Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Когда рисуют классики: мэтры мультипликации Светозар Русаков и Сергей Алимов

Изнасиловал и утопил в пруду: душитель Миргород признался в очередном убийстве

Серийный душитель Миргород сознался в убийстве девушки 21-летней давности

Раскрыта серия убийств в лагере в Бутовском лесу

Загруженность дорог Подмосковья оценили в 6 баллов вечером 6 сентября

Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

В апреле 2023-го отмечались два юбилея наших выдающихся мультипликаторов. 100 лет назад родился художник-постановщик множества ставших отечественной классикой мультфильмов, в том числе первых 16 серий «Ну, погоди!», Светозар Русаков. 15 лет спустя на свет появился Сергей Алимов, который в свое время нарисовал «Каникулы Бонифация», «Премудрого пескаря» и другие замечательные картины популярного у детей всех возрастов жанра.

ОБА художника обучались во ВГИКе, хотя в мультипликацию пришли разными путями. Москвич Светозар Русаков — сын профессионального революционера, а точнее, левого эсера, проведшего при «старом режиме» 11 лет на каторге (да и при советской власти был выслан на Соловки). Будущий мультипликатор, учившийся рисованию в студии Центрального дома пионеров, в юные годы собирался поступить в художественную школу, но не успел — началась война. Был мобилизован, копал противотанковые рвы под Смоленском. Затем оказался в Сибири: учреждение, в котором работала мать Светозара, эвакуировали в Новосибирск. (Именно там он некогда встретил прототипа своего самого популярного мультперсонажа. Однажды, стоя в очереди в билетную кассу кинотеатра, Русаков увидел, как к окошку пролез, расталкивая всех локтями, разбитной, хамоватый детина. Долгие годы считалось, что Волк был срисован с Анатолия Папанова, а на самом деле «моделью» послужил обыкновенный сибирский парень.)

В «Окнах ТАСС» и газете «Красная звезда» молодой художник трудился до тех пор, пока не отправился (в 1943-м) на фронт. Воевал в пехоте, артиллерии, разведке, освобождал от фашистов Прагу и многие другие города и веси. Впоследствии вспоминал о том, что даже в неимоверно тяжелых условиях военного быта он рисовал, делал наброски. Увы, далеко не все удалось сохранить. С другой стороны, хорошо, что трудности и лишения фронтовой жизни не отбили тягу к изобразительному искусству.

После Великой Отечественной Светозар Русаков поступил в училище народных искусств имени Калинина — осваивать федоскинскую роспись. Выбирать особо не пришлось, в других учебных заведениях набор к тому моменту уже завершился. Позже, когда встал вопрос о высшем образовании, выбор пал на ВГИК. Во время сдачи вступительных экзаменов один из преподавателей посоветовал художнику-фронтовику заниматься мультипликацией. Так отечественная анимация обрела одного из лучших своих мастеров.

Институт кинематографии он окончил с отличием в 1956 году, после чего началось сотрудничество с «Союзмультфильмом». Поначалу был ассистентом у вгиковского преподавателя, одного из основателей отечественной мультипликации Ивана Иванова-Вано, который пригласил его поработать над мультфильмом «Приключения Буратино» (1959). Здесь Русаков с Петром Репкиным значились художниками-постановщиками, причем первый занимался декорациями, а второй — персонажами. Италия была «скопирована» с Крыма.

Впоследствии Светозар Кузьмич сотрудничал с еще одним легендарным режиссером-мультипликатором Борисом Дежкиным. Вместе они создавали актуальнейший на то время, заслуживший любовь советских зрителей мультик «Шайбу! Шайбу!» (1964).

Важной вехой в творческой судьбе мастера стал мультфильм по мотивам народных сказок «Межа» (1967): пригодились сделанные на Русском Севере наброски (художник любил проводить отпуск в Кандалакше). Тогда же Русаков впервые поработал с будущими участниками создания сериала «Ну, погоди!» Анатолием Папановым и Вячеславом Котеночкиным. Через два года на экраны вышел первый выпуск мультипликационного фильма о Волке и Зайце, который сразу же завоевал сенсационный успех. Позже Светозар Кузьмич рассказывал, что, работая над рисунками «Ну, погоди!», он не знал об американском блокбастере про Тома и Джерри. Сравнивая их впоследствии, пришел к выводу: характеры мышонка и кота никаких изменений не претерпели — в отличие от нашей пары героев. Волка художник называл «романтическим хулиганом». Кстати, изначально его должен был озвучивать Высоцкий, однако эту кандидатуру «наверху» не утвердили. Тем не менее мелодия «Песни о друге», написанной Владимиром Семеновичем, прозвучала в первой же серии — ее насвистывал карабкавшийся по веревке на балкон Волк.

В советский период Русаков являлся бессменным художником-постановщиком всех эпизодов «Ну, погоди!», и именно они вошли в золотой фонд отечественной анимации. В 1986 году мастер стал лауреатом Государственной премии СССР.

Мало кто знает, что он много работал как живописец и график, выполнял эскизы и рисунки на библейские темы, писал гротесковые портреты, пейзажи (как правило, «в стол»). В декабре 2006-го в столичной галерее на Солянке открылась его первая большая персональная выставка, к которой Светозар Кузьмич очень долго готовился. Ее скончавшийся в августе того же года художник, к сожалению, не увидел.

Куда более счастливой оказалась «выставочная» судьба Сергея Алимова, чьи работы участвовали в разных экспозициях много раз. Что же касается биографии в целом, то родился и рос будущий мэтр отечественной мультипликации в творческой семье: мама иллюстрировала детские книги, в том числе «Букварь», отец прославился как талантливый архитектор. А познакомились родители в легендарном ВХУТЕМАСе, когда там учились. (Двоюродная бабушка мультипликатора Мария Артюхова являлась не только ученицей Константина Коровина, но и превосходной художницей-кукольницей.)

В 1953 году Сергей начал заниматься в знаменитой Московской средней художественной школе, а в 1957-м поступил во ВГИК, где среди его наставников были Иванов-Вано и Юрий Пименов, когда-то учившийся с родителями подопечного во ВХУТЕМАСе. Незадолго до выпуска Алимов получил приглашение посотрудничать от еще одного своего педагога — Анатолия Сазонова: вместе с Федором Хитруком молодой художник работал над фильмом «История одного преступления» (1962), оказавшимся для обоих профессиональным дебютом. Впоследствии этот тандем участвовал в создании еще нескольких анимационных лент на студии «Союзмультфильм»: «Топтыжка» (1964) на Венецианском фестивале получил «Бронзового льва» — награду за лучший короткометражный фильм; «Отелло-67» участвовал в конкурсе короткометражек на Всемирной выставке в Монреале (50-секундная шуточная лента вместила в себя пьесу Шекспира). А вот «Человеку в рамке» (1966) не повезло.

В одном из интервью Алимов вспоминал: «Это была сатира на бюрократию, но наше начальство углядело там что-то более серьезное. Эмиссары всемирно известного мультипликационного фестиваля в Анси приезжали к нам и гарантировали первую премию, однако картине дали третью категорию и за рубеж не пустили. Много позже, когда началась перестройка и мультфильм стали показывать, я встретил одного знакомого, который сказал: «Какую вы сделали своевременную картину!» А я ответил: «Ее должны были показать 20 лет назад».

Главной совместной работой, принесшей Хитруку и Алимову всенародную славу, стал снятый по сказке чешского писателя Милоша Мацоурека мультфильм «Каникулы Бонифация» (1965). Картина о приехавшем в Африку льве-циркаче, который вместо отдыха показывает местным ребятишкам фокусы, завоевала любовь зрителей. Сергей Александрович позже рассказывал, что в поисках особенного образа сделал царя зверей похожим на человека, и это принесло огромную творческую удачу: «Картина получила много премий. Мне часто говорят, что очень ее любят. Я думаю: «Боже мой, она сделана более полувека назад! Какая радость, что она продолжает жить и радовать людей всех возрастов».

Сергей Алимов был очень хорошим художником-иллюстратором. Он с удовольствием оформлял произведения Николая Гоголя, которого любил с детства. «Помню, как мне читали «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветских помещиков», «Миргород». А потом — его петербургские повести: «Нос», «Портрет». С детства обожал «Мертвые души». Над всеми этими вещами я впоследствии работал», — вспоминал мастер. Издание с его иллюстрациями к «Мертвым душам» вышло в 1970 году. Через несколько лет Алимов взял книгу в руки и испытал разочарование. В итоге решил те же сцены гоголевской поэмы изобразить по-другому.

«Литография — замечательная техника, которая дает определенный графический колорит и аромат. Это настоящее наслаждение: работать по шершавому камню хорошим жирным карандашом. Я сделал несколько литографий, даже выставлял их, но не собирался доводить серию до конца. Но потом попробовал перевести рисунок в шелкографию, потому что в литографии мне не хватало насыщенности тона. В этот момент издательство «Вита Нова» предложило проиллюстрировать «Мертвые души», и я сделал 40 листов шелкографий. Я мог следить за печатником и корректировать процесс. Когда вышел первый лист, наконец-то увидел то, что хотел», — описывал свои эксперименты художник.

Сергей Алимов иллюстрировал и Салтыкова-Щедрина, а также создавал на основе его произведений мультфильмы. В 1979 году вместе с режиссером Валентином Караваевым они выпустили «Премудрого пескаря». Сергей Александрович мечтал создать целый ряд анимационных лент по книге «История одного города», однако получилось выпустить лишь картину про «Органчик» (1991). В этой работе особенно чувствуется влияние творцов сюрреалистической эстетики, в частности Рене Магритта.

Последний период творчества Алимова был связан с Центральным кукольным театром им. С.В. Образцова, куда известный мультипликатор был приглашен в 1999-м. Являясь художником-постановщиком гоголевской «Ночи перед Рождеством» и пушкинской «Пиковой дамы», он оформил восемь спектаклей и прослужил в театре 20 лет — вплоть до декабря 2019 года, последнего месяца жизни выдающегося мастера.


Фото: РИА Новости

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я