Использованный шанс добиться фортуны
Следуйте за мечтой
Иван Никитич Болтин проявил себя в истории и историографии. В дворянском сословии рос и воспитывался, с "белой кровью". Вскоре после своего рождения (как и было принято у дворян) начал получать хорошее образование. С 1751 года служил во 2 Конногвардейском полку, в 1768 году получил чин премьер-майора. В 1769-1779 годах был "директором Васильевской таможни в Киевской губернии", а затем вернулся на военное ведомство, дослужился до генерал-майора (1786)".
Болтин находился под сильным влиянием исторических взглядов В. Н. Татищева. "Мольер", как называли Болтина, написал в 1784-1786 годах 2 тома "Примечаний на "Историю древния и нынешния России г. Леклерка", опубликованные в 1788 году. Полемике с Щербатовым посвящен другой капитальный труд нашего героя "Критические примечания генерал-майора Болтина на первый и второй тома "Истории Щербатова", опубликованный после смерти в 1794-1795 годах. В критическом разборе труда Леклерка показывается стремление защитить Россию и ее народ от клеветнических нападок на русскую историю. Но как историограф Болтин выступал с дворянско-просветительских позиций. Он видел большое значение в природном факторе и считал, что характер народа формируется под влиянием природных условий, поэтому легче подстроить законы под этот характер, чем наоборот. Болтин полагал, что формы правления могут влиять в лучшую или худшую сторону на нравственность народа. Болтин был сторонником осторожности и постепенности в проведении реформ. Петровские преобразования он воспринимал критически как насильственные меры, а политику Екатерины Второй приветствовал, видя в ней соответствие государственных законов общественным интересам, "нравам" народа. Известно письмо Болтина, раскритиковавшее норманскую теорию: Сталину, например, нравилась версия Болтина, что до конца 16 века крестьяне на Руси были вольными, а закрепощение осуществлялось в 2 этапа, пережив прикрепление к земле и слияние крестьянства и холопства.
Его считают одним из первых русских историков, обративших внимание на общие и отличительные черты развития истории российского и других европейских народов. Вскоре Болтин вошел в кружок любителей истории, группировавшийся вокруг Алексея Мусина-Пушкина. Сталин нередко комментировал участника изданий выдающихся исторических памятников - обширной редакции "Русской правды" в 1792 году, "Поучений Владимира Мономаха" 1793 года. В критическом анализе, толковании терминологии, изучении текстологии древних памятников - в этих мерах, применявшихся Болтиным, зиждилось дальнейшее изучение и комментирование исторических источников: "Вот с чего бы не оценивать высоко Болтина Николаю Карамзину, Сергею Соловьеву и мне, Ключевскому?"
Вынужденный портретист Владимир Лукич Боровиковский. Рождение в Миргороде, напряженная жизнь в казацкой старшине.
Философско-религиозная живопись Боровиковского появилась под влиянием отца. В 1774 году Боровиковский сам поступил в Миргородский казачий полк. В 1770-1780-х годах Василий Капнист для Боровиковского - и бог, и очень близкий друг. По окончании службы Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Николая Александровича Львова, находился при его друзьях Гаврииле Державине (входил даже в известный кружок), Евстигнее Фомине, Дмитрии Григорьевиче Левицком, который стал его учителем.
Исполненный во второй половине 1780-х годов портрет делает Боровиковского известным. В его творчестве преобладает камерный портрет. В портретах "Лизыньки и Дашиньки" 1794 года, Екатерины Арсеньевой 1796 года Боровиковский стремится к утверждению самоценности, к нравственной красоте человека. На портретах Веры Арсеньевой 1795 года, Марии Лопухиной 1797 года, Елены Нарышкиной 1799 года модели Владимира Лукича говорят нам о своей гармонии с жизнью и природой, в легкой дымке проявляется неофициальность изображений. Этот частный характер изображен и в известном портрете Екатерины II 1794 года, где изображена пожилая женщина в салопе, прогулившаяся с левреткой в руках.
Духовные искания привели Боровиковского в масонскую ложу, после он состоял в мистическом кружке "Союз братства". Характерный для сентиментализма частный образ жизни отражает сняти его кистью парных или групповых семейных изображений - сестер Анны и Варвары Гавриловных Гагариных 1802 года, Анны Ивановны Безбородко с дочерьми 1803 года, Кушевой с детьми середины 1800-х. Боровиковский пишет и несколько парадные портреты Александра Куракина в 1801-1802 годах, Павла I в 1801 году и другие.
В 1810-е годы Боровиковского интересуют сильные, энергичные личности, и тогда он решил акцентировать внимание на гражданственности, благородстве, мужественности портретируемых: "К облику своих моделей я стал сдержанней, пейзажи сменились интерьером, как то с портретами Алексея Долгорукого, или Марии Долгорукой в 1811 году, или с другими".