Поиск города

Ничего не найдено

Как немцы-меннониты оказались в Хиве

0 1228
Как немцы-меннониты оказались в Хиве

В Запорожской области объявлена эвакуация мирных граждан из ряда населенных пунктов

Топливному компромиссу между Украиной и Азербайджаном пришел конец?

Пензенцы восстанавливают котельные в Пологовском районе

Крым и Ростовская область готовы разместить жителей Запорожской области

Всемирно известный музейно-исторический заповедник Ичан-Калъа. Здесь по инициативе Министерства культуры Узбекистана создается музей немцев-меннонитов. Один из древних городов Узбекистана Хива, с его знаменитым музейно-историческим комплексом «Ичан-Калъа», хорошо известен во всем мире и его посещение обязательно включается в маршруты многих туристических компаний. Архитектурные памятники города, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о культуре, искусстве и жизни хорезмийцев. Здесь имеются святые мавзолеи валий, шейхов, суфий-мудрецов, духовных наставников, правителей-сайидов. Открытие музея немцев-меннонитов на первый взгляд кажется неожиданным, но это на первый взгляд. Основная цель создания музея - показать толерантность народа Хорезма к чужеземцам даже иной веры, немцев-меннонитов, оставивших след в жизни народа Хивы. И ознакомившись с их историей появления на Хивинской земле, влиянии на быт и уклад жизни хорезмийцев, становится понятным, что это решение вполне логичное и справедливое. Предыстория создания музея тоже заслуживает внимания. Об этом рассказал Максудбек Абдурасулов, заместитель директора по вопросам инвестиций, инновационным технологиям и маркетинга: «Идея создания музея появилось еще в 2008 году, когда Хиву посетила делегация немцев-меннонитов (потомки тех немцев, которые жили в селе Ак-мечеть с 1883 по 1997 годы). Но скорее по политическим причинам, эта идея реализована не была. Однако изменения, происходящие в обществе и политике страны, позволили вернуться к этой идее». Организаторами экспозиции меннонитов стали директор музея-заповедника Ичан-Калъа Шоназар Матякубов и главный хранитель фонда – Азад Каримов, их поддержало министерство культуры республики. Азад Каримов и рассказал историю появления немцев-меннонитов в Хорезме, а она весьма любопытна, познавательна и поучительна. Итак, как же появились немцы-меннониты в Хиве? Пожалуй, многие впервые сталкиваются с понятием «немцы-меннониты» и что оно означает. На самом деле, меннонитами называли последователей Менно Сименса (1496-1561) вождя Анабаптистского движения в Нидерландах. Менно был католическим священником, который стал радикальным Анабаптистским реформатором. Он утверждал, что библия была авторитарной для Христиан, что верующие должны быть баптистами в борьбе за веру, и что Христиане не должны убивать других людей. Вначале меннониты появились в Нидерландах, а затем в Швейцарии. Считается, что до 20 века почти все меннониты были германо-швейцарского или немецко-датского происхождения. Однако, действующая церковь не признавала Менно и его взгляды, и в конце концов, он и многие его последователи были казнены, а оставшиеся бежали в Северную Германию и Пруссию. Во второй половине XVIII века меннониты начали переселяться из Германии в Россию по приглашению Екатерины II, заинтересованной в заселении окраин России. Во времена царствования императора Александра II (1855-1881), принятая им реформа имела тенденцию к упразднению привилегий немцев-меннонитов в России, к примеру, они должны были нести службу в армии наравне со всеми. Кроме этого, все предметы в школах кроме религии, немецкого языка и церковной музыки стали вестись на русском языке. Эта реформа вызвала недовольства меннонитов, и они стали переселяться в Америку и в Среднюю Азию. В 1881 меннониты появились в Зирабулаке, что на границе Бухары. Жители поселка Зирабулак гостеприимно приютили беженцев-меннонитов. Мало того им было предложено использовать мавзолей Кук Ота для воскресных христианских богослужений. И совсем редкий исторической факт – именно здесь были обвенчаны две меннонитские пары, а 21 человек из числа переселенцев приняли меноннитскую веру. Яркий пример толерантного отношения одной веры к другой. Весной 1882 года они двинулись в Хорезм по приглашению хана Хивы Саид Мухаммад Рахимхана II. Благодаря его решению и поддержке в 1884 году в 15 км. от Хивы была основана колония Молочанских немцев (немцы, ранее проживавшие на реке Молочная Таврической губернии, ныне Запорожская область Украины) - 40 семей. Позднее к ним присоединились единоверцы из Киргизии, Поволжья, Украины. Хан велел отвести чужестранцам участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть, во владениях своего брата Атаджантюри. Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну и Атаджантюре. Постепенно состав колонии разросся до 62 хозяйств, а его территория увеличилась до 60 га. "Немецкий островок" был оформлен в виде небольшой крепостцы с одними запирающимися на ночь воротами. Обносить кишлак глинобитной стеной в целях безопасности - местная народная традиция того времени. Получив землю, меннониты начали заниматься своим излюбленным занятием - земледелием и животноводством. На первых порах большим подспорьем в хозяйстве являлось рыболовство (рядом находилось озеро Ширкуль). Землю обрабатывали исключительно омачем. Постепенно научились на засоленной почве с использованием искусственного орошения выращивать непривычные для этого региона овощи - картофель, баклажаны, помидоры, огурцы, капусту и пряности. Разводили племенной скот. Жители Хорезма перенимали полезные навыки "гостей" по возделыванию новых видов огородных растений, опыт по уходу за скотом. Меннониты, в свою очередь, охотно торговали с ними. Меньшая часть колонистов занималась традиционными ремеслами - сапожным, столярным, кузнечным, ремонтом нехитрого сельскохозяйственного инвентаря и другими. В зимние дни женщины коротали время за вязанием и шитьем. Меннониты имели свою школу, где детей обучали чтению, письму и арифметике и своей религиозной доктрине на немецком языке. Мухаммад Рахимхан II предложил меннонитам статус охраняемого общества. Им было позволено контролировать свою школу и назначать своих учителей. Немцы славились своим мастерством изготовления изделий из дерева. Их предметы мебели- столы, стулья, табуретки, шкафы, оконные рамы, двери и другие предметы домашнего обихода, стали входить в быт зажиточных хорезмийцев. Когда Мухаммад Рахимхан II посетил Санкт – Петербург на похоронах царя Александра II в 1881года, он увидел многоцветный полированный деревянный паркетный пол. В 1884 году он попросил меннонитов построить такой же пол для дворца Нуруллабая. Архитектура дворца сочетала традиционный исламский и западный стили. Хан попросил меннонитов построить деревянные двери и оконные рамы для дворца. Превосходная работа мастеров помогла зарекомендовать их как хороших рабочих, а паркетный пол сохранился до сих пор, приобретя художественно-историческую ценность, впрочем, как окна и двери этого дворца. Меннониты получали удовольствие от пения, когда собирались на богослужении. У них был свой юношеский хор, который выступал на публике. Выступал он и перед Мухаммад Рахимханом II. Лидер меннонитов в Ак-мечети Эмил Рейсен, бегло говорил на местном, русском и немецком языках. Мухаммад Рахимхан II пригласил его служить в качестве переводчика и советника по экономическим вопросам. Есть мнение, что Рейсен принимал участие в преобразованиях Хивы в таких областях как – современный почтовый сервис, телеграфная система и электричестве. При содействии немцев-меннонитов была сооружена первая электростанция в Хиве. Рейсен имел контакты с бизнесменами в Германии и Швейцарии. Он сопровождал наследного принца Исфандияра в его поездках в Ташкент и Россию. Среди колонистов были люди разных специальностей. Один из школьных учителей Вильгельм Пеннер имел камеру и занимался фотографией. Он дружил с Худайберган Девановым и обучил его фоторемеслу, который в последствие стал первым фотографом и оператором Средней Азии. С приходом советской власти акмечетские меннониты продолжали держаться по-прежнему обособленно, не сливаясь ни с местным, ни с русскоязычным населением. После принятия Конституции СССР в 1936 году меннонитская община не захотела подчиняться отдельным ее законам, по-прежнему не согласна была отдавать излишки доходов от ведения колхозного хозяйства в пользу государства. В результате в одну из зимних ночей 1937 года члены общины были депортированы. Долгое время жители кишлака не имели представления куда внезапно "пропали" их соседи. Как выяснилось, основная часть меннонитской общины была депортирована в Вахшскую долину. Некоторые семьи переселилась в Киргизию и Казахстан. Появление немцев в Хиве с одной стороны связано с политикой Российской империи, а с другой - может рассматриваться также как свидетельство прогрессивных воззрений хивинского хана Мухаммад Рахимхана II на проблемы развития экономики и положительного влияния на процессы различных сфер общества и государства. Такая трудолюбивая самобытная община, за пятидесятилетний период своего пребывания в Хорезме смогла заметно вписать себя в её историю и так достойно в самых непростых условиях умела отстаивать свои духовные ценности. Своим толерантным отношением к коренному населению, они снискали доброжелательное и уважительное отношение к себе, которое хорезмийцы высоко ценят и сегодня. Хорезмийцы до сих пор говорят о меннонитах только хорошее и отдают дань доброму имени и светлой памяти, которые оставили «Ак-Мечетские» меннониты после себя. Местные жители хотят огородить место кладбища меннонитов (само кладбище не сохранилось, только место), поставить там памятник и создать музей. Наверное именно поэтому на территории селения Ак-мечети, где проживали «немцы меннониты» принято решение воссоздать период их жизни, построить здания и другие сооружения того периода и разработать предлагаемые проекты о превращении села в туристический объект. Максад ДЖАНГИРОВ, фото автора и архивное

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я