Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1
2
3 4
5
6
7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30

Поиск города

Ничего не найдено

Абсолютная вера: как киевский кукольный театр завоевывал сердца всех

0 23

Автомобилистам приготовиться: во Владивостоке ограничат движение

Лукашенко перетряхнул. Но не парламент, а свою администрацию

билайн улучшил 4G-покрытие в 22 деревнях и селах Чувашии

Сегодня вечером во Владивостоке перекроют главные дороги

Абсолютная вера: как киевский кукольный театр завоевывал сердца всех

В конце октября свое день рождение отметил Киевский академический театр кукол. Сегодня он единственный в Украине ставит спектакли и для совсем маленьких зрителей, и для взрослых. Эта осень в театре богата премьерами, одновременно готовятся новые постановки. «Большой Киев» узнал, как складывалась история театра кукол и почему театральное искусство должно отвечать времени.

Как все начиналось

Свой первый сезон Киевский театр кукол открыл осенью 1927 года спектаклями «Старинный Петрушка» и «Музыканты». Новое для себя искусство осваивали актеры Киевского театра юного зрителя им. Франка. Ни специального образования, ни опыта таких постановок в Киеве тогда не было. Юные актеры учились обращению с куклой у мастеров, изготавливавших их. До этого игровых кукол делали для продажи в магазинах и использовали в быту.

Актеры после премьеры спектакля «Старинный Петрушка» (1927 г.). Фото: akadempuppet.kiev.ua.

«Сначала не было детского театра, были студии: изобразительного искусства, киноискусства, юного зрителя, театр кукол был одной из таких студий. У Леся Курбаса тоже были студии. В 1929 мы получили название Театр малых форм – ТЕМАФ, а возглавила его ученица Л. Курбаса – Зинаида Пигулович. Из его школы выходили универсальные актеры: Зинаида умела и петь, и танцевать, и курсы речи вела. Так что атмосфера в театре действительно  была курбасовская, — рассказывает заслуженный работник культуры Украины и заведующий фондом и архивами театра Илья Поволоцкий. – Первую половину дня – осваивали технологию работы с куклой, вторую – репетировали спектакль».

Пигулович
Актеры ТЕМАФа с З. Пигулович (в центре). Фото: аkadempuppet.kiev.ua

Актеры торопились, ведь это была эпоха энтузиазма, строительства нового общества. Первые спектакли, конечно, отвечали духу времени. Приключения Петрушки заключались в борьбе с сильными мира сего.

«Тогда не было такого понятия, как «современное прочтение», — поясняет Илья Поволоцкий. – Но понимали: если играть как при Мольере – то зрителя это не тронет. А если характеры близкие современности – считай, режиссер в десятку попал». 

Илья Поволоцкий, заслуженный работник культуры Украины и заведующий фондом и архивами Киевского академического театра кукол

Иногда попадали слишком метко, так что приходилось переделывать спектакль. Например, сегодняшняя детская постановка «Волшебная лампа Аладдина» была написана еще в 1939 году и была поставлена для взрослых в театре Образцова. Когда ее первый раз показали – зрители смутились: очевидной в ней была тема замены лидера, за образами Султана и Визиря, который хотел стать султаном, читались Сталин и Берия. Тогда режиссер переделал спектакль под детский, упростил образ султана, сделав его наивным, но любящим свою дочь. А темой постановки стала не борьба за власть, а утверждение права на любовь.

В 1933 году театр разделился на две части: Центральный передвижной театр кукол и Государственный театр кукол при Киевском дворце пионеров и школьников имени Любченко. В 1936 году этот театр разместился в здании кинотеатра как раз там, где теперь находится Замок на горе. Но здесь располагалось административное помещение. Показывали же спектакли тогда только на выезде, в основном в школах.  Появились такие спектакли, как «Трое поросят», «Кот в сапогах», «Золотой ключик» и другие классические сказки. Уже в 1937 году на первом всесоюзном слете театров кукол киевляне заняли второе место, уступив только известнейшему театру под руководством Сергея Образцова.

Кукольный театр для взрослых

Новый этап развития – уже послевоенный под руководством дочки известного украинского драматурга И. Карпенко-Карого – Марии Тобилевич и по любимейшему адресу – на улице Шота Руставели, 16 (Центральная синагога).

Специального образования для кадров кукольного театра тогда в Киеве не было. Только открыли соответствующее отделение в Ленинграде (Санкт-Петербург). В 1965 году выпускник первого набора Юрий Сикало (уроженец Винницы) приехал в Киев ставить дипломный спектакль «Мальчик из страны солнца». Тогда же в Ленинград полетело письмо с просьбой оставить Юрия в киевском театре. Именно он и начинает ставить в киевском кукольном театре спектакли для взрослых: «Майская ночь» по Гоголю, «Божественная комедия», «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Гашеку, «Декамерон» и «Клоп». После последнего Юрию Сикало пришлось уйти из театра.

Куклы спектакля «Декамерон»
Куклы спектакля «Декамерон»

Еще несколько лет назад некоторые из этих названий можно было увидеть на киевской афише. Театр – очень современное искусство и пьеса живет столько, сколько актуальны проблемы, которые она затрагивает.

«Божественная комедия» родилась как полу-капустник. Адам и Ева рождались в операционной, они двигались, к ним были привязаны веревки, стоило им сказать «не то», как Бог тут же дергал их за веревки. Зал хохотал, когда Бог снимал с неба звезды и вешал себе на грудь – это была прямая аналогия с регулярными присуждениями нагрудных орденов Брежневу. В финале Адам и Ева снимают веревки и становятся свободными.  Право на любовь, на свободный выбор вместе с особенностями политической жизни ушедшей эпохи уже не трогают современного зрителя.  В «Декамероне» монахи выполняют план по поимке еретиков. В «Иосифе Швейке против Франца Иосифа» агент Бред Шнайдер приходит в кафе, где Швейк что-то говорит о Франце Иосифе и ухо куклы агента выдвигается, значительно удлиняясь – это тема слежки и подслушивания везде и всех.

Пьесу «Клоп» Маяковского киевский режиссер тоже переосмыслил. Первая часть показывала быт непманов (частный предприниматель в первоначальный период нэпа), чужеродных элементов. Вторая часть – коммунизм, где были большие куклы геометрической формы, почти все одинаковые, говорившие «правильные» слова и металлическим голосом. Когда зрители увидели такой коммунизм – им стало не по себе, — говорит Илья Поволоцкий. В результате режиссеру театра предложили уволиться и Юрий Сикало уехал работать в Луцк. Но при нем была заложена основа творческого подхода к работе с куклами.

Вдохнуть жизнь

Принято считать, что кукольный театр – это просто и не серьезно. Однако, как раз наоборот: актер драматического театра создает образ из себя самого и своих наблюдений. Кукольник же должен вдохнуть жизнь и оживить своего персонажа.

В одной из постановок сказки «Колобок» на киевской сцене главный герой показан как ребенок: он только родился и познает мир, еще не умеет резво бегать, видит: солнышко всходит, — и удивляется «О-о-о!», — рассказывает об одной из постановок Илья Поволоцкий.  Совсем другие повадки будут у персонажа с опытом, уверенного, лихо щелкающего ружьем.

Если актер живет на сцене – ему абсолютно верят и сопереживают и  маленькие зрители. В «Золотом ключике» Буратино говорит: «Папа, я голодный» — «О! Я забыл, а у меня ничего нет, может, у кого-то есть?» И детвора срывается с места с угощением и протягивает: «Нате, покормите его».

Илья Поволоцкий – старейший сотрудник киевского кукольного театра, на его глазах рождались многие спектакли, вместе с театром он принимал участие в фестивалях, наблюдал мастерство и традиции кукольных театров других стран. Актеры из Загреба (столица Хорватии) играли в Киеве «Стойкого оловянного солдатика». Финал – позитивный, солдатик остается жив. Киевляне удивляются: «Послушайте, у Андерсона солдатик и балерина гибнут за счастье». Хорваты отвечают: «нашим детям надо рассказывать, что все закончится хорошо, такая у нас система воспитания».

С помощью кукольного спектакля можно упростить, убрав сложные смыслы, можно наоборот – объяснить зашифрованную и непонятную порой народную мудрость, как в «Колобке». «Дед попросил бабу испечь ему не потому, что умирал с голоду, а захотелось чего-то особенного. Но наш герой-Колобок родился с талантом поэта и он хочет написать первую в своей жизни песенку. Вот он и просит деда и бабу отпустить его за прототипами – увидеть мир, — поясняет начало сюжета Илья Поволоцкий. –  Но дед пошел за Колобком: он понимал, что ребенка нельзя отпускать самого – мир не идеален. Вот это современное прочтение сказки».

Фото: akadempuppet.kiev.ua

«Маленькая баба Яга» сейчас идет в Киевском академическом театре, поставлена по немецкой пьесе. Баба Яга – персонаж обычно далеко не позитивный или притягательный. Но вот она маленькая, возможно, переняла всю генетическую основу своей мамы, но попадает в такие обстоятельства, что должна стать доброй, жизнь заставляет ее измениться.

Замок и его жители

В 1997 году впервые киевский кукольный театр оказался на улице. И снова «Здравствуйте, коридоры школ и садиков». Счастье – если доводилось играть на настоящей сцене. Новое здание театр получил после звания «академический». В декабре 2005 ленточку Замка на горе перерезал Президент Украины В. Ющенко и городской голова А. Омельченко.

Сказочный замок напоминает дворцы из мультфильмов и одновременно – готическую архитектуру Киева, вроде Замка Ричарда Львиное сердце на Андреевском. В одном из помещений разместились куклы-пенсионеры, но только тех спектаклей, которые успели переехать и пройти на новой сцене. Исторические же с точки зрения кукольного искусства персонажи не выдержали кочевой жизни начала 2000-х годов.

Как и раньше, кукол изготавливают из папье-маше, но стилистика менялась со временем.

«После войны натурализм в куклах был своего рода болезнью.  Тогда театр кукол максимально копировал драму, но терял свою образность и художественность. В 1958 году прошел большой конгресс Международного союза кукольных театров УНИМА (с фр. Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Бухаресте, на котором и решили дать бой натурализму», — поясняет тенденции кукольно-театральной жизни руководитель литературно-драматической частью академического театра Дарья Иванова-Гололобова.

Теперь манеру изготовления кукол диктует сам драматический материал. Гротеск – в лицах кукол «Декаимерона», Вытянутые готические формы у кукол «Эгле, королева ужей». Кстати, именно такие спектакли, где много нереалистических персонажей, вроде драконов, русалок и ужей лучше всего выразить с помощью куклы, а не человека в костюме.

Куклы спектакля «Эгле, королева ужей»

Кроме стилистики, кукольный театр борется и с традиционным представлением: актер должен быть за ширмой. Театр сейчас – это уже синтетическое искусство, где кроме кукол используется и анимация, и театр теней. Неизменной традицией остается только кисть кукольной руки: на ней всегда.. четыре пальца. Как объяснил механизатор кукол Евгений Невинский, это началось еще в средневековье. По одной из версий, куклы изготавливались для божественных спектаклей-мистерий, например, рождение Иисуса. Чтобы кукла не была подобием человека и не могла быть использована для проклятий, делали одно такое отличие. 

Новые спектакли в театре для всех

Спектакли для взрослых возвращаются в Киевский академический кукольный театр. В афише появился спектакль «Оскар» режиссера Михаила Урицкого. Это спектакль о ребенке, который сумеет за несколько дней прожить все самые важные  мгновения человеческой жизни до самой старости. В 2015 году эта постановка превзошла спектакли драматических театров получив свой театральный «Оскар» — премию «Киевской пекторали» как «лучший спектакль» и «за режиссерскую работу».

Игорь Федирко, режиссер Киевского академичнского театра кукол

Исполнитель роли самого Оскара – Игорь Федирко – одновременно и режиссер академического театра. «Кайдашева сім’я» его постановки пользуется популярностью у зрителя, сам режиссер считает ее очень современной: «Тема разрушения семьи из-за собственного эгоизма – вечна. И сейчас семьи распадаются по той же причине – личный эгоизм», — поясняет Игорь Федирко.

Кайдашева сім’я. Фото: akadempuppet.kiev.ua

Режиссер готовит две новые постановки: на январь «Цирк або кульконик» и «Ромео и Джульетта».

«В пьесе Шекспира мы привыкли видеть тему трагической любви и часто не замечаем вторую, быть может, более важную – тему вражды. Сейчас она зазвучит особенно остро, — считает Игорь Федирко. В начале спектакля герои предстают в современных костюмах, но чем дальше – тем больше превращаются в средневековых людей, в каменных воинов, в людей без любви».

Новый виток в развитии общества, новые проблемы и новые спектакли. Когда-то студия из нескольких актеров театра юного зрителя превратилась в театр для всех. Для малышей до 3-х лет, которые могут посетить комнату атмосферы, «почувствовать» море, развиваться сенсорно и визуально. Для детей от 3 до 7 лет, для взрослых. И для всех – то есть для семейного просмотра, когда родители могут прийти со школьником, когда интересно будет всем и есть о чем поговорить после просмотра.

Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»


Читайте также

В тренде на этой неделе

Сегодня вечером во Владивостоке перекроют главные дороги

Репетиции парада Победы проходят во Владивостоке

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я