Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8 9
10
11 12
13
14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

«Огонь против Щусева погасил Берия». История родившегося 150 лет назад легендарного архитектора

0 601

История скульптора-фронтовика передана на вечное хранение в Музей Победы

«Отступать настолько медленно, насколько это возможно»

К 225-летию Пушкина волонтеры расчистили парк в деревне Малинники, где поэт завершил седьмую главу Евгения Онегина

Екатерина I — Невеликая. Как «чухонская девка» дала России передышку

Он — автор множества архитектурных проектов. Порядка 70-ти из них обрели жизнь, еще больше осталось в чертежах, эскизах. Алексей Щусев творил в Санкт-Петербурге, Киеве, Кишиневе, Ташкенте, Казани, Пскове, Сан-Ремо, Ницце, Венеции, других городах. Но главным местом для него была Москва. Здесь он оставил самый заметный след — уникальный, неповторимый. Как сложилась судьба легендарного архитектора, почему решил остаться на родине после революции, как строились его отношения с советской властью и кто спас его от опалы — «Мослента» решила вспомнить не только об этом, но и о многом другом. Красота Казанская Когда произошла Октябрьская революция, Щусеву было 34 года. Он был известным, его знали в Европе. Конечно, архитектор мог эмигрировать и легко бы устроился за границей. Но Алексей Викторович остался. Наверное, потому что был привязан к родине — проектировал храмы, соборы, где витал русский дух. Этот дух был запечатлен и во многих работах архитектора. Впрочем, зодчий наверняка опасался, как его, дворянина, члена Императорской академии художеств, выполнявшего заказы сановных особ, увенчанного царскими орденами, воспримет новая власть. Да и примет ли? Щусев перебрался из Санкт-Петербурга в Москву в 1913 году — 110 лет назад, тоже ведь юбилей. Переехал неспроста — он выиграл конкурс на проект нового здания Казанского (в прошлом — Рязанского) вокзала и был утвержден главным архитектором строительства. Между прочим, идею молодого Щусева жюри признало более совершенной, чем проект маститого Федора Шехтеля. Работа закипела, благо денег на возведение вокзала было выделено немало, интерьеры взялись расписывать знаменитости: Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере. Но вскоре грянула Первая мировая, потом — революция. Навалились трудности, да и народ, занятый на строительстве, разбредался — одни на фронт, другие — в эмиграцию… Достраивали вокзал на Каланчевке, начатый в одном государстве и продолженный в другом, еще много лет. Люди, что «наверху», меняли и упрощали замысел, но Щусев изворачивался, сохранял, как мог, изящество стиля и разнообразие декоративных форм. И добился своего: Казанский вокзал — одно из красивейших зданий Москвы. Символ непоколебимости Щусев был культурнейшим человеком, получившим блестящее образование. И безмерно талантливым. В своем архитектурном деле и в живописи — архитектор слыл прекрасным художником, устраивал вернисажи не только в России, но и за границей. Он наслаждался почетом и жил в свое удовольствие. При советской власти все изменилось. Щусев стал государственным архитектором. Ему поручались самые ответственные проекты в Москве. Столица его помнит, столица ему благодарна… Алексей Викторович участвовал в создании здания наркомата земледелия на Садово-Спасской, Военно-транспортной академии на Большой Садовой, гостиницы «Москва» в Охотном ряду. По его проекту строились корпус Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, жилые дома на Ленинском проспекте, Смоленской набережной. Но это далеко не полный список московских творений Щусева. Сталин управлял всем в стране и, конечно, архитектурой. Появился термин «сталинский ампир». Это четкие пропорции, обильный декор, гранит и мрамор — как символ непоколебимости государства. «Сталинский ампир» — не однотонность, а многообразие, организованная эклектика, где все четко, размерено. Если архитектура — застывшая музыка, то «сталинский ампир» — торжествующий гимн. Его «исполняли» многие зодчие. В том числе Щусев. Ему приписывают слова: «Если я умел договариваться с попами, то с большевиками как-нибудь договорюсь». И это ему часто удавалось. Щусев был четырежды лауреатом Сталинской премии — никто из современников-архитекторов не удостаивался такой чести. Но он не всегда был триумфатором. Да и не могло быть иначе — любой талант и самые веские аргументы бессильны перед мощью властного приказа и указа. В 1918 году Щусев работал над градостроительным планом «Новая Москва». Город стал столицей Советского государства, и большевики хотели взорвать — так в итоге и сделали! — его спокойный, патриархальный облик. На слом должно было пойти то, что напоминало о давних временах, русской старине Но Щусев стремился избежать губительных перемен — на чертежах оставил нетронутым ядро Москвы с его уникальными постройками и предложил развивать новые территории. Кроме того, он предложил революционерам революционные же преобразования — переместить правительственный центр из Кремля на Ходынское поле. Это позволяло разгрузить центр и отказаться от расширения и ломки старинных улиц. Начались споры, которые становились все яростнее. Но убедить красных чиновников Щусев не смог. И его от работы отстранили. До лучших времен. Жизнь в тревоге В январе 1924 года умер Ленин, и архитектору велели выполнить проект временного мавзолея на Красной площади, причем, вызвали ночью и дали срок до утра. На строительство усыпальницы вождя отводилось три дня. Щусев успел вовремя — утвердили его проект в форме ступенчатого куба. Строители тоже не опоздали, хотя работали в страшный мороз. Через некоторое время по его чертежу построили еще два мавзолея для вождя: второй, тоже временный, и, наконец, основной, каменный, впечатляющий размерами и монументальностью, облицованный гранитом и отделанный мрамором. Казалось, авторство ленинского пантеона будет охранять Щусева. О нет, индульгенций в сталинское время не мог получить никто! И жизнь архитектора оставалась тревожной. Это видно даже по фотографиям — у него настороженные глаза, стиснутые губы, разучившиеся улыбаться. Никто не знает, сколько сил Алексей Викторович положил, нет, не на творчество, а на споры, оправдания, и, может быть, покаяния перед облеченными властью людьми — малокультурными, жестокими. Да и был он из «бывших», и потому любой штрих на чертеже мог быть сочтен вредительским. Но Щусев не боялся. Или боялся, но не подавал вида. Протестовал против слома замечательных образцов старины. Умолял сберечь Красные Ворота, установленные в XVIII веке при Петре I в честь победы в Полтавской битве. Но тщетно — уникальное творение снесли в 1927 поду. Господи, сколько же всего наломали в Москве — не счесть! То и дело пыльное, удушливое облако вставало над городом — где-то рушили что-то «буржуазное». То древняя церковь, то причудливый особняк обращались в обломки.… В 1933 году большевики ополчились на Сухареву башню — образец «московского барокко» XVII столетия. Первый секретарь столичного обкома ВКП(б) Лазарь Каганович предвкушал: «Выровняйте Лубянку и Сретенку, удалите Сухареву башню, и вы получите новый проспект». «Вечерняя Москва» отозвалась послушным эхо — публикацией под заголовком «Снести, и как можно скорее». Опять начались протесты, посыпались просьбы солидных академиков, деятелей культуры и искусства, в том числе Щусева, сохранить «неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру». Сталин ответил категорично и угрожающе: «Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны». Снова заревели бульдозеры, застучали топоры, залязгали ломы. И не стало Сухаревой… Светлый путь В 1934 году Щусев выступил в «Известиях» за снос изумительного ГУМа, чтобы на его месте построить 25-ти этажное здание наркомата тяжелой промышленности: «К нему примыкает Красная площадь. ГУМа нет, он уничтожен. Это — бывшие торговые ряды… ГУМ Москве не нужен. Красная площадь, на которой стоит мавзолей Ленина, слишком тесна, она должна быть расширена за счет ГУМа для того, чтобы дать возможность проходить по ней общественным демонстрациям и парадам в торжественные дни Октября и 1 мая…» Но он ли это писал, эстет, ценитель прекрасного? Или вынужден был подписать готовый текст? Бог весть... Щусев не избежал опалы. Да и не мог избежать. Уж очень он был заметен, сохранял, насколько возможно, независимость, пытался вызволить беспричинно арестованных из тюремных нор Лубянки, выстроенной по иронии судьбы, по его проекту. В августе 1937 года «Правда» опубликовала письмо коллег Щусева. Не стану называть их, они давно ушли. Но мерзость осталась — эти люди называли архитектора… Впрочем, эта бумага недостойна цитирования. Грязный донос дал старт кампании обличения Щусева. На него обрушились другие зодчие, в том числе известные. Однако внезапно огонь, который грозил его уничтожить, погас. Поговаривали, что за Щусева заступился Берия. Странно? Вовсе нет, он мог лучше других понимать его замыслы — Лаврентий Павлович был по образованию техник-архитектор. Последней работой Щусева, завершенной после его ухода другими архитекторами, художниками и скульпторами, была станция метро «Комсомольская-кольцевая». Она длинная, широкая, светлая, с люстрами в виде церковных паникадил, потолком, украшенным лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов. Картина, чем-то похожая на путь гениального зодчего.

Читайте также

В тренде на этой неделе

Екатерина I — Невеликая. Как «чухонская девка» дала России передышку

Ставропольский клуб примет участие в национальном первенстве по мотоболу

К 225-летию Пушкина волонтеры расчистили парк в деревне Малинники, где поэт завершил седьмую главу Евгения Онегина

«Отступать настолько медленно, насколько это возможно»

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я