В Харькове возобновлена утраченная традиция 1844 года.
Куряж-Харьков-Куряж: в Харькове с 2009 года возобновлена традиция Крестного хода с Озерянской иконой Божией Матери, утраченная в 1926 году.
В Крестном ходе 6 мая 2017 года приняло участие более 1000 человек, что удивительно для ситуации на Украине, напоминающей 1937 год: под давлением националистов постепенно перестают даже поминать Патриарха Кирилла. Теперь там поминовение Патриарха Московского - подвиг исповедничества. Но вера и любовь к Богу изгоняют страх и укрепляют надежду на скорую помощь Божией Матери. Также это событие было приурочено к другому юбилею — 25-летию Харьковского Архиерейского Собора, на котором был отстранён от управления бывший митр. Филарет (Денисенко) за образованный им раскол в УПЦ и восстановлено единство с РПЦ.
Историю свою эта икона ведёт с конца XVII века, когда татарские набеги опустошали Слобожанщину. По преданию, икона была найдена в Озерянской местности (находится в 3 километрах от города Мерефа, Харьковской области) во время покоса травы.
Характерную особенность Озерянской иконы составляет украшение из звёзд, окружающее лики Богоматери и предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами. Икона, вероятно, была принесена на Слобожанщину переселенцами с Правобережья.
16 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утвердил просьбу обитателей Харькова о внедрении Крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были проходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля(из Харькова в Куряж) по старому стилю в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля).
В указанные дни прекращалась деятельность в присутственных местах, учащиеся освобождались от занятий и жители города и окрестных слобод стекались навстречу чудотворному образу. Шествие сопровождалось необычайно торжественным пением и звоном колоколов Харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.
Первый Крестный ход с чудотворной иконой из Куряжа в Харьков состоялся З0 сентября 1844 года. Накануне в «Харьковских Губернских Ведомостях» был описан весь церемониал хода. С утра монастырь был заполнен богомольцами. В 9 часов чудотворную икону вынесли из монастырского храма. Во время шествия непрестанно раздавалось пение: «Пресвятая Богородица, спаси нас» и народ с благоговением молился Пресвятой Деве. В четырёх верстах от города вся дорога покрыта была богомольцами, которые спешили соединиться с процессией. Наконец, это священное шествие достигло Холодной горы, где многие тысячи народа ожидали встретить чудотворную икону.
Когда шествовавший с иконой и ожидавший её народ соединились вместе, и когда с Холодной горы представилось взорам, что вся ведущая к собору Екатеринославская, столь длинная улица, покрыта густыми толпами жителей, пришедших насладиться духовным торжеством, никогда не бывалым в городе, то ясно было, что почти все население Харькова и окрестных селений притекло на это духовное празднество.
А 22 апреля чудотворную икону несли обратно в Куряж.
В 1862 году было разрешено ежегодно привозить в «приличном экипаже» чудотворную икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а оттуда крестным ходом переносить её в Озеряну. Озерянская пустынь была упразднена ещё при князе Потёмкине, поэтому чудотворная икона во время пребывания в Озеряне находилась в тамошнем Предтеченском храме.
Местная хроника. Торжественное перенесение Озерянской иконы. 23 апреля 1916 года.
Вчера в Покровском монастыре архиепископ Антоний в сослужении с городским и монастырским духовенством совершил божественную литургию, после чего состоялось торжественное перенесение Озерянской иконы Божией матери. Крестный ход во главе с архиепископом Антонием направился из Покровского монастыря по Екатеринославской ул., к Озерянской холодногорской церкви. Здесь образ был встречен епископом Феодором с братией Куряжскаго монастыря и был ей передан. Крестный ход привлек массу богомольцев из окрестных деревень. В процессии принимали участие высшие чины администрации, представители городского управления, военнаго ведомства, правительственных и общественных учреждений.
«Южный край», №13329
История сохранила много свидетельств о чудесных исцелениях Озерянской иконы: сила особенной благодати исходила от чудотворной иконы на месте её явления - «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение, которое хорошо подавалось». Сохранились немало свидетельств о том, как благодаря Озерянский иконе вылечивались физические болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. Широко известен случай из биографии Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она долго молилась перед чудотворным образом, а затем умыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И произошло великое таинство - Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно завеса, сползла слепота. Сначала он различал контуры предметов, а затем увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря. Кроме того, известны многие исцеления от иконы. Исцелился житель Чугуева, который имел усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин с. Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона излечились, как и Григорий Квитка, от слепоты.
Когда в июле-августе 1871 года в Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря была принесена чудотворная Озерянская икона. Её непрестанно носили по домам харьковчан, магазинам, улицам, площадям. И везде служили молебны. В это время общего страха и разочарования, где являлась чудотворная икона Богоматери в дом, все там словно оживали, подбадривались, спешили к ней приложиться. Прикладывались не только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, потому что видели от неё силу, которая оживляет и исцеляет. И молитва верующих была услышана... Холера отступила, а горожане ещё больше уверовали в благодать Озерянского образа Богоматери.
На пожертвования жителей города в конце XIX века на территории Покровского монастыря была построена Озерянская церковь. Её строительство обошлось в 198 тыс. руб. В Озерянской церкви, освящённой 21 ноября 1896 года, и находилась чудотворная икона.
Ещё одна Озерянская церковь была построена на Холодной Горе. Строительство этого храма началось в 1892 году на земле, пожертвованной крестьянами Харьковской волости. Раньше здесь находился их общий амбар. Строительство обошлось в 150 тыс. руб. Средства собирал священник В. Пономарев среди московского купечества, но достаточно большую сумму пожертвовали и харьковчане. В 1901 году трёхпрестольная (главный престол в честь Озерянской иконы Богоматери, другие два св. князя Владимира и св. Амвросия Медиоланского) была освящена.
Во время Крестных ходов отсюда, с вершины Холодной Горы, харьковские архиереи благословляли чудотворной иконой Харьков.
О судьбе чудотворной Озерянской иконы в советские времена почти ничего не известно. Икона исчезла. Скорее всего, её украли из-за ценного оклада. Существует версия, что икону сожгли. По другим сказаниям, с места последнего пребывания иконы в Александровской часовне около Лопанского моста Харькова (документально не доказано) она была передана в Антирелигиозный музей и исчезла уже оттуда. Хотя этот факт совсем не сходится с данными, которые приводятся в краеведческой литературе. Что в действительности стало с иконой, по-видимому, никто не знает. Остались лишь списки с неё. Они существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями. Самые давние и чтимые из них находятся в Благовещенском кафедральном соборе, в Холодногорском храме и в возрождаемой Озерянской обители. Храму-часовне в Озеряне чтимый образ передал в дар ныне покойный отец Николай Бараненко, многие годы бывший настоятелем церкви на Холодной Горе.
Куряжский монастырь после Октябрьской революции был упразднен. В тяжелые 20-е годы на территории разрушенного монастыря поселилась детская трудовая колония под руководством известного педагога Антона Семеновича Макаренко. В то время здесь еще жили некоторые монахи и жители из окрестных сел собирались на службу.
Приют здесь обрели 400 юных беспризорных детей, место сразу же обозвали «бандитским Куряжом» и «разбойничьим гнездом» - прямая противоположность былой славы этого края. Главным духовным ориентиром стала не вера в Бога, а вера в человека и его лучшие качества.
В 1930 году Храм Преображения Господня был превращен в хозяйственный склад и главы снесены, через девять лет взорвали колокольню. Местное население, особенно старики, приходило, садилось вокруг колокольни, и не позволяло взрывать. Но получилось так: их успокоили, что никто не будет взрывать, старики разошлись, а колокольню взорвали…
Попасть на территорию монастыря сейчас почти невозможно. Остатки по-прежнему находятся на территории закрытой исправительно-трудовой колонии, от монастыря осталось только одно здание – бывшее административное. В нем – кабинеты начальства, большой актовый зал с отличной акустикой, на последнем этаже сохранились фрески святых.
Сегодня в Куряжской воспитательной колонии им. А.С. Макаренко для несовершеннолетних (бывший Свято-Преображенский Куряжский монастырь) появилась первая на Украине воскресная школа для осужденных детей. Подростки учат закон Божий в стенах монастыря. Нынешние куряжские педагоги считают, что религия поможет их воспитанникам самоутвердиться и научит ценить жизнь.
Самая первая на территории Российской империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), — съёмка известного харьковчанина фотографа Федецкого «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» (в Покровский монастырь) 30 сентября 1896 года.
Эта статья появилась благодаря другой хорошей традиции: совместное чтение Псалтири в Харькове (две двадцатки) и в Донецке (четыре двадцатки). Так поддерживается незримая связь, для которой нет границ. Дай Бог, чтобы и существующие исчезли. Преставилась чтица Алла из харьковской двадцатки - редеют земные ряды воинов Христовых, но пополняются (дай Бог) Небесные. Царство ей Небесное!