только счастье для молодых людей продлится недолго – оба они погибнут от снаряда, выпущенного сослуживцами простого киевского паренька.
Особое внимание в фильме режиссеры уделили отношениям между людьми в самом Луганске. Обученных военному делу людей не хватает, однако командир ЛНР Павел Грицай до последнего воздерживается от набора в ополчение неподготовленных гражданских лиц. Ещё совсем недавно ВСУ нанесли авиудар по зданию Луганской администрации, под которым комбат сам чудом выжил. Однако даже он, опытный афганец, не может отказать учителю музыки, у которого от бомбежки погиб целый класс. Роковой снаряд прилетел прямо во время репетиции «Прекрасного далеко». Это ещё одна метафорическая доминанта от режиссеров картины: европейское счастье оказалось призрачным, дети лишились будущего уже не в метафизическом, а в физическом смысле – кроваво, жутко, беспощадно.
И лишь под конец театра человеческих страстей, смешанного с землей и кровью, постановщики картины раскрывают закулисных кукловодов всей этой кровавой вакханалии. Американцев олицетворяет циничный вояка, который и разоблачает себя как наставника майданных карателей, говорящий о том, как важно было закошмарить Донбасс на первоначальном этапе чужими руками – уголовников и безбашенных националистов.
Однако этой победоносной и наглой самонадеянности скоро придет конец – ополченцы собьют самолет с иностранными наемниками. По фильму они кичились коллаборацией своих предков с немецкими нацистами и ехали в Луганск, чтобы завершить то, что не удалось их пращурам во вторую мировую – устроить массовый геноцид за сопротивление вестернизации, на сей раз в укромайданском варианте.
Кстати, этот знаковый сюжет военных действий был списан режиссерами с реальности. Наверно, мало кто уже помнит, но в июне 2014 года ополченцы действительно сбили украинский ИЛ-76 в районе Луганского аэропорта с польскими и литовскими наёмниками на борту, о чем свидетельствовало множество обнаруженных на месте крушения документов, удостоверяющих личности погибших.
Недаром тогда в трауре была президент Литвы, а также лидеры Франции и Германии как моральные авторитеты НАТО в Европе. Недавно, в очередную годовщину 14 июня, немецкое издание Globus Deutschland обратило внимание на явно аномальное внимание просвещенной Европы к нерядовому событию, случившемуся невзначай у «унтерменшей» Донбасса. «Солнцепек» же ещё раз показал, что ждет западных охотников на людей, приезжающих порезвиться в донбасское сафари.
Фильм учит жёстко, но его должен посмотреть каждый сам без спойлеров и нравоучений. Авторам «Солнцепека» необходимо отдать должное за то, что им удалось справиться со сложнейшей задачей – экранизировать подоплеку войны, тщательно скрываемую от народа, прикрытую на Украине пропагандой нацистского милитаризма, до сих пор вызывающей обостренную полемику, смешивающей и искажающей чувства жертв и палачей, героев и предателей.
**постеры с официального сайта фильма.