Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8 9
10
11 12
13
14 15 16 17 18
19
20
21 22 23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Почему Россия – Евразия, а не Европа

0 17

К 225-летию Пушкина волонтеры расчистили парк в деревне Малинники, где поэт завершил седьмую главу Евгения Онегина

В Краснодарском крае в аварии с КамАЗом погиб водитель легковушки

СОУНБ приглашает на выставку к юбилею А.С. Пушкина

Телебашня в КЧР засияет в честь открытия Всероссийского фестиваля «Молодые Таланты Отечества»

Взаимоотношения России и Запада – главная, пожалуй, тема «исторических» (на самом же деле политических в широком смысле) споров в отечественной публицистике в последние 200 лет и уж тем более в современном Рунете и на телевидении. Это корневой, цивилизационный вопрос, которому подчинено всё остальное: и принципы государственной организации, и экономика, и культура, и религиозные дискуссии на тему экуменизма, и даже сексуальные предпочтения тоже незримо сводятся к парадигме этого противостояния.

Изображение: pravda.ru Борис Мячин

Запад прогрессивен и либерален, а мы отсталы и патриархальны – вот как обычно ставится проблема. Напомним, когда и при каких обстоятельствах эта тема впервые отчетливо «всплыла». В июле 1830 года в Париже случился очередной переворот, в результате которого королем стал мелкий интриган Луи-Филипп, государственным флагом снова был сделан революционный триколор, а художник Делакруа нарисовал свою картину La Liberte guidant le peuple. Этот буржуазный переворот привел к цепи мятежей по всей Европе.

Во-первых, из состава Объединенного королевства Нидерландов вышли южные штаты, придумавшие для самоидентификации искусственное имя «Бельгия», высосанное из пальца на основании «Записок о Галльской войне» Цезаря (такая «реконструкция» вполне в духе того времени; то же самое сделал, например, поэт Жуковский, популяризовавший в 1813 году псевдославянское имя Светлана). А во-вторых, это вызвало восстание в Польше, которая тогда входила в состав Российской империи. В России на эти события отреагировали чрезвычайно болезненно. Польский мятеж был, разумеется, подавлен. Это в свою очередь породило волну русофобии в западных газетах. Николай I потребовал фонтан заткнуть.

И в русской, и в европейской прессе стали появляться публикации, как сейчас принято говорить, проплаченные, «кремлевские» или «царскосельские» (главная резиденция царя была тогда в Царском Селе). Но было, конечно, и естественное сопротивление, выразившееся, в частности, в знаменитом стихотворении Пушкина «Клеветникам России». Как и сейчас, эта естественность была принята «либеральной общественностью» за «холопское рвение».

Именно с 1830-х гг. общественное мнение в России резко раскалывается на западников и патриотов, начинают формироваться оригинальные историософские концепции с непременным указанием какого-нибудь вектора: славянофильство, византизм, народничество. Даже анархизм Бакунина – это, в сущности, революционное славянофильство, потому что Бакунин был принципиальный противник всего немецкого (поэтому он не смог найти общего языка и в итоге поругался с Марксом). Появившееся позже всех евразийство – венец поисков «национальной идеи», их логическое завершение, созданное уже другим поколением, прошедшим революцию и гражданскую войну. Идти на восток, а не на запад. Очень простой, интуитивно понятный вектор. Здесь важен символ, историософский градус, а не конкретная политическая программа: мы – не вы, разворот на 180°, прощайте, нам не по пути: культурно, цивилизационно мы разные.

Это не значит, что до 1830-х гг. вопроса «Россия и Запад» не стояло, а была какая-то одна общая «христианская» цивилизация, вдруг расколовшаяся по «польскому вопросу», рассуждать так, конечно же, глупо: раскол случился как минимум в XI веке, а не в XIX. До XIX века вопроса не существовало в привычной нам сегодня парадигме, предполагающей, прежде всего, бесконечное перетыкивание в газетах и в интернете; не было достаточного числа образованных, «просвещенных» людей, способных в этих интеллектуальных баталиях участвовать. А теперь такие люди появились; немного, да, но появилось. И началось.

До XIX века идеология была прерогативой церковников. Они писали корпоративные трактаты и полемические сочинения: против Брестской унии, например, или в защиту ее, троеперстие или двоеперстие и т. д. XVIII век, конечно, переходный, пограничный, но церковь всё еще держит монополию, базовые идеи формируют аббат Сен-Пьер и первенствующий член Синода Прокопович, остальные робко держатся в хвосте, поклонники откровенного антицерковника Вольтера считаются какою-то причудой, масонство очень неплохо спекулирует на грани между традиционной религиозностью и начавшимся «восстанием масс». Именно XVIII век – эпоха краха Средневековья в «долгом», броделевском смысле этого слова, многие медиевисты до сих пор вполне справедливо считают эпоху Просвещения своею вотчиной, которую у них безосновательно отобрали историки Нового времени. Медиевисты правы: это всё еще Средневековье, которое в России, например, фактически закончилось только в 1917 году, когда Советская власть буквально несколькими декретами отменила все крепостные пережитки и сословные ограничения, по большому счету, рабовладельческие, а не феодальные.

Иначе говоря, современная оппозиция «Россия – Запад» начала формироваться после 1815 года, т. е. после того как русские разбили Наполеона в «битве народов» под Лейпцигом, вошли в Париж, а затем навязали Европе «венскую модель».

В ходе Первой мировой войны эта модель рухнула, а в 1945-м была восстановлена. Тут не нужно строить каких-то иллюзий или стесняться чего-то. Эта венско-ялтинская модель всегда работает на консерватизм и на русских. Ее цель – сдерживать, душить буржуазно-революционные порывы, как шутилось в советском анекдоте про председателя КГБ, зачем-то повесившего на стену портрет всё того же Пушкина. Это выгодный Кремлю (или Царскому Селу, неважно) набор политических договоренностей с Западом, только и всего. Нарушение этих договоренностей, соответственно, вызывает в России недовольство, ибо воспринимается как угроза национальной безопасности, угроза естественная: мы не хотим, чтобы к нам пришел очередной Наполеон или Гитлер и начал нам указывать, как нужно жить, между делом вешая русских партизан.

Западный взгляд в этой оппозиции тоже можно при желании понять: а мы не хотим, чтобы ваши казаки купали лошадей в Сене или ваши калмыки скакали под Кунерсдорфом или Лейпцигом, нещадно расстреливая из луков благородное прусское юнкерство или французскую гвардию. Но на Западе другой идеологический бэкстейдж: считается почему-то, что переговоры (особенно с Россией) нужно всегда вести «с позиции силы»: эти славяне и калмыки, мол, такие дикие, что никакого другого языка не поймут. Модель поведения западного человека хорошо известна по различным колониальным историям, по «опиумным войнам», например.

Навязать «краснокожему» или «узкоглазому» неравноправный торговый договор с точки зрения буржуазной этики благо, а не зло; в эксплуатации негров или индусов, с точки зрения «просвещенного» британца вроде Киплинга, нет ничего дурного, наоборот, это «бремя белого человека», его миссия, крест, который он должен свято нести всему миру. И нетрудно догадаться, что подобная расистская этика берет свое начало еще во временах крестовых походов, а современный западный либерализм – ее логическое продолжение, изящно обернутое в упаковку теперь уже антиколониальную и покаянную, само собой, фальшивую.

Запад боится России – вот в чем дело. Этот страх обусловлен только тем, что Россия несколько раз показала себя гораздо эффективнее хваленых западных армий, несмотря на все их технологическое превосходство: и в 1709 году под Полтавой, и в 1759 году под Кунерсдорфом, и в 1814-м под Лейпцигом, и на полях Великой Отечественной войны, конечно. Это пугает, потому что это нелогично. Дикарь должен умирать, когда в него стреляют из пушки, а эти не умирают, их мало убить, их нужно еще повалить на землю, как саркастично заметил Фридрих II под Кунерсдорфом.

Россия не Запад просто потому, что это другой географический макрорегион и другая историческая судьба, которая так или иначе связывает вместе все евразийские народы много веков. Эту историю не нужно идеализировать и изображать ее как некий промысел божий, по которому все взяли и радостно побежали присягать русскому царю. В ней много кровавых пятен, но это же не значит, что нужно искать ветку в чужом глазу и не видеть бревна в своем. Как сказал Пушкин (третий раз мы его поминаем сегодня: что ж, бог любит троицу): «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Т. е. не лезьте к нам, мы как-нибудь сами разберемся со своими русско-татарскими, русско-черемисскими или русско-кумыцкими войнами, которых было немало, точно так же как и англо-французских или франко-германских внутри западной этносистемы.

Вот почему история Евразии чужда евроатлантической цивилизации так же, как и нам чужда война Алой и Белой Розы: можно книжку про это почитать, фильм Сергея Тарасова посмотреть – но живой, генетической связи с этими событиями у нас нет, а вот противостояние наших белых и красных нам понятно: у каждого есть какие-нибудь семейные предания столетней давности. Можно, конечно, напялить на себя широкополую шляпу и сапоги со шпорами и ходить в таком виде, но это не сделает тебя ковбоем. Можно надеть модное платье из Парижа, но от этого ты не станешь француженкой, а будешь просто очередной «интердевочкой», заплутавшей в чужих переходах пространств и времен. Вот в чем дело. Ты либо чужой в какой-то этносистеме, либо свой.

Россия и Запад – это два разных суперэтноса, две различные этносистемы, таксономически равнозначные китайскому или исламскому миру, а не «общехристианская цивилизация», закончившаяся если не в 1054 году, то в 1204 году точно. Это просто разные миры, как разные миры – Солнечная система и система звезды Барнарда (красного карлика), а не как Земля и Марс в одной звездной системе. У этих этносистем разный возраст, как у звезд своя эволюция, свой предопределенный термоядерным реактором срок.

Запад начал свое формирование в IX веке с походов викингов и с развала империи Карла Великого, из которой выделились будущие Франция и Германия. Россия, в свою очередь, начала движение в XIV веке на осколках древнерусской конфедерации и монгольской империи и несколько веков объединяла эти осколки: где-то войной, где-то договором; были свои провалы, свои глупости, свои «задержки в развитии», как, например, во время Смуты в начале XVII века, когда русские побросали всякую экспансионистскую политику и сцепились между собой. Но из всего этого и выросла в итоге современная русская, российская, советская, евразийская (всё это равнозначные понятия) цивилизация.

Термин «цивилизация», вообще, не совсем верен, потому что включает в себя прежде всего материальную культуру и не отражает невидимой географической и исторической логики. Археологи находят раковины каури на раскопках в Новгороде – это же не значит, что Новгород входил в некую «цивилизацию южных морей». Нужно думать системно и видеть уровни этнической зависимости, которые определяются историческими событиями, а не экзотическими побрякушками: новгородцы явно не дружат с суздальцами, но при этом «низовские полки» почему-то приходят на помощь в постоянной прибалтийской войне с немецкими крестоносцами, более того, зимой 1268/69 года в Новгород «великий баскак Володимерский Иаргаман и зять его Айдар со многими татары приидоша» – и в итоге немцы идут на «великое челобитье» и заключают мир. Русь была в монгольской системе, а воевать с монголами, в 1241 году уже показавшими Европе при Легнице и на реке Шайо, как нужно стрелять из лука, крестоносцы не хотели. То же самое случилось в 1939 году под Халхин-Голом, но наоборот: Монголия оказалась в советской системе, оформленной как договор о взаимопомощи СССР и МНР 1936 года, идентичный по смыслу договору Батыя и Ярослава Всеволодовича в 1243 году.

Здесь опять же не нужно заблуждаться и плеваться слюной, как некоторые националистические, неочерносотенные политики (не будем называть их по имени), которые кричат что-то в телеэкран про «границы 1914 года» и возрождение великой империи. В-первых, Российская империя не была великой, а была слабой и больной как минимум с середины XIX века; это объективный, эмпирический факт, подтверждаемый как революционным кризисом, так и позорными военными поражениями в Крымской, русско-японской и Первой мировой войнах. А во-вторых, суперэтнические различия и границы в принципе не являются отчетливыми, как не являются отчетливыми границы тумана, который тем не менее состоит из воды.

Всегда есть пограничные этносы, которые успешно балансируют между двумя, а то и тремя сверхдержавами.

Грузины, например, несколько веков лавировали между русскими, турками и персами, присягая то одним, то другим, то третьим. Это нормально и естественно для пограничного региона. Но нужно понимать простую вещь: это рискованно. Однажды можно заиграться и проиграть. И тогда всё закончится печально, т. е. расколом этноса; собственно, разного рода ферейданцы, ингилойцы и прочие субэтносы и конвиксии грузинского происхождения – историческое подтверждение этому тезису.

Само понятие «национальной идеи», повторимся, имеет мало смысла. Этнос естественен, как естественна корова, которая пасется на лугу и жует траву. Смысл всегда в том, чтобы жить на своей земле, рожать детей и делать то, что ты считаешь правильным. «Идея» появляется тогда, когда приходит серьезный противник и для самоопределения нужно сформулировать некую доминанту, политического или религиозного, или «культурного» характера, неважно, что: мы – не вы.

Вы сунниты, а мы шииты (потому что мы персы, а не арабы). Вы за Людовика XI, а мы за Карла Смелого (потому что мы бургундцы, а не французы). Вы за кружевные труселя, а мы за Россию (потому что мы дончане, а не украинцы). Вот как это работает. И вот почему в 1830-х гг. началось такое брожение идей в среде русских образованных людей (в основном еще дворян): потому что на Западе со второй половины XVIII века традиционную католико-протестантскую парадигму стала сменять безрелигиозная буржуазная модель, впервые «протестированная» на французской революции и на Наполеоне как главном продолжателе этой революции. В 1812-1815 гг. тест был успешно завален благодаря мужеству русских солдат.

Но когда в начале 1830-х эта модель вернулась (в несколько испохабленном, еще более «обуржуазившемся» виде) и пошла в наступление – русские были вынуждены дать свой интеллектуальный ответ. Дискуссия очень глупая, телевизионная, если внимательно посмотреть: вы палачи народов, ваш царь дурак, у вас страна рабов, ну а вы – клеветники России, ваш король ничем не лучше, мы вас от Наполеона вообще-то освободили, вы должны нам благодарны быть, а не мораль читать. Очень примитивный и потому популярный дискурс, сохранившийся и по сей день, с тою лишь поправкой, что место Наполеона занял Гитлер. Потому что Запад – это своего рода зеркало. Неважно, какую идею предлагает западный человек. Она не будет совпадать с евразийским взглядом на мир никогда. Этого просто не может быть, как не может на яблоне вырасти банан.

Это абсолютное естественное, инстинктивное отторжение. Нечто подобное уже было в русской истории несколько раз. В 1441 году, например, в Москве резко отвергли Флорентийскую унию, предполагавшую подчинение православных церквей Ватикану с сохранением обрядовой стороны. Во время Смуты русские отказались принять царем польского королевича Владислава; нет, они были даже согласны поначалу, но только при условии, что королевич примет православие; Владислав этого сделать не захотел. При этом, заметим мимоходом, патриотическое ополчение поддержали татары, и есть даже точка зрения, согласно которой Кузьма Минин был сыном крещеного татарина (Мина – татарское имя).

Еще в росписи похода 1604 года против самозванца, как замечал историк Станиславский, упоминаются 450 касимовских, 537 темниковских, 542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова. Т. е. опять возникает справедливое недоумение насчет «русского колониализма», который нам сейчас пытаются навязать в качестве исторической парадигмы: ежели русские в 1552-1556 гг. жестоко завоевали Поволжье, с какой стати сыновья этих самых завоеванных пошли спасать своих завоевателей, а не провозгласили независимость и не откололись от гадкой Московии? Конечно, подобные рассуждения не более чем политическая пропаганда и русофобия.

И русские, и татары, и финно-угорские народы Поволжья, и тунгус, и друг степей калмык, – всё единый евразийский суперэтнос, и сложился, спаялся этот суперэтнос окончательно именно во время Смуты.

Смута объективно нужна была этому быстро набухшему в XVI веке тесту. Тот, кто этого не понимает, тот в принципе не понимает истории России, ее системного развития, а рассуждает убогими западническими штампами, которые просто не годятся для евразийской истории; это постколониальные сопли самого Запада. Но считается обязательным эти сопли всем незападным цивилизациям навязать, всех упрямо запихать все-таки в прокрустово ложе борьбы за истинную демократию. Это по́шло, глупо и не вызывает ничего, кроме раздражения.

У России другие проблемы, прежде всего, этнический раскол на красных и белых, ставший очевидным во время Гражданской войны 1917-1922 гг.; современные события заканчивают эту войну: конфликт на Донбассе начался не в 2014 году, а в 1918-м, когда большевик Артём в пику Центральной раде провозгласил Донецко-Криворожскую советскую республику; армяно-азербайджанское противостояние тоже вспыхнуло, нетрудно заметить, не в 2020 году и не в 1988-м, а в начале XX столетия.

Не нужно строить иллюзий (повторим это в третий раз): история Евразии сложна и кровава, потому что самостоятельна; в ней нет и не может быть однозначных ответов по принципу «мы всегда жили дружно». Мы не всегда жили дружно.

Но это не значит, что нужно навязывать свою историческую схему и воспитывать на соросовские деньги дебилов, которые потом всем в интернете рассказывают про угнетение и про варварское стремление Советов вторгнуться в цивилизованную Европу и всех завоевать. Не нужна никому ваша Европа, и завоевывать ее никто не будет. Нам нужен мир и покой, а не война. Еще товарищ Сталин это прекрасно понимал и удерживал своих красных командармов от того, чтобы развивать наступление на финском или маньчжурском направлении, предпочитая заключить худой мир; эта его миролюбивая (sic!) политика и обернулась-то в итоге вероломным нападением 1941 года.

Россия – не Запад, потому что это большой системный блок, развивавшийся по тем же законам, что и любой другой суперэтнос: началось всё с группы фанатиков (т. е. в данном случае православных мистиков – исихастов, собравшихся в Москве XIV столетия и выдвинувших в качестве альтернативы видимому, земному миру концепцию «Святой Руси»), потом это государство почему-то очень быстро начало расти, и уже к XVII веку превратилось в евразийскую империю, претендующую на самостоятельную роль в большой геополитической игре.

Россия просто заняла месторазвитие, которое ей было суждено занять: не в силу какого-то промысла божьего, а в силу причин сугубо географических. Нужно было наполнить «котёл» биомассой – и он был в итоге наполнен, суп был сварен, все три основные природные зоны (арктическая, лесная и степная) были более-менее исследованы и бегло заселены. Суперэтническая система сложилась. А вот в XX веке начался уже процесс обратный, энтропийный – процесс постепенного ослабления ведущего (титульного, как говорят в таких случаях) великорусского этноса, его пассионарного упадка, системного «выгорания». Вот почему XX век оказался таким сложным, таким болезненным для истории России.

Вот почему проиграны несколько войн и случилось несколько революций. Этой слабостью многие пользуются, и это тоже естественно, и естественно, что всё больше проникает идей, скажем так, сомнительных. С этим нужно не то чтобы бороться: у нас демократическая страна по итогам XX столетия. Но нельзя позволять этим идеям и людям, которые такие идеи проповедуют, давать разрушать главное, что у нас осталось, т. е. единство евразийских народов, их культурную общность, их следование всем понятному стереотипу поведения, который часто называют «советским».

Это не обязательно должно быть выражено какими-то словами – это именно интуитивное, подсознательное противопоставление: «мы – не они», Россия не Запад, Евразия не Евроатлантика. Это разные «миры». Географически и исторически разные. Это можно доказывать бесконечно и объяснять на пальцах людям, почему это так, а не как им рассказали в соросовском институте, объяснять рациональными, научными, очень умными и понятными словами.

Но в конечном счете это вопрос веры. Если человек уже в западной системе, он вам просто плюнет в рожу и скажет: я зарабатываю столько-то в долларах или евро, а вот кто ты такой – я не знаю. Переубедить такого человека нельзя. А потому верной была, есть и остается евангельская максима «блаженны нищие духом», т. е. хорошо тем, кому плохо, кто еще не успел продаться и «обуржуазиться». Вот те, кто успел наладить счастливую буржуазную жизнь – вот они погибшие люди. Потому что они мертвы, они уже в машинке корпоративного феодализма. А мы еще нет. Мы не подписали еще договора с дьяволом. Мы нищи духом, мы недовольны, а стало быть, живы. Стало быть, мы еще поспорим, постараемся, посопротивляемся.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Телебашня в КЧР засияет в честь открытия Всероссийского фестиваля «Молодые Таланты Отечества»

Юные вокалисты участвуют в фестивале «Молодые таланты Отечества»

Сколько раз Россия воевала с Турцией?

В Краснодарском крае в аварии с КамАЗом погиб водитель легковушки

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я