Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2
3
4 5 6 7 8 9 10
11
12 13
14
15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25 26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

О чем писали забытые поэты? Часть 1

0 78

Отключение электричества в Сочи 26, 26 и 28 апреля 2024: кто и почему останется без света

Отключение электричества в Сочи 19 апреля 2024: кто и почему останется без света

В 1-м квартале аренда госимущества принесла госбюджету 208 млн гривен

20 апреля: какой сегодня праздник, что было в этот день

Кажется, Андре Моруа сказал, что «память о мертвых есть совесть живых». Леонид Филатов остался в памяти десятками сыгранных ролей, но более всего циклом передач «Чтобы помнили», посвященным ушедшим актерам. За это низкий поклон памяти актера… Но как до обидного мало передач и заметок об ушедших поэтах! О тех, кто был наделен искрой Божьей, силой «царственного слова» и чьи имена покрыты или покрываются забвением. А ведь они были, жили, страдали, любили, радовались и горевали, и слагали стихи о своем времени и о себе. Они достойны благодарной памяти, достойны бессмертия, ибо они поэты. Елена Ширман (1908−1942) Елена Михайловна Ширман родилась 3 февраля 1908 года в Ростове-на-Дону в русско-еврейской семье. Её отец был штурманом, впоследствии стал служащим, мама была учительницей, затем музейным работником. Елена с детства страстно любила литературу, сочиняла стихи, неплохо рисовала. Поступив в библиотечный техникум, она с шестнадцати лет публикуется в ростовских, а потом и в московских изданиях («Октябрь», «Смена» и др.) В 1933 году, поступив в Ростовский пединститут, начала работать в библиотеке. И всё время писала стихи — о родине, о поэзии, о любви. В 1937 году Елена Ширман поступила в Литературный институт им. Горького и посещала творческий семинар И. Сельвинского. С начала Великой Отечественной войны Елена Ширман — редактор выходившей в Ростове агитгазеты «Прямой наводкой». Она писала агитационные листовки и открытки. В 1942 году был издан стихотворный сборник Елены Ширман «Бойцу Н-ской части». Елена Михайловна ШирманФото: ru.wikipedia.org Подробности ее гибели более двадцати лет были неизвестны. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтной она была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции. Фашисты ненавидели ее за сатирические стихотворения и карикатуры. На глазах Елены расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день казнили уже саму поэтессу, заставив перед этим вырыть самой себе могилу. О жизни и гибели Елены Ширман рассказано в повести Татьяны Комаровой «Старости у меня не будет…», выпущенной в 1967 году Ростовским книжным издательством. Там же напечатано и послесловие Ильи Львовича Сельвинского, где он написал о Лене: «Елена Ширман делала большое боевое дело. Я преклоняюсь перед героизмом Елены, она погибла, не унизив страхом ни себя, ни Родины…». И о её поэзии он написал: «…Она широка и отважна… Перед нами замечательный поэт, сочетающий в себе философский ум с огромным темпераментом и обладающий при этом почерком, имя которого — эпоха». Елена Ширман переписывалась с начинающими авторами. Стихи одного из них произвели на неё сильное впечатление. Юношу звали Валерий Марчихин, и между 15-летним поэтом и 29-летней журналисткой завязалась переписка. Были даже две встречи в 1939 году — в станице Лабинской и в Полтаве, где Валерий служил в армии, а всё остальное — письма и стихи Елены об этой любви. Их переписка продолжалась шесть лет. Валерий погиб в самом начале войны, летом 1941 года, но Елена о его смерти так и не узнала. Ему же она посвятила самое известное свое стихотворение. Этот верлибр считается одним из самых пронзительных в русской любовной поэзии ХХ века. Эти стихи, наверное, последние,Человек имеет право перед смертью высказаться,Поэтому мне ничего больше не совестно.Я всю жизнь пыталась быть мужественной,Я хотела быть достойной твоей доброй улыбкиИли хотя бы твоей доброй памяти.Но мне это всегда удавалось плохо,С каждый днём удаётся всё хуже,А теперь, наверно, уже никогда не удастся.Вся наша многолетняя перепискаИ нечастые скудные встречи —Напрасная и болезненная попыткаПерепрыгнуть законы пространства и времени.Ты это понял прочнее и раньше, чем я.Потому твои письма, после полтавской встречи,Стали конкретными и объективными, как речь докладчика,Любознательными, как викторина,Равнодушными, как трамвайная вежливость.Это совсем не твои письма. Ты их пишешь, себя насилуя,Потому они меня больше не радуют,Они сплющивают меня, как молоток шляпу гвоздя.И бессонница оглушает меня, как землетрясение.… Ты требуешь от меня благоразумия,Социально значимых стихов и весёлых писем,Но я не умею, не получается…(Вот пишу эти строки и вижу,Как твои добрые губы искажает недобрая «антиулыбка»,И сердце моё останавливается заранее.)Но я только то, что я есть, — не больше, не меньше:Одинокая, усталая женщина тридцати лет,С косматыми волосами, тронутыми сединой,С тяжёлым взглядом и тяжёлой походкой,С широкими скулами, обветренной кожей,С резким голосом и неловкими манерами,Одетая в жёсткое коричневое платье,Не умеющая гримироваться и нравиться.И пусть мои стихи нелепы, как моя одежда,Бездарны, как моя жизнь, как всё чересчур прямое и честное,Но я то, что я есть. И я говорю, что думаю:Человек не может жить, не имея завтрашней радости,Человек не может жить, перестав надеяться,Перестав мечтать, хотя бы о несбыточном.Поэтому я нарушаю все запрещенияИ говорю то, что мне хочется,Что меня наполняет болью и радостью,Что мне мешает спать и умереть.… Весной у меня в стакане стояли цветы земляники,Лепестки у них белые с бледно-лиловыми жилками,Трогательно выгнутые, как твои веки.И я их нечаянно назвала твоим именем.Всё красивое на земле мне хочется называтьтвоим именем:Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,Все зори и все облака с розовато-желтой каймою —Они все на тебя похожи.Я удивляюсь, как люди не замечают твоей красоты,Как спокойно выдерживают твое рукопожатье,Ведь руки твои — конденсаторы счастья,Они излучают тепло на тысячи метров,Они могут растопить арктический айсберг,Но мне отказано даже в сотой калории,Мне выдаются плоские буквы в бурых конвертах,Нормированные и обезжиренные, как консервы,Ничего не излучающие и ничем не пахнущие.(Я то, что я есть, и я говорю, что мне хочется.)… Как в объёмном кино, ты сходишь ко мнес экрана,Ты идёшь по залу, живой и светящийся,Ты проходишь сквозь меня как сновидение,И я не слышу твоего дыхания.… Твоё тело должно быть подобно музыке,Которую не успел написать Бетховен,Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,Захлебнуться ею, как морским прибоем.(Эти стихи последние и мне ничего большене совестно.)Я завещаю девушке, которая будет любить тебя:Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности,Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,Пусть пальцы её будут нежными, как мои мысли.(Я то, что я есть, и это не то, что нужно.)… Я могла бы пройти босиком до Белграда,И снег бы дымился под моими подошвами,И мне навстречу летели бы ласточки,Но граница закрыта, как твоё сердце,Как твоя шинель, застёгнутая на все пуговицы.И меня не пропустят. Спокойно и вежливоМеня попросят вернуться обратно.А если буду, как прежде, идти напролом,Белоголовый часовой поднимет винтовку,И я не услышу выстрела —Меня кто-то как бы негромко окликнет,И я увижу твою голубую улыбку совсем близко,И ты — впервые — меня поцелуешь в губы.Но конца поцелуя я уже не почувствую.1941 Алексей Тимофеевич Прасолов (1930−1972) Русский советский поэт, журналист. Родился 13 октября 1930 года в Воронежской области. В семнадцать лет поступил учиться в педагогическое училище. После окончания полтора года учительствовал в сельских школах. Работал корректором в воронежской газете «Молодой коммунар». Писать стихи Алексей Прасолов начал рано. Первым оценил его поэтическую одаренность редактор газеты «Заря коммунизма» Б. И. Стукалин. По его инициативе юношеские стихи Прасолова публиковались сначала в россошанской, а затем в воронежской газете «Молодой коммунар». Алексей Тимофеевич ПрасоловФото: Источник «Профессиональным» писателем Алексей Прасолов смог сделаться лишь в последние годы жизни. Он занимал разные должности (начиная с корректора), а также печатал очерки, рассказы, фельетоны во многих городских и сельских газетах Воронежской области. В 1964 году стихи поэта были опубликованы в «Новом мире». Через два года в Воронеже выходит его книга «День и ночь», а в Москве, в «Молодой гвардии», — небольшой сборник «Лирика». Затем в Воронеже были изданы еще две книги 12 февраля 1972 года Алексей Прасолов добровольно ушел из жизни. Мать наклонилась, но век не коснулась,Этому, видно, ещё не пора.Сердце, ты в час мой воскресный проснулось —Нет нам сегодня, нет нам вчера. Есть только свет — упоительно-щедрый,Есть глубиной источаемый свет,Незащищенно колеблясь без ветра,Он говорит нам: безветрия нет. Мать, это сходятся в сердце и в домеНеразделимые прежде и вновь,Видишь на свет — в темножилой ладониЧутко и розово движется кровь. Видишь ли даль, где играют, стремятся,Бьются о стены и бьют через край,Реют, в извилинах тёмных змеятсяМысли людские… Дай руку. Прощай.1969 Евгений Иванович Блажеевский Даты жизни: 5 октября 1947, Гянджа (бывш. Кировабад) − 8 мая 1999, Москва. Русский поэт, трагический голос которого стал одним из символов русской поэзии конца прошлого века. Песня на стихи Блажеевского «По дороге в Загорск» (это магистрал одноименного венка сонетов) прозвучала в исполнении иеромонаха Фотия на «Голосе-4». Евгений Иванович БлажеевскийФото: novayagazeta.ru О нем известно крайне мало, можно сказать, вообще ничего. Евгений Блажеевский был почти не замечен критикой, «ибо не участвовал в игрищах на ярмарке тщеславия, он, Поэт милостью Божьей, достойно прошел свой крестный путь, творя Красоту и Поэзию из всего, к чему бы ни прикасался. Те, для кого русская поэзия — смысл жизни, знают, кого они потеряли. Иным еще предстоит открыть для себя этого блистательного лирика…» (Некролог в газете «Московский комсомолец» 11 мая 1999 года) * * *Когда-нибудь настанет крайний срок,Для жизни, для судьбы, для лихолетья.Исчезнет мамы слабый голосокИ грозный голос моего столетья. Исчезнет переплеск речной воды,И пёс, который был на сахар падкий.Исчезнешь ты, и легкие следыС листом осенним, вмятым мокрой пяткой. Исчезнет всё, чем я на свете жил,Чем я дышал в пространстве оголтелом.Уйдет Москва — кирпичный старожил,В котором был я инородным телом. Уйдёт во тьму покатость женских плеч,Тех самых, согревавших не однажды,Уйдут Россия и прямая речь,И вечная неутоленность жажды. Исчезнет бесконечный произволВременщиков, живущих власти ради,Который породил, помимо зол,Тоску по человечности и правде.Исчезнет всё, что не сумел найти:Любовь любимой, легкую дорогу…Но не жалею о своем пути.Он, очевидно, был угоден Богу.1997 Никола Пуссен, «Вдохновение поэта»Фото: artchive.ru Вадим Сергеевич Шефнер Даты жизни: 30 декабря 1914 (12 января 1915), Петроград − 5 января 2002, Санкт-Петербург. Советский прозаик, поэт и переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент. Родился 30 декабря 1914 года (12 января 1915) в Петрограде в семье военного. Внук генерал-лейтенанта А. К. Шефнера, основателя порта Владивосток. Почти всё детство и юность провёл в Петрограде. В 1921 году семья переехала в Старую Руссу Новгородской губернии к месту службы отца. После школы окончил ФЗУ, в 1930-е годы был рабочим на различных ленинградских заводах. Вадим Сергеевич ШефнерФото: Библиотека советской поэзии, М, 1967, ru.wikipedia.org В первые месяцы Великой Отечественной войны был рядовым, с 1942 года — фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта «Знамя победы», закончил войну в звании старшего лейтенанта. Писать стихи начал в детстве. В 1933 году опубликовал в журнале «Резец» первое стихотворение «Баллада о кочегаре». С 1938 года занимался в поэтическом семинаре-студии «Молодёжное объединение» при Союзе Писателей. В 1940 году издал первую книгу стихов «Светлый берег». Вторая книга стихов («Защита») вышла в 1943 году в блокадном Ленинграде. В 1943−1945 годах создаёт своё наиболее крупное поэтическое произведение — поэму «Встреча в пригороде», в которой отражены события героической обороны Ленинграда. С 1960 года писал преимущественно прозу, особенно известен как автор фантастических рассказов.В 1940 году создает одно из самых своих известных и нежных стихотворений о любви.Нет, ночи с тобою мне даже не снятся, —Мне б только с тобою на карточке сняться,Мне б только пройти бы с тобою весноюЛазоревым лугом, тропою лесною.С тобой не мечтаю я утром проснуться, —Мне б только руки твоей тихо коснуться,Спросить: «Дорогая! скажи мне на милость,Спалось ли спокойно и снов ли не снилось?»Спросить: «Дорогая! За окнами елиНе слишком ли за полночь долго шумели,Не слишком ли часто автомобилиНа дальнем шоссе понапрасну трубили?..Не слишком ли долго под вечер смеркалось,Не слишком ли громко рыба плескалась,Не слишком ли долго кукушка скучала,Не слишком ли громко сердце стучало?»1940 Продолжение следует…...

Эту статью описывают теги: Елена Ширман, поэзия, Плексей Прасолов, Евгений Блажеевский, русская поэзия, поэты, поэтесса, Великая Отечественная война

Читайте также

В тренде на этой неделе

Отключение электричества в Сочи 26, 26 и 28 апреля 2024: кто и почему останется без света

Ленин с трубочкой, Ленин-«рэпер» и Ленин-ребёнок: почему женское пальто — не самая странная деталь скульптуры вождя

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я