Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021
Апрель 2021
Май 2021 Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Звезда белорусского балета Людмила Бржозовская отмечает 75-летие.

0 305

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о доступности популярных туристических объектов

На перекрестке в Николаеве столкнулись «Шевроле» и «Жигули»

Ветеран СОБР провел «Зарницу» для челябинских студентов

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о комфортных автопутешествиях

Она пришла в белорусский Большой театр в 1960-х и блистала на его сцене до конца 1980-х. Талант, утонченная и одухотворенная красота этой женщины вдохновляли художников, поэтов, журналистов, критиков и, конечно же, зрителей, которые помнят ее выступления до сих.

Истоки мечты

Людмила Бржозовская родилась в семье известного белорусского художника. Выпускник Витебского художественного техникума Генрих Бржозовский и студентка Минского медицинского техникума Татьяна Савич познакомились в 1930-х, а во время Великой Отечественной войны вместе были в партизанском отряде. После войны в их семье родились две дочери.

Людмила Бржозовская рассказывает: «Отец был очень добрым и утонченным человеком, очень любил природу, поэтому многие его работы — удивительно красивые пейзажи. А моя мама, несмотря на то, что по профессии она врач — до войны мечтала о балете. Мы жили в двухэтажном доме на улице Сторожевской недалеко от театра оперы и балета, в нашем дворике была и папина мастерская. В этом же доме нашими соседями были известные художники — Константин Михайлович Космачев, Анатолий Демьянович Шибнев. Я и сестра дружили с их детьми и часто бывали у них в гостях, в мастерских, рассматривали картины. Это все развивало в нас мечты — особых игрушек у нас не было, зато мы устраивали во дворе «театр», делали спектакли».

Годы учебы

А рядом был настоящий театр, в котором в те годы находилось и хореографическое училище, куда позже поступила юная Бржозовская. Первым педагогом будущей звезды белорусского балета была Валентина Дудко, приехавшая в Минск из Петербурга, а на второй год обучения Людмила начала заниматься у легендарной Нины Млодзинской. «В юности Нина Федоровна была ученицей Агриппины Вагановой и сидела за партой с Георгием Баланчивадзе (Джордж Баланчин — прим. Ред.)», — рассказывает Людмила Генриховна. — Млодзинская считалась чуть ли не первой красавицей Петербурга и даже снялась в фильме «Декабристы». Когда началась война, Нина Федоровна уехала в Свердловск, а потом в Минск: после войны формировались труппа театра, поэтому многих артистов прислали сюда.

Нина Федоровна привила нам тонкое восприятие музыки и танца, и дыхания в движении, заложила в нас поэтическую основу. Она была человеком верующим и ее мама тоже. Она, пожалуй, первая открыла мне глаза на мир природы — часто говорила, что все прекрасное надо брать именно из природы. Она умела работать с детьми. Я бесконечно благодарна ей.

А дальше я встретилась с Ириной Николаевной Савельевой. Она тоже окончила Вагановскую академию. Ирина Николаевна давала нам хорошую школу. Она сама танцевала на сцене театра, я помню ее первое выступление в роли Авроры, как она волновалась и как роскошно исполнила партию».

Театральный дебют

Людмила окончила Минское хореографического училище, и в 1966 году была принята на службу в театр. В те годы в белорусском Большом как раз происходила смена поколений, покинули сцену или завершали карьеру звезды балета, которые стояли у основания театра оперы и балета в Минске или пришли служить в него сразу после войны. «В те годы в театре было много интересных и разных балерин: Алевтина Корзенкова, Нина Давыденко, Клара Малышева, Лидия Ряженова, Бася Карпилова», — вспоминает Бржозовская. — «Было у кого поучиться — они все приехали, кто из Москвы, кто из Ленинграда. Каждая была индивидуальностью. Великолепной парой были Семен Дречин и Александра Николаева. Дречина помню еще с училища, он меня поразил в «Корсаре» — он был фантастически красив в роли Конрада. С Александрой Николаевой я также встретилась еще в хореографическом училище — она поставила «Танец амуров», где я танцевала первое в своей жизни соло».

Первым спектаклем в театре, в котором приняла участие Людмила Бржозовская, был премьерный балет «Пер Гюнт» в постановке Отара Дадишкилиани. Вчерашняя выпускница исполнила в этом спектакле главную партию. «Это была сложная драматическая, но интересная роль», — вспоминает балерина, — «где артистка должна изображать и молоденькую девушку, и старушку — Сольвейг, ждавшую всю жизнь своего Пэра.

Я проработала три года — станцевала также «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетту», а потом в театр после училища пришел Юрий Троян. Его дебютом стала главная партия в «Избраннице» Евгения Глебова, потом Ромео, а затем мы поехали на стажировку в Ленинград в Кировский театр».

Петербургская и московская школа балета

В Кировском (ныне Мариинском театре) молодая балерина занималась в классе у народной артистки СССР Натальи Дудинской, (ученицы Вагановой), а Юрий Троян — у Александра Ивановича Пушкина (педагога Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева).

«Класс, который давала Дудинская», — рассказывает Людмила Бржозовская, — «был очень сложный, я целый месяц привыкала к покату, к безумно сложному станку. В Ленинграде, в Кировском театре тогда стажировались такие известные балерины, как Малика Сабирова, Ева Евдокимова, в расцвете была Габриэла Комлева, на станке передо мною стояла Наталья Макарова. «Лебединое озеро», которое репетировали с Натальей Дудинской и Константином Сергеевым, Юрий Троян и я исполнили на сцене Кировского.

Мы там были всего лишь четыре месяца, но присутствовать на репетициях и слышать замечания, которые делает Дудинская, работая с Комлевой над «Баядеркой» или же побывать на репетициях «Спящей красавицы» у Ирины Колпаковой — это уже огромная школа. Мы еще не все достаточно понимали, но старались все воспринять. Мне очень нравилось восхищаться и влюбляться в балерину, видеть то прекрасное поколение учениц Вагановой и понимать, что каждая из них — бриллиантик».

Балерина шлифуется как алмаз — чем больше спектаклей разных балетмейстеров, хореографов, чем больше она танцует и модерн и классику — тем совершеннее танцовщица. В то время в белорусский театр приезжало немало западных танцовщиков — чуть ли не каждые три месяца гастролировали пары из Швеции, из Франции, из Англии.

«И мы могли ездить на спектакли в различные театры страны», — рассказывает Людмила Генриховна, — «билеты были дешевые — в Большой, в Кировский. Я там увидела впервые Наталью Бессмертнову в «Жизели», которая меня поразила, Людмилу Семеняка в «Спящей красавице» и «Лебедином озере».

Танцуя свои партии, эмоции из жизни я не использовала, использовала, скорее всего, восхищение балериной — например Галиной Улановой. Она создала роскошный образ Жизели, лучше я не видела, правдивее, смелее, интереснее. Второй акт я видела в исполнении многих изумительных балерин — например кубинки Алисии Алонсо, француженки Клер Мотт и ее партнера Аттилио Лабиса. Обожала Майю Плисецкую. Была у нее на репетициях, на ее спектаклях. Ее «Раймонда» великолепна, ее руки в «Лебедином…», ее прыжки в «Бахчисарайском фонтане», в Дон Кихоте — это страстность, это сила, это мощь…»

Первые гастроли

В первые годы работы в театре Бржозовская также встретилась с балетмейстерами Ниной Стуколкиной и Алексеем Андреевым. Они поставили в Минске «Раймонду» и другие спектакли. Людмила Генриховна вспоминает: «Нина Стуколкина репетировала со мной «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихота», «Вальпургиеву ночь» и очень много мне дала, потому что она была и роскошным мастером сцены и прекрасным балетмейстером. С Андреевым мы впервые в жизни выехали за границу. Я танцевала «Лебединое озеро» и «Спартака» в постановке Дадишкилиани в Финляндии. Поехали пять человек — мы с Трояном, Клара Малышева с Евгением Павловичем и Михаил Грищенко.

Как раз перед нами в Хельсинки танцевала «Жизель» ведущая балерина из «Гранд Опера», и все сердца были направлены к ней. Поэтому, когда мы пришли на первую репетицию с труппой, артисты холодно на нас смотрели, но как только зазвучала музыка и мы стали танцевать — финны оживились и заулыбались, а после многие из них стали нашими друзьями.

На «Лебедином…» занавес открывался восемь раз, публика аплодировала и даже топала ногами. В конце спектакля, когда мы вышли на поклон, мне преподнесли два букета — белых и черных роз, как символ белого лебедя и черного лебедя. Была очень хорошая пресса — много рецензий. Потом финны приезжали в Минск и танцевали у нас. Это были самые первые мои гастроли — такие ответственные».

Валентин Елизарьев

В 1973 году главным балетмейстером белорусского Большого театра стал молодой хореограф Валентин Елизарьев. Первая постановка, которую он осуществил в Минске — балет «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина. «Мы видели немало спектаклей «Кармен»: и с Майей Плисецкой, и спектакль Ролана Пети, и постановки других хореографов», — продолжает Людмила Бржозовская, — «и не представляли, какая Кармен будет у нас, но когда мы увидели декорации художника Евгения Лысика, когда мы вышли на сцену — огромную, открытую — это бесконечное пространство, почти космос и души, и тела, и мысли — мы были поражены.

Но самое главное — это хореография Валентина Николаевича Елизарьева, которая, как кружева, сделана на каждую ноточку, на каждый нюанс музыки, это было настолько интересно — спектакль был и современным и классическим. И, конечно, все его последующие спектакли — это спектакли большого мастера. Сегодня же спектакли Елизарьева можно назвать классикой, потому что они выдержали все испытания».

Страны и люди

В 1970-х Людмила Бржозовская и ее супруг Юрий Троян с другими танцовщиками белорусского Большого театра часто выезжали на гастроли за границу. Уникальные поездки организовывала Наталья Садовская. известный театральный критик и организатор гастрольной деятельности. С ней белорусские артисты объездили страны Востока, побывали в Индии, Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре, Иордании, Сирии.

«Она приглашала в команду ведущих солистов из крупнейших театров Советского Союза», — вспоминает Людмила Бржозовская, — «из московского Большого театра — Николая Федорова и Валентину Козлову, из Прибалтики — Тийта Хярма с его партнершей, из Беларуси — меня, Юрия Трояна, Виктора Саркисяна, Ольгу Лаппо, потом Владимира Комкова, а также солистов из Новосибирска, Киева, Ташкента, Алма-Аты. Наталья Михайловна, человек очень высокой культуры, великолепно знающий искусство, живопись и архитектуру, где бы мы ни были — подсказывала самые интересные музеи и исторические места. Мы добрались до Гималаев, до мест, где Николай Рерих писал свои знаменитые пейзажи. Мы были первыми русскими, которые посетили фестиваль в Кулу, где представили «Шопениану» и концертное отделение. Там мы встретились со Святославом Рерихом, побывали у него в мастерской, он познакомил нас со своей женой — внучкой Рабиндраната Тагора. Святослав Рерих показывал свои работы и говорил, что надо кричать о том, что природа, к сожалению, гибнет от цивилизации. Он свою жизнь и свои работы посвящал этому.

Мы также объездили всю Европу, даже по несколько раз. Однажды с Юрием Трояном были приглашены на известный кинофестиваль в Риме, и там, на сцене, встретились со многими звездами западного кино. Рядом со мной на репетиции сидел Альберто Сорди. Он поинтересовался, кого мы танцуем. Я ответила: «Адама и Еву». Как человек с юмором, он спросил, натуральные ли у нас костюмы, пришлось ответить — нет, синтетические. Мы танцевали на концерте, где вручали призы фестиваля. Ведущими были Моника Витти и Джульетта Мазина. После выступления ко мне подошел мужчина, преподнес духи в двух коробочках и сказал: «Это вам, а это вашему Адаму». И ушел. В это время ко мне подбегает моя «одевальщица», машет руками и кричит: «Франко Дзеффирелли». Сам Франко Дзеффирелли! А я его не узнала и, поблагодарив, лишь слегка ему улыбнулась. А духи долго хранились как память.

После концерта была прогулка по ночному Риму. Колонна Трояна — первое место, куда мы двинулись, и Колизей, и эти бесконечно роскошные площади, и собор, где собраны скульптуры Микеланджело. После посещения Колизея «Спартака» начинаешь танцевать по-другому. Конечно, эти впечатления помогали и на сцене и даже сейчас, когда я работаю с нашими молодыми актерами».

Звезда и педагог

Народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская с 1966 по 1988 годы исполнила на сцене Большого театра Беларуси ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Спартак», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель», «Шопениана» и др. Знаменитая балерина была первой исполнительницей партий Кармен, Евы, Неле, Фригии, Маши, Возлюбленной в спектаклях «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», созданных на белорусской сцене Валентином Елизарьевым.

Портреты Людмилы Бржозовской писали известные художники — конечно же, ее отец Генрих Францевич, а также Александр Шестаков, Борис Заборов, Александр Исачев, Отари Кандауров и другие.

Людмила Генриховна завершила танцевальную карьеру в 1988 году. После этого она преподавала в хореографическом колледже, белорусских Академии музыки и Академии искусств. Но с театром не рассталась, сегодня она работает педагогом-репетитором, передает свои знания и опыт молодым артистам. В числе учениц Людмилы Генриховны — народные артистки Беларуси Ольга Гайко, Ирина Еромкина, Людмила Кудрявцева, заслуженные артистки Республики Беларусь Марина Вежновец, Людмила Хитрова, молодые звезды белорусского балета Яна Штангей, Александра Чижик, Людмила Уланцева.

«Я ушла со сцены через несколько лет после рождения сына. Выйдя на пенсию, я некоторое время работала в хореографическом училище, преподавала в театральном институте и консерватории, — делится Людмила Генриховна. — Сейчас работаю педагогом-репетитором в театре. Сегодня очень много интересной молодежи. Я смотрю на них и радуюсь, что у нашего балета достойное будущее».

Текст: Ольга Савицкая

Читайте также: Ольга Гайко:

Текст gorodw.by


Читайте также

В тренде на этой неделе

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о комфортных автопутешествиях

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о реконструкции крымской Алупки

Ветеран войск правопорядка – участник Великой Отечественной войны Николай Пермяков рассказал журналистам о своем боевом и жизненном пути

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о доступности популярных туристических объектов

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я