Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021
Апрель 2021
Май 2021 Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Голос якутского хомуса: Альбина Дегтярева и ее удивительные истории

0 402

В Якутии планируют построить автодорогу от Ленска в сторону Иркутской области

Анна Пересильд, Леон Кемстач, Светлана Иванова, Яна Чурикова, Саша Стоун и другие гости «белой вечеринки» в рамках ММКФ

12 золотых, 4 серебряные и 14 бронзовых медалей завоевали российские паралимпийцы по итогам трёх дней чемпионата Европы по плаванию

Артисту великолукского театра присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

Фото из архива Альбины Дегтяревой.

Альбина Дегтярева-Айархаана Хомус Хотун — заслуженная артистка РС(Я), лауреат Государственной премии «Душа России», виртуоз-хомусист мира, основатель и руководитель всемирно известной этно-группы «Айархаан», ведущий мастер сцены Государственного театра эстрады.

А начиналось всё в небольшом вилюйском селе Кыргыдай, в семье Михаила Егоровича и Анны Еремеевны Ивановых, где на хомусе играли все – и родители, и четверо их детей.

Из рода мастеров

С мамой, братьями и сестрой. Фото из архива Альбины Дегтяревой.

— В те годы это было редкостью. Все связанное с фольклором казалось каким-то пережитком, мы даже на концертах в клубе вместе никогда не выступали, хотя папа руководил школьным ансамблем хомусистов, и к маме постоянно захаживали за советами как к хомусистке-импровизатору.

По специальности же папа был школьным учителем, секретарем первичной партийной организации – и при этом проводил все ысыахи нашего наслега. Мама работала сначала ветеринаром, потом мастером маслоцеха, бухгалтером в сельсовете.

А вот из своих бабушек и дедушек я никого не застала, и в детстве это была моя боль. Глядя на тех, у кого они были, я думала: как это, когда тебя любят не только мама и папа? Какая она – любовь старшего поколения? Любовь, защита… Наверное, так и зародился мой интерес к наследию предков. Я рано узнала, что с маминой стороны в нашем роду были мастера по металлу, которые делали удивительные по красоте чепраки, дэйбииры. Но все это погибло в огне, когда мамин родной дом – и не только этот дом, но и целый участок «Свердлов» — поглотил лесной пожар. Людей спасло озеро — забравшись в него, они стояли по горло воде, пока вокруг бушевало пламя…

После этого пожара моей маме, тогда четверокласснице, пришлось уйти из школы: ее отец был сильно обожжен, надо было ухаживать за ним. Но, видимо, способности к учебе у нее были недюжинные, раз позже она справлялась с работой бухгалтера.

Мне всегда казалось: нет на свете ничего, с чем бы мама не могла справиться. Нас, детей, было четверо — Оксана, Георгий, Володя и я, и она всех обшивала, а модницы наслега заказывали ей не только платья, но и пальто, шубы. Шила мама и костюмы для участников нашего школьного ансамбля. Не помню, чтобы она когда-нибудь сидела без дела — но и при такой занятости с хомусом не расставалась никогда.

«Эта девочка меня порадует»

— Тогда и мастера, занимающиеся изготовлением хомусов, были наперечет. Инструменты мамы и папы изготовил знаменитый Амынньыкы Уус из Табаги Мегино-Кангаласского района. А привозил эти хомусы Иван Егорович Алексеев-Хомус Уйбаан, который каждый год приезжал в Кыргыдай и всегда был у нас желанным гостем. Иван Егорович рассказывал, что в один из таких приездов, стоило ему при входе хлопнуть дверью, в ответ тут же раздался плач грудного ребёнка. Это была я. Со словами: «Ишь, как заливается, дядю своего приветствует», — нас немедленно «познакомили», и, как он сам потом признавался, у него вдруг мелькнула мысль: «Эта девочка когда-нибудь меня порадует».

…Привезенные им хомусы родители берегли, как зеницу ока: бережно завернув в несколько слоев ткани и положив на самое дно сумки, мама эту сумку убирала в шифоньер на верхнюю полку в напрасной надежде, что я дотуда не дотянусь. Но мне так хотелось играть самой, что прятать хомус от меня было бесполезно. Стоило кому-то из старших взять инструмент, я поднимала крик и успокаивалась лишь после того, как заветная вещь оказывалась в моих руках.

Хорошо помню то мгновение, когда в первый раз удалось извлечь из хомуса звук: меня всю словно озарило, тело завибрировало…  Было мне тогда два года от роду. Это вообще был для меня переломный год, определяющий: я тогда впервые увидела восход солнца, впервые побывала на ысыахе, впервые села на лошадь – и все это навсегда запечатлелось в памяти.

Всадница

На том самом ысыахе. Фото из архива Альбины Дегтяревой.

— В тот день женщины въезжали на тюсюлгэ верхом, а мужчины вели лошадей под уздцы. Я сидела на закорках у своего брата Горика, но завидев нарядную маму на белой лошади и папу рядом с ней, заставила спустить меня на землю и устремилась к ним с криком «я тоже хочу!». Папа попытался мне объяснить, что нельзя, что конь может взбрыкнуть — но куда там, мой плач перекрыл вступление алгысчита, и стоявшие рядом старики из опасения, что я расстрою всю церемонию, сказали папе: «Эта лошадь смирная, усади ее». И я, взмыв вверх на сильных папиных руках, в то же мгновение оказалась в седле, почувствовав всем своим существом мощь прекрасного создания – дитя Джесегея, и меня охватил такой восторг, что перехватило дыхание, а когда способность дышать вернулась, из горла вырвался… не крик радости, а совсем другой звук, который будет сопровождать меня всю мою жизнь – призывное конское ржание. Зов жизни, зов воли. Помню изумленные взгляды со всех сторон — должно быть, удивительно было слышать этот звук из тельца двухлетней девочки и увидеть такую крошку верхом. Кто-то даже снимок сделать успел.

Потом этот звук стал вырываться у меня непроизвольно в минуты сильного волнения или радости. Как бы я ни стыдилась этого, как ни стеснялась – подавить его не могла. Класса до пятого-шестого мучилась. Потом вроде справилась. Но когда через много лет увидела фотографию с того памятного ысыаха – он вернулся. А позже я вплела его в песнь своего хомуса.

Наставница

С мамой. Фото из архива Альбины Дегтяревой.

— Хомус – удивительный инструмент. Когда старший брат Георгий учился в Ленинграде, я очень тосковала по нему, и он, словно догадываясь об этом, время от времени присылал нам аудиооткрытки с музыкальными приветами, играя на хомусе, и включая их, я чувствовала, как острая тоска словно растворяется, отступает куда-то.

Сама я к тому времени уже не только играла. Еще в первом классе моя учительница Евдокия Гаврильевна Николаева сказала: «Ты могла бы поучить тех, кто хочет», — и в семь лет я оказалась в роли наставницы. Пришли не только первоклашки — припоминаю и ребят постарше на год-два. Мы потом даже в концертах участвовали.

А когда, закончив в родном Кыргыдае восьмилетку, я продолжила учебу в Вилюйске, учительница якутского языка Павлина Даниловна Иванова тоже попросила меня заниматься с желающими, и там уже все было серьезнее. «С организацией я помогу, если для репетиций понадобится освобождение от уроков – тоже», — сказала она. И костюмы добыла – с заячьей опушкой, как сейчас помню. При такой поддержке мы вскоре стали завоевывать победы на городских и районных фестивалях и конкурсах.

Примерно в это время известный вилюйский ювелир Кылыадьы Уус начал изготавливать и хомусы. Позже он основал свою школу прямо у себя дома, и его ученики Реворий Чемчоев-Чомчоо Уус, Кирилл Мальцев-Кылаан Уус, Петр Осипов-Толон Уус, Иван Колодезников-Юрюнг Уус впоследствии стали мастерами с мировым именем, и у них теперь свои последователи.

Хомус молодого тогда мастера Чемчоева я получила от мамы с папой уже студенткой – и впервые поняла, что такое свой инструмент, у которого именно такой голос, который откликается на все движения твоей души…

И забегая вперед, скажу, что немало хомусов для меня и моего коллектива изготовил мой школьный учитель физики Егор Афанасьевич Мандаров, тоже ставший мастером, хорошо известным любителям хомуса из разных стран.

На свою дорогу

Фото из архива Альбины Дегтяревой.

— После школы я поступила на якутское отделение историко-филологического факультета ЯГУ. Многие учителя тогда очень расстроились: «Мы на тебя так надеялись! Ты могла бы учиться в любом из центральных вузов или выбрать другой факультет. Какие перспективы у учителя якутского? Часов мало, авторитета мало…» Я в ответ молчала, но в глубине души мечтала переломить такое отношение к нашему языку, нашей культуре. Это же наша суть – как можно от этого отрекаться, отказываться от самих себя?

«Учитель хомуса» — такой профессии в те годы не было и быть не могло, но интуитивно я понимала: нужно расширять и углублять свои познания, а потом уже выходить на свою дорогу. Какой она будет, я не знала, но почему-то всегда была уверена, что найду верный путь.

В 1984 году в Кыргыдай приехала съемочная группа Новосибирской киностудии, снявшая моих папу и маму и школьный ансамбль хомусистов в документальном фильме «Эхо веков». А я с ансамблем «Алгыс» в 1985 году побывала в Москве на Всемирном фестивале молодежи и студентов, а в 1986-м – в первом заграничном турне по странам Западной Европы – Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Это и стало началом моего большого творческого пути.

Тогда же я сшила – с маминой помощью — свой первый национальный костюм. Обычную одежду шила и до того, но платье моей мечты было якутским, и во время Московского фестиваля, пока остальные стояли в очередях за джинсами и кроссовками, я искала по магазинам хорошую ткань для него. Все удивлялись: «Зачем? Такое платье можно и из старой занавески сшить». Но увидев, что получилось в итоге, признали: «Да, это вещь!»

С тех пор сценические костюмы я всегда делала сама. Это приходит как… приступ. Пока не сошью – нет мне покоя. Все без выкроек, руки сами все знают. Потом не могу вспомнить, как их шила. А без вдохновения даже пуговицу пришить не могу.

По лунной дорожке

Фото из архива Альбины Дегтяревой.

— Точно так же ко мне приходят стихи. Писать я их начала в детстве.

Читать же научилась в два года: мама рассказывала, что однажды я подошла к ней, начала спрашивать про буквы, она что-то мне показала, не придав этому большого значения, и была поражена, услышав через несколько дней, что я читаю вслух – бегло, не по слогам (потом и у моих детей в том же возрасте так было).

В общем, когда ко мне стали приходить стихи, я уже могла их сама записать.

Перед сном я всегда думала о самом хорошем в своей жизни: как чудесно, что у меня такие мама и папа, такие братья и сестра! Меня переполняло чувство благодарности высшим силам, даровавшим мне это счастье. За окном сияла луна, свет ее струился из окна, и по этой лунной дорожке вплывали слова, складываясь в строки, будто кто-то надиктовывал их мне. Я вставала и записывала, а листочки складывала в стопку.

Однажды решила показать их папе – он ведь так любил поэзию и так красиво, звучно читал! Предвкушая, как он будет читать вслух мои стихотворения, я подошла к нему, когда он, придя с работы, топил печку. Протянула ему свои листки — он взял, начал вчитываться, потом поднял на меня глаза: «Чье это?» «Мое», — сказала я, а сердце замерло при виде его недоверчивого взгляда. И когда он сказал: «Ребенок не может так писать», — я, не помня себя от обиды, выхватила всё и швырнула в печку, а потом в своей комнате долго и горько рыдала. Почему папа мне не поверил? Он же знает, что я врать не буду… И с тех пор перестала писать. Надолго. Лишь в студенчестве это вернулось, но пошло не таким потоком, как в детстве, а словно тоненьким ручейком, изредка, да и то — я их когда записывала, когда нет. А потом подруги стали говорить: «Зачем ты это от людей прячешь?», — и мой первый сборник «АйЫллыы» был издан в 2014 году медиагруппой «Ситим».

«Осваиваю новый материал»

Фото из архива Альбины Дегтяревой.

— С тех пор живу, стараясь примирить творческие потоки. Именно примирить, потому что это похоже на перетягивание каната: стихи могут прийти ко мне, когда я шью или готовлюсь к концерту, и получается, что руки заняты одним, голова – другим. Так и живу. Спасает только способность самовосстанавливаться в тишине.

Силы мне нужны не только для выступлений – благодаря тогдашнему ректору Высшей школы музыки Василию Афанасьевичу Босикову и народному артисту РС(Я), заслуженному артисту России Гавриилу Гаврильевичу Колесову я стала преподавателем по хомусу в ВШМ и Якутском музыкальном колледже — традиции надо передавать из рук в руки.

Украшение из меди «Кэрэли» по дизайну Альбины Дегтяревой. Автор: Н.Г.Собакин, 2023 год. Фото автора.

А еще я занялась изготовлением украшений из меди. Началось это с мельхиоровых украшений и наголовных украшений-бастынга для «Айархаана», заказанных по моим эскизам. Позже на меня даже выходила фирма «Киэргэ» с просьбой нарисовать для них что-нибудь. Сейчас вот осваиваю новый материал.

Я считаю — надо стараться найти время на все. Нынче задумала семь мероприятий, чтобы отметить свой юбилей. Первое – выставка – прошла в Музее и Центре хомуса народов мира. В этом месяце планирую провести еще два. 16 и 17 марта в Театре эстрады пройдет мой творческий вечер «Айылҕа оҕото, Киэҥ Куйаар сорҕото», где я буду читать свои стихи и играть на хомусе, а 30 марта там же пройдет эстрадный концерт «Песни моей души» на мои стихи. Очень волнуюсь.

…Всем, чего я добилась в жизни, я обязана своим родителям и учителям. Родители с детства привили мне любовь и уважение к традициям и всегда поддерживали мои начинания. Учителя, вовремя заметив мои задатки, направляли меня на правильный путь, и каждая встреча каким-то образом помогала мне. Всегда я слушала голос сердца и теперь счастлива, что, несмотря на все трудности и испытания, не изменила своей детской мечте.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Анна Пересильд, Леон Кемстач, Светлана Иванова, Яна Чурикова, Саша Стоун и другие гости «белой вечеринки» в рамках ММКФ

Поселения Улётовского района Забайкалья преобразовали в округ

В Якутии планируют построить автодорогу от Ленска в сторону Иркутской области

Артисту великолукского театра присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я