Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8 9
10
11 12
13
14 15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Идея, сюжет и стиль

0 61
Идея, сюжет и стиль

Мотоболисты ипатовского «Колоса» в станице Полтавская разгромили «Кировца»

Таблицы бронепробиваемости брони Гарвея и Круппа для русских пушек времён Русско-японской войны

Пушкинские карты: как отметят юбилей поэта

Ибрагим Ганнибал: как он попал в Россию и чем здесь занимался?

«Ни упадка, ни расцвета в современной литературе не наблюдается», – считает Анна Матвеева.


– Роман «Каждые сто лет», изданный в этом году «Редакцией Елены Шубиной», вошёл в шорт-лист премии «Ясная Поляна», но, к сожалению, не стал лауреатом. И хотя все мы понимаем, что любая премия – это своего рода лотерея, наверное, всё же очень обидно…

– Думаю, все участники шорт-листа предпочли бы уйти с церемонии не только с дипломом, но и с наградой – но тут уж ничего не поделаешь. Не везёт с премией – повезёт в любви! К тому же нынешний лауреат «Ясной Поляны» – Дмитрий Данилов – такой хороший и талантливый, что проиграть ему было не так обидно, как кому-нибудь другому. Впереди у меня ещё один премиальный забег – в декабре будут вручать «Большую Книгу», роман тоже включён в шорт-лист. Посмотрим.

– Как вообще оцениваете современный премиальный процесс? Насколько важно для писателей участвовать в нём?

– Я почти каждый год работаю в жюри литературных премий (в прошлом году их было три, в нынешнем – две: «Класс!» и премия им. Арсеньева) и могу сказать, что это тяжёлое испытание. И участвовать в премиях тягостно – когда твоё детище обсуждают и осуждают, зачастую не читая, – и судить работу коллег тоже очень нелегко. Кто я такая, чтобы давать им оценку? Мне нравится подход премии «Класс!», когда члены жюри получают тексты под номерами, без подписи. Ты читаешь и оцениваешь сам текст, без оглядки на личность автора, – в этом есть что-то очень правильное, но я сомневаюсь, чтобы можно было применить этот опыт к «взрослым» премиям. Что касается меня как участницы, то я около шести лет не выдвигала (и просила издателя этого не делать) свои книги на соискание «Большой Книги» и других крупных премий. Мне очень нравилось это неучастие – когда не надо нервничать, не надо ничего ждать, не надо читать «рецензии», наляпанные за пять минут на коленке, не надо сидеть на сцене с «изменившимся лицом». А потом появился роман «Каждые сто лет», который мне посоветовали обязательно представить на премию, – и я вышла из подполья. С нетерпением жду возможности туда вернуться. Думаю, что участие в премиях полезно всем писателям, но только при условии, если у них устойчивая нервная система и нормальная самооценка. И даже самая высокая награда не заменит читательской любви – ко мне сразу же после «Ясной Поляны» подошла незнакомая женщина и сказала столько хороших, умных слов о моей книге, что я тут же забыла о своей неудаче.

– Над романом «Каждые сто лет» вы работали почти десять лет, что в современном мире с его сумасшедшими ритмами кажется почти невероятным. Почему работа заняла так много времени? Что было самым трудным?

– Я сразу понимала, что это будет долгострой, поэтому никуда не спешила. Параллельно с романом работала над другими книгами – за эти годы вышел роман «Завидное чувство Веры Стениной», сборники рассказов и эссе. Книг шесть, наверное, появилось. Мне казалось очень важным побывать во всех местах, где происходит действие романа, – от Полтавы, Ловича и Лозанны до Петербурга, Витебска, Хабаровска. И не просто «побывать», а провести там какое-то время. В Лозанне, Петербурге и Екатеринбурге я работала ещё и в исторических архивах, библиотеках… Многое нужно было прочесть, освоить, осознать. И даже сейчас, спустя время, я по-прежнему не верю, что эта работа закончена. А самым трудным было решиться написать такой роман. Когда решение принято, всё становится проще.

– В основу книги лёг дневник вашей бабушки. На документах строилась и одна из ваших наиболее известных повестей – «Перевал Дятлова…». Как вы работаете с документальным материалом? Как выбрать то, что важно и значимо для художественного произведения, отделить зёрна от плевел? Насколько вообще писатель может быть объективным, работая с фактами?

– Работа над «Перевалом Дятлова…» строилась иначе – я крайне бережно обращалась с документами и переносила их в текст, сохраняя даже явные ошибки, опечатки, допущенные секретарём или телефонисткой. Мне хотелось, чтобы у читателя было перед глазами ровно то же, что у автора. В случае с романом «Каждые сто лет» всё совсем по-другому. Дневники моей бабушки, Ксении Михайловны Лёвшиной, действительно легли в основу одной из линий романа, но я в них кое-что меняла, сокращала, а в некоторых местах, напротив, дописывала, так как не все дневники сохранились. Но дописанные фрагменты – это не моя фантазия, а факты биографии Ксении Михайловны. Каждый писатель сам для себя определяет, как именно работать с документами. Ну а объективность естественным образом вырастает из фактов, потому что спорить с документами – занятие довольно бессмысленное, хотя и по-своему увлекательное.

– Выделяется среди ваших книг сборник «правдивых историй» о музах и натурщицах великих художников «Картинные девушки». Как вы пришли к такой необычной теме? Планируются ли ещё подобные сборники о судьбах реальных женщин, оказавших влияние на культуру?

– «Картинные девушки» появились на свет потому, что я нигде не могла найти такую книгу – о натурщицах великих мастеров. Сейчас я работаю над второй частью «Картинных девушек» и каждый месяц читаю по главе из новой книги в екатеринбургской галерее «Главный проспект».

– В вашем творческом багаже примерно одинаковое количество большой и малой прозы. Зачастую писатели всё же тяготеют к чему-то одному… Как сами считаете, дыхание вашей прозы долгое или короткое?

– Я владею разными техниками дыхания. Если говорить серьёзно, то мне больше нравится писать рассказы, но при этом я понимаю, что читатели (и мой издатель Елена Шубина) ждут от меня романов, поэтому через несколько лет, возможно, вернусь к крупной форме.

– Некоторые критики причисляют ваши произведения к «женской прозе». Как вы относитесь к этому понятию? Существует ли, на ваш взгляд, подобное разделение? И если да, то чем «женская проза» отличается от «мужской»?

– Не воспринимаю всерьёз оценки таких «критиков», хотя меня удивляет, что даже сегодня кто-то всерьёз употребляет такое, вне всякого сомнения, смехотворное определение, как «женская проза».

– Как бы вы сами определили жанр и направление, в котором работаете?

– Никогда об этом не задумывалась, мне это совершенно неинтересно. Размышлять над тем, в каком жанре и направлении работает писатель, должны критики, литературоведы, читатели, но автору этим заниматься – последнее дело.

– Если говорить о смысловой составляющей любого произведения, что для вас самое важное, без чего роман или рассказ в принципе не могут состояться?

– Для литературного произведения – мы говорим сейчас о прозе, конечно, – важны, как я думаю, три составляющих – идея (мысль), сюжет (история) и стиль. Если присутствует хотя бы одна, уже хорошо. В современной литературе, как мне кажется, дефицит мысли: писать красиво – это не вопрос, истории рассказывать, в общем, тоже можно научиться, но выйти на уровень большой идеи, сформулировать оригинальную мысль – этому, боюсь, не учат, с таким надо родиться. И вот этого сейчас очень не хватает.

– Сегодня много говорят о низком уровне современной прозы, о том, что даже лучшие её образцы всё-таки «недотягивают» до классики. Так ли это, по вашему мнению? Насколько вообще уместно и необходимо сравнение современной прозы с классикой?

– Довольно сложно понять, что рядом с тобой живёт гений. Исключения в истории были, конечно, – Пушкин, Лев Толстой, но это именно исключения. Решать, что станет классикой, будут не современники, а потомки. Никто не может предсказать, какие имена останутся в истории литературы, а какие растворятся без следа, – есть много примеров того, когда гремевшее при жизни имя писателя или художника спустя несколько десятков лет напрочь забывалось, и наоборот. Думать об этом сегодня всерьёз – нелепость. И сравнивать современную прозу с классикой глупо, это, боюсь, явления разного порядка. Мы живём в мире, который меняется каждую секунду, – и литературе незыблемой скалой не устоять. Хотя лично мне этого жаль.

– На каком этапе развития находится, на ваш взгляд, сегодняшняя отечественная литература? Есть ли ощущение упадка или, напротив, подъёма?

– Пока всё как всегда – признанные мастера пишут в год по роману, появляются новые имена – в общем, процесс как процесс. Ни упадка, ни расцвета я не замечаю, но вообще, человеку, который находится внутри процесса, рассуждать о нём трудно. Со стороны, наверное, виднее.

Беседу вела
Анастасия Ермакова



«ЛГ»-досье

Анна Александровна Матвеева — прозаик, журналист, редактор. Родилась в Свердловске, окончила факультет журналистики Уральского университета. Автор романов «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», «Завидное чувство Веры Стениной», сборников рассказов «Девять девяностых», «Катя едет в Сочи» и пр. Живёт и работает в Екатеринбурге и Москве.





Читайте также

В тренде на этой неделе

Пушкинские карты: как отметят юбилей поэта

История скульптора-фронтовика передана на вечное хранение в Музей Победы

Здание автосалона отдали под КРТ в Екатеринбурге

Таблицы бронепробиваемости брони Гарвея и Круппа для русских пушек времён Русско-японской войны

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я