Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8 9
10
11 12
13
14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

5 знакомых всем картин с жуткими, если вникать, сюжетами

0 11

Екатерина I — Невеликая. Как «чухонская девка» дала России передышку

Здание автосалона отдали под КРТ в Екатеринбурге

«Отступать настолько медленно, насколько это возможно»

История скульптора-фронтовика передана на вечное хранение в Музей Победы

Многие картины мы привыкли видеть с детства в виде репродукций в журналах или же встречать в интернете. Так часто, что даже не задумываемся, а что на них, собственно говоря, изображено и почему именно это. В то же время за иными картинами стоит страшная или просто необычная история.

Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву

Многие уверены, что картина изображает неравный брак — старик, пользуясь своей властью, взял замуж очередную молодую жену и трясется над ней, как скупец над своим сокровищем. На деле картина написана по трагической легенде об одной из наложниц царя (законно считалось брать только трех жен, все, что сверх этого, браком церковь считать отказывалась — так что фактическая супруга Василиса, будучи по счету пятой или шестой, жила в позоре).

«Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну», Григорий Седов (1875)

По этой легенде Грозный воспылал похотью к молодой замужней женщине по имени Василиса и убил ее мужа, чтобы забрать себе в жены. Позже по легенде была поставлена пьеса в стихах, в которой царь, любуясь спящей Василисой, слышит, что она во сне признается в любви к другому, приходит в ярость и убивает ее. Именно этот момент, похоже, и запечатлен художником Григорием Седовым.

Правда, сейчас историки сомневаются в том, что Василиса была реальным историческим персонажем — скорее, она стала собирательным образом загубленных Грозным молодых женщин, ведь он изнасиловал и сгубил много молодых жительниц Москвы.

Сюжет о муже, убитом, чтобы забрать жену, мог быть взят из библейской истории царя Давида. Да и в образе царя Седов допустил ряд ошибок из-за того, что многое о Грозном было еще неизвестно вообще или широкой публике. На самом деле в пожилом возрасте царь сильно растолстел и потерял все волосы на голове, включая бороду, из-за хронического сифилиса. А пока волосы были — они были рыжими.

Мазепа и волки

Загадочный голый юноша, привязанный к спине лошади, на чье изображение можно наткнуться порой в самых неожиданных местах как на иллюстрацию к статье о кошмарах — никто иной, как тот самый гетман Мазепа, который фигурирует в пушкинской «Полтаве» (той самой, где «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут»).

«Мазепа и волки», Орас Верне. 1986

Сопоставить Мазепу с картины и Мазепу из «Полтавы» очень трудно, потому что у Пушкина — уже пожилой мужчина с седым чубом, а на картине — юноша в расцвете молодости и с прической безо всякого национального колорита, но, тем не менее, это один человек.

По легенде, Иван Мазепа был очень хорош собой и в молодости соблазнил графиню-польку. Ее ревнивый муж, обнаружив у себя дома непорядок, Мазепу изловил и, как есть, голышом, приказал привязать к коню и пустить на все четыре стороны. Пока конь скакал прочь от замка, за ним увязались волки. По счастью, погоня была недолгой — конь быстро выбежал к людям, отпугнувшим зверей и оказавшим юноше помощь.

Русскому читателю Пушкина трудно представить, что такого манящего нашли в истории на Западе, но по легенде о голом Мазепе Байрон написал поэму, а Вольтер — книгу (точнее, вставил ее в книгу). Художник же Орас Верне увековечил ее в красках.

Картина для него самого не слишком-то типична — он предпочитал многофигурные сцены сражений, и до сих пор неясно, почему он взялся именно за этот сюжет.

Нельзя даже заподозрить его к нелюбви к польским графам (он нарисовал аллегорию терзаемой Россией Польши) или в обожании к казакам (он же нарисовал картину с казаками в роли грабителей). Кстати, сочувствие Польше не помешало ему нарисовать очень комплиментарный портрет русского царя Николая I с супругой.

«Мазепа, окруженный лошадьми», Херринг. 1833

За отсутствием большого выбора вариантов, портреты юного Мазепы моментально стали аналогом картин со Святым Себастьяном — в общем, в гей-культуре Франции занял важное место. Кроме Верне, в живописи его увековечили Делакруа, Жерико, Буланже, Шассерио и Делиньи. С их картин, по видимости, активно снимали копии, как живописные, так и графические. Сам Верне нарисовал голого Мазепу аж два раза — с волками и без них.

Розы Гелиогабала

А этой картиной часто сопровождают статьи об античных пиршествах и оргиях, и мало кто задумывается, что на ней изображено массовое убийство. По историческим свидетельствам, римский император Гелиогабал, вступивший на трон мальчиком-подростком, был крайне развратен и не хотел знать рамок ни в чем.

«Розы Гелиогабала», Лоуренс Альма-Тадема. 1888

Пиры его действительно часто переходили в оргии. Но точно так же, как и похоти, он легко давал ход своей жестокости.

По легенде, собрав на одном из своих пиров представителей нескольких знатных семейств, которые за спиной нелестно о нем отзывались, Гелиогабал засыпал их лепестками роз и они умерли, погребенные тоннами ароматных лепестков. Император, видимо, счел такую казнь достаточно уважительной, чтобы не бояться мести. Впрочем, нет ни одного подтверждения этой истории — но сам сюжет зачаровывал европейцев многие века.

«Погребение в цветах», Павел Сведомский

Плот «Медузы»

Множество людей, полуголыми сгрудившихся на плотике, говорит само за себя — это жертвы кораблекрушения. Они отчаянно машут кому-то невидимому красным и белым кусками ткани, значит, их вот-вот заметят и спасут. Действительно, так и вышло. В июле 1816 года моряки судна «Аргус» сняли с плота пятнадцать человек. Как оказалось, это были люди с шедшей ранее одним курсом с «Аргусом» «Медузы».

Плот «Медузы», Теодор Жерико. 1819

2 июля капитан «Медузы» заметил, что по корпусу корабля пошла трещина. Он принял решение переместить всех с корабля на плот. Набралось почти полторы сотни человек на одном плоту. Притом провианта было взято совсем немного. Сам капитан сидел с офицерами в шлюпке, которая должны была буксировать плот — но во-время непогоды плот то ли оторвало, то ли пассажиры шлюпке в панике перерубили канат, опасаясь, что плот сейчас утонет и утянет их на дно.

Естественно, очень быстро одна за другой прошло несколько массовых драк, в ходе которых было убито много людей.

В конце концов самые крепкие и сообразительные выбросили в океан оружие. Они также столкнули с плота самых слабых и раненых, чтобы немного его разгрузить. Оставшиеся долго плыли, не зная куда и предаваясь каннибализму, пока пятнадцать оставшихся в живых моряков (пассажиры, вроде бы, не выжили вовсе) не были спасены экипажем «Аргуса». Капитана, конечно же, судили, но жизни более сотни человек было не вернуть.

Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра»

Жерико был одним из художников, рисовавших голого Мазепу. Вообще откровенно голых мужчин во весь рост художники рисовали неохотно, предпочитая обнажать мертвых женщин. Но для плота Жерико сделал исключение, чуть не демонстративно развернув на зрителя нагое тело красивого юноши. Он также не догадался изобразить двухнедельную щетину на потерпевших крушение, что заставляет картину выглядеть не слишком реалистичной.

Тем не менее, она имела успех и до сих пор остается одной из самых узнаваемых картин, нарисованных по реальным трагическим событиям.

Боярыня Морозова

Эту картину в России знает каждый с детства, хотя представление о точном ее сюжете у многих смутное — она сливается с картинами о допетровской Руси, которые были в моде в девятнадцатом веке. По снегу едут сани, перед которыми неохотно расступается, пропуская, толпа.

«Боярыня Морозова», Василий Суриков. 1884—1887

В санях бледная женщина в черном подняла руку, то ли проклиная, то ли благословляя людей вокруг. Ее руки соединяет цепь — что часто плохо видно на репродукциях, так что многие современные россияне не замечали кандалы Морозовой. В толпе выделяет женщина в желтом платке, которая отвешивает боярыне поклон.

Боярыня Морозова была раскольницей, староверкой, то есть христианкой, не принявшей реформу православия в России. Она пострадала за свои убеждения — и за то, что ради них «мутит народ». Повесть о боярыне Морозовой относится к сокровищнице сибирской раскольничьей литературы — после раскола сосланные староверы очень активно начали писать жития своих погибших товарищей.

В какой-то момент можно было сказать, что основной массив русских литературных текстов относится именно к староверской культуре.

Морозова изображена страшно худой и бледной, и это не случайно. Во‑первых, картина воссоздает момент, когда боярыню-раскольницу перевозят из одного места заключения в другое. Во‑вторых, Морозова умерла, заморенная в подземелье голодом. В то время заключенных не кормили за счет казны — они должны были надеяться на милость прохожих, которые кидали хлеб в подвальные окна острогов.

К Морозовой никого не подпускали, так что еды ей было взять неоткуда. Перед самой смертью женщина успела попросить, чтобы ей дали постирать в речке рубаху — чтобы умирать в чистом, по обычаю. Эту милость ей предоставили. Страшное худое и бледное лицо боярыни на картине, вероятно, напоминает, что ее заморили голодом.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века

Вопреки обыкновенному представлению о Морозовой как о не понимающей прогресса религиозной фанатичке, боярыня была просвещенной женщиной, с интересом относящейся к западным тенденциям в быту и искусстве. В частности, она отстроила шикарную усадьбу по западному образцу.

Морозова рано овдовела и именно она занималась всеми финансовыми вопросами своей семьи — состоящей из нее и малолетнего сына. Чтобы усмирить свою плоть и не думать о новом браке, который мог повредить правам ее сына, Морозова постоянно носила власяницу, молилась и постилась, но, видимо, этого было недостаточно.

Протопоп Аввакум, значимая фигура у раскольников, предлагал ей выколоть глаза, как сделала святая Мастридия, чтобы не соблазнять взглядами мужчин и не соблазняться самой — видимо, боярыня признавалась ему в том, что порывы плоти у нее не прекращаются.

Царь Алексей Тишайший вовсе не налетел на боярыню, аки коршун, за ее староверчество. Он долго уговаривал ее принять новый обряд, пытался поощрять, отнимая и возвращая поместья, подсылал к ней мужа ее сестры с увещеваниями.

Перетянуть Морозову на свою сторону было очень важно для царя, поскольку она серьезно поддерживала раскольников Москвы. Боярыня была важной фигурой в религиозно-политической игре. Морозова даже оскорбила царя, отказавшись явиться на его свадьбу с Нарышкиной, матерью Петра I — и ей за это ничего не было. Однако в конце концов Алексей Михайлович решил арестовать боярыню и сломать ее либо уничтожить.

Смотрите также — Картины советских художников-реалистов, которые вам наверняка понравятся

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Екатерина I — Невеликая. Как «чухонская девка» дала России передышку

Пушкинские карты: как отметят юбилей поэта

История скульптора-фронтовика передана на вечное хранение в Музей Победы

«Отступать настолько медленно, насколько это возможно»

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я