10 лет бедности: почему пенсия не растет и все больше отстает от зарплат в России
За 10 лет зарплаты в России выросли на 27%, причем быстрее всего они увеличились в размере за последние 2 года. Пенсии, напротив, в реальном выражении остались на уровне 2013 года. Ножницы в доходах между работающими и самыми незащищенными расходятся все больше.
С 1 апреля 2024 года власти повышают социальные пенсии на 7,5%. После прибавки для пенсионеров старше 80 лет повышение коснется тех, кто получает деньги от государства по инвалидности, потере кормильца или по старости, если пенсионерам не хватило стажа на страховую пенсию. Теперь эти категории будут получать 13455 рублей в месяц.
Однако если рассмотреть пенсионное обеспечение более 41 миллиона сограждан, выяснится, что в реальном выражении они так и не вышли за уровень 2013 года. За 10 лет благосостояние пожилых и самых слабых не выросло. Между тем, в законе о пенсиях записано, что государство индексирует пенсии на уровень инфляции.
Юлия Финогенова, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова, говорит:
— Сейчас такая ситуация, когда государство пытается всеми возможными способами пенсию индексировать. Поскольку в виду высокой инфляции она достаточно быстро обесценивается, но в законе об обязательном пенсионном страховании написано, что пенсия индексируется на уровень инфляции предыдущего года. Каждый года пенсия действительно индексируется на процент фактической инфляции и в этом плане государство свои обязательства перед пенсионером выполняет. Это мы говорим про индексацию на уровень инфляции в экономике.
Если смотреть по абсолютным цифрам, то пенсии в России, конечно, выросли. В 2013 году пособие по старости составляло 10,6 тысяч рублей. По тогдашнему курсу рубля к евро пенсионер получал 249 евро. 10 лет спустя, во втором квартале 2023 года, пенсия выросла до 21 тысячи 800 рублей. Но и курс рубля к доллару и евро претерпел значительные изменения. И выходит, что пенсия в евро уменьшилась до 213 евро, посчитал для «НИ» академик РАН, экономист Абел Агангебян.
— На 15 процентов за десять лет пенсия сократилась в пересчёте на евро. Но если вы хотите знать реально, то нужно знать инфляцию, для чего перемножить ежегодное повышение потребительских цен. Потребительские цены за это время выросли на 198%. Это второй квартал 2023 года в процентах к данным 2013 года.
В 2024 году пенсия по старости выросла до 24 тысяч 300 рублей, что по нынешнему курсу составляет 245 евро. Пенсия за 10 лет так и не превысила значения 2013 года. Об этом же, только на долларовой базе сравнения говорит и приведенная ниже таблица.
Государственная пенсия, или почему пенсионеры — заложники истории
По рекомендациям Международной организации труда, пенсия должна составлять не менее 40% от средней заработной платы. Более правильным показателем международные чиновники определили коридор 40-60%. Но чем выше уровень развития экономики, тем больший процент от зарплаты получают пенсионеры, говорит Абел Аганбегян:
— Во многих передовых развивающихся странах пенсия к зарплате составляет 90%. Или близко к этому. В Чили пенсия 1010 долларов, а средняя зарплата — 1082 доллара, то есть, пенсия составляет 93%. В некоторых европейский странах, где относительно низкая зарплата, пенсия довольно высокая и доходит до 88%. В развитых странах зарплаты, конечно, выше. Но есть норма рекомендации, подписанная и нашей страной.
Однако профессор Юлия Финогенова не согласна с академиком:
— Нет такого официального российского документа, который бы регламентировал это значение в 40%. Есть документы международной организации труда, где рекомендована пенсия не менее 40%, а лучше — 60%. Но вопрос в том, что эта рекомендация основана на источниках финансирования, который не один. Во всех странах пенсия финансируется за счёт нескольких источников, не только государственного, во многих странах государственный источник не является основным. Здесь уже речь идёт о том, что 60% — 80% добираются за счёт либо добровольных накоплений, либо за счёт корпоративных пенсионных программ.
В России сложилась такая ситуация, что те, кто сейчас выходят на пенсию, не могли активно участвовать в формировании своей пенсии. Робкая программа накопительной пенсии, начатая в 2002 году, была свернута в 2005 году, а деньги заморожены государством до сих пор. Корпоративных программ так и не возникло, и все пенсионеры зависят от воли платящего им государства. У пенсионной системы России есть свои исторические корни, говорит Юлия Финогенова:
— В советское время была совершенно другая система, даже в постсоветское время это только развивалось. Поэтому в России нынешние пенсионеры в каком-то плане являются заложниками существовавшей в то время экономической системы. Конечно, они в большей степени вынуждены полагаться на государственную пенсию.
Еще один большой минус российской экономической системы — серые доходы или «зарплаты в конвертах».
— По данным Росстата, 30% к зарплате номинальной, которые они публикуют — теневые доходы. Деньги в конвертах и разные доплаты, которые не учитываются. Это делают для того, чтобы не платить социальные взносы. Работодатель же обязан платить на пенсии, на социальные цели, страховку на здравоохранение. Чтобы это не платить, они часть зарплаты, и налог чтобы 13% не платить, выводят в тень. Кроме того, они заключают с работниками трудовые соглашения, которые никак не проходят по отчётности. Это так называемая неформальная занятость, которая сейчас резко выросла. И доходы от неформальной занятости резко выросли, — напоминает Абел Аганбегян.
Почему зарплаты растут, а пенсии — нет?
С 2022 года в России складывается ситуация, которая раньше в экономике не наблюдалась. Из-за кадрового голода работодателям приходится резко поднимать зарплату. Средняя зарплата в стране выросла за 2 года на 28%, достигнув уровня по стране в 73 тысячи рублей в месяц. Разрыв между пенсиями и зарплатами вырос еще больше. Если в 2022 году пенсия составляла 30% зарплаты, то в 2023 году этот показатель упал до 26%.
Конечно, в качестве отправной зарплаты можно брать не среднюю по стране, а медианную. В той же Москве средняя зарплата из-за большого количества высокооплачиваемых менеджеров держится на уровне 80 тысяч рублей, а медианная зарплата достигает только 46-48 тысяч в месяц. И тогда показатель пенсии поднимается с 26% до 40%, что соотносится с рекомендациями МОТ.
— Сложно рассуждать, справедливо ли это. Сходите в магазин, посмотрите на цены. Но формально мы не нарушаем этот принцип, — говорит Юлия Финогенова.
Игорь Николаев, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института экономики РАН согласен с коллегой по формальным признакам, однако считает, что рост зарплаты в России — реальный факт:
— Если смотреть формально, то пенсионеры не становятся наиболее малообеспеченными, потому что инфляцию им компенсировали, что означает, как минимум, что они остались на прежнем уровне. А вот по зарплатам — другая ситуация. Там рост достаточно быстрый. Разрыв объясняется не столько тем, что индексация пенсий не выполняется, а тем, что зарплаты растут быстрее, чем нормально было бы в том состоянии экономики, которое есть.
Экономисты уже говорят о «гонке зарплат» и предупреждают, что ситуация вброса денег в экономику не может продолжаться долго. Но если с пенсиями власти могут контролировать ситуацию, то регулирование трудового рынка — более сложная задача. Однако понятно, что ресурсы бизнеса и экономики на пределе. Прогноз Игоря Николаева такой:
— Невозможно, чтобы зарплата, чисто экономически, росла такими темпами длительный период. Здесь тенденции поменяются. Индексация пенсий какое-то время будет выполняться более строго, и этот коэффициент, несмотря на то, что пенсии не будут сильно увеличиваться или, в лучшем случае, будут индексироваться на уровень инфляции, будет расти. Нет таких ресурсов у бизнеса и экономики. Формально этот коэффициент снова вырастет через непродолжительный период времени. Это формально. Ну, а реально, чтобы изменилась ситуация, извините за банальный ответ, надо просто платить более высокие пенсии.
https://newizv.ru/news/2024-03-05/10-let-bednosti-pochemu-pe...