Звезда немого кино: 128 лет со дня рождения Веры Холодной
Веру Холодную называют "королевой дореволюционного кинематографа", хотя ее карьера началась за три года до Революции, и трагически оборвалась через два года после нее.
Вера Левченко, по мужу — Холодная, родилась в Полтаве 5 августа 1893 года. Ее отец был учителем словесности, а мать — выпускницей московского Александро-Мариинского института благородных девиц. Когда будущей актрисе было два года, семья переехала в Москву к бабушке. Вера училась в частной гимназии, но очень увлекалась балетом и, проучившись год, перешла из гимназии в балетное училище при Большом театре, блестяще сдав вступительные экзамены. Она мечтала о карьере танцовщицы и имела к балету заметный талант, однако ее бабушка была категорически против артистической карьеры внучки. Она настояла на возвращении Веры в гимназию, о котором Вера всегда жалела.
В ранней юности она активно занималась спортом и музыкой, играла в теннис, каталась на коньках, хорошо играла на фортепиано и пела. Она принимала участие в поэтических вечерах и любительских спектаклях, любила и знала театр. Своей младшей сестре Софье она помогла поступить в балетное училище, которое сама вынуждена была покинуть. Окончив гимназию, на выпускном балу она познакомилась со своим будущим мужем — молодым юристом Владимиром Холодным. Он имел редкое в те времена хобби — автогонки, и принимал участие издании первой в России спортивной газеты "Авто". Вера посещала артистические богемные кружки, такие, как клуб "Алатр" и кружок молодых артистов Московского Художественного театра, была знакома с многими поэтами Серебряного века. Она имела в этих кругах успех и репутацию очаровательной и приветливой хозяйки. Холодная интересовалась кино, но сама не задумывалась о карьере актрисы.
В 1914 году в киноателье "В. Г. Талдыкин и Ко" Вера впервые приняла участие в кинопробах, но дебютировала в фильме другой фирмы — "Тиман и Рейнгард". Режиссером первой ленты с ее участием был Владимир Гардин, который оценил ее эффектную внешность, но также заметил, что играть Холодная не умеет. Он решил сделать ставку на фактуру и дал Холодной эпизодическую роль в своем фильме "Анна Каренина", основные роли в котором исполняли актеры МХАТа. Однако после съемок он разочаровался, и на какое-то время Холодная оставила идею играть в кино.
В 1915 году в клубе "Алатр" она познакомилась с режиссером студии Александра Ханжонкова Евгением Бауэром, который сразу предложил юной актрисе главную роль в фильме "Песнь торжествующей любви". Неопытность и отсутствие техники у Холодной он обошел при помощи монтажа: сцены с ней были разделены на фрагменты, в каждом из которых выражение ее лица и поза оставались неизменными, а между ними шли вставки с настроенческими картинами природы. Этот прием дал замечательный результат, публика увлеклась Верой Холодной, которая, фактически, не играла, а позировала перед кинокамерой. В этом же году она снялась еще в нескольких фильмах ателье Ханжонкова. Бауэр, "раскрывший" целый ряд знаменитых актеров немого кино, уделял Вере Холодной особое внимание.
Через два года она вместе с актером Витольдом Полонским и режиссером Петром Чардыниным к большому сожалению Ханжонкова перешла в киноателье Дмитрия Харитонова, и уже до конца жизни снималась только у него. Харитонов впервые ввел в русский кинематограф "систему звезд", за которыми закреплялся определенный экранный образ, переходящий из фильма в фильм. Холодная играла пассивных, безвольных женщин эпохи декаданса, которые становятся жертвами собственных и чужих страстей, и ввела моду на такой типаж. В каждом фильме Харитонова снимались одновременно несколько популярных актеров, но центральное место всегда отводилось Холодной. Она имела огромный успех и приносила киноателье большую прибыль, гонорары "звезд" в десятки раз превышали зарплату театральных актеров.
С 1916 по 1919 год в прокат вышло более 30 картин с Холодной, которые часто демонстрировались в кинотеатрах одновременно. Во время Первой мировой войны она продолжала сниматься, и военные полностью раскупали билеты на ее фильмы, у касс театров стояли длинные очереди. Вера Холодная принимала участие в благотворительных концертах, а когда с началом гражданской войны ей предлагали уехать за границу, всегда решительно отказывалась. Во время Октябрьской революции и сразу после нее новая власть из уважения к таланту и популярности Веры Холодной старалась обеспечить ей условия для съемок.
Последние два года жизни актриса провела в Одессе, где было снято четыре фильма с ее участием. Несмотря на то, что она тяготилась своей славой и никогда не пыталась использовать ее в корыстных или политических целях, круг ее общения был очень широким. Она была знакома с военным губернатором Одессы Алексеем Гришиным-Алмазовым, французским консулом Эмилем Энно и генералом Анри Фрейденбергом. Когда Одессу заняли войска Добровольческой армии, она выступала на благотворительных концертах в пользу Красного креста. В то же время в ее окружение входили тайные агенты большевиков Георгий Лафар и Петр Инсаров, что провоцировало слухи о том, что актриса сама сотрудничает со спецслужбами.
В феврале 1919 года Вера Холодная упала в снег из опрокинувшихся саней и сильно простудилась. Буквально через несколько дней она умерла. Официальной причиной смерти стал грипп-испанка, эпидемия которого докатилась в это время до Одессы. Провожать 25-летнюю актрису в последний путь собрался весь город, во многих столичных театрах в день ее похорон были отменены спектакли. Общее количество фильмов с Холодной неизвестно, исследователи ее творчества приводят цифры от 35 до 50 лент. До наших дней дошло всего восемь из них: "Анна Каренина", "Дети века", "Миражи", "Жизнь за жизнь", "Истерзанные души", "Молчи, грусть… молчи…", "Сказка любви дорогой" и "Последнее танго".