Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Становление, характеристика и особенности работы с фольклорным ансамблем

0 5

В Росгвардии прошли посвященные 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне торжественные мероприятия

LRT: Министр Кащюнас заявил, Запад недооценил способности РФ к адаптации и эволюции

В США начали пугать студентов Божьей карой из-за протестов против Израиля

Военнослужащие Росгвардии провели патриотическое мероприятие для димитровградских лицеистов

Что же такое фольклор? И как этот термин понимают и применяют в наше время, в наш 21-й век? А понимают его, как оказывается, неоднозначно. Хотя фольклор имеет своё точное конкретное предназначение и, наверное, даже диагноз. Путаница, конечно, идёт с перевода этого иностранного слова, внося некую абстрактность суждения, итак, что же оно гласит: открываем Википедию – [фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество]. Эта формулировка вроде бы даёт широкий диапазон понимания и действия, но читаем дальше – [термин «фольклор» (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году] и тут, давайте остановимся и поразмышляем. В середине 19-го века никакой народной эстрады и стилизации не было, как не было и «культпросветного» направления (народно-академического), которое очень часто выдают за фольклор. Термин – фольклор, с того времени, закрепился за корневой культурой, за традицией, которая передавалась из века в век на генетическом уровне – внутри конкретного народа, нации от отца к сыну, от матери к дочери. И это нужно понимать, как мы понимаем, что стоит за наукой математикой, и не путаем её с физикой и химией. Так и фольклор имеет определённый смысл и это неоспоримо.

Однако же в нашем певческом (вокальном) сообществе проявляется две точки зрения понимания слова фольклор, которые не только вносят неразбериху в сознание простого потребителя-слушателя, они раскалывают единение общества, уводя от разумного начала, доводя до неизбежного тупика. Так вот, говоря простым языком, одни понимают, что фольклор – это наука, семейный институт преемственности, опирающийся на глубокие исторические факты; для других же это слово означает просто романтику, разнообразие в названии ансамбля, дескать, будем чем-то отличаться от множества «Вокальных ансамблей», ведь поём песни то народные.

Задача этого педагогического наблюдения помочь разобраться в спорных вопросах и осветить основные постулаты фольклорного направления на примере творчества ансамбля «Луганцы» Луганской общины донских казаков.

Итак, фольклор – это ёмкое и обширное понятие, которое включает в себя комплекс знаний не только музыкального наследия, это знания и об истории, быте, костюме, обрядах и поверьях. Знания о том, чем жил и что окружало человека того или иного этноса, и чем он отличался от других национальностей в социокультурном пространстве.

И, для начала, когда происходит зарождение и формирование фольклорного ансамбля, как показывает практика, в одном случае, руководитель остаётся верным традиции того народа, носителем национальности, которой является он сам, и с головой погружается в изучение той территории куда уходят корни его генеалогического древа. Либо посвящает себя изучению этнографии народа, которому сочувствует,- в случае другом. И всегда ориентируется и опирается на краеведческие наблюдения, этнографические аудио, видеозаписи и, желательно, собранные лично, в местах, которые исследует и пропагандирует.

«...Участники фольклорного ансамбля «Луганцы» занимаются изучением и сохранением традиционной культуры казаков Северского Донца (правый приток Дона), а именно фольклора Станично-Луганского района, Луганской области,- отсюда и характерное название коллектива – «Луганцы́». Луганца́ми, в старину в Донской области, называли жителей этой местности. Близость же с украинским народом даёт интересный, своеобразный колорит в распевах и произношении некоторых слов по сравнению с напевом и диалектом станиц Митякинской и Гундоровской, которые территориально и родственно близки, а также вместе с Луганской входили в Донецкий округ Области Войска Донского».

Фольклорный ансамбль – локален

Ансамбль «Луганцы» практикует традицию определённой территории – в основном, это станица Луганская и её хутора, а также охватывает и изучение традиции станиц Митякинской и Гундоровской, а к фольклору других станиц и хуторов Донской области он не касается, как бы ни хотелось. Почему? Потому что в любом деле будешь за двумя зайцами гоняться – ни одного не поймаешь.

В нашей ситуации всё происходит по простому принципу – уж так сложилось, человек познаёт то, что его окружает здесь и сейчас, а не за тридевять земель. Служивые полки донских казаков формировались из населения близ лежащих станиц и хуторов и вследствие этого, происходил обмен музыкальной информацией среди однополчан в долгих военных кампаниях и походах, а также однополчане роднились, скрепляя семейными узами детей. Все музыкальные знания, которые формировались и хранились рядышком в масштабе семьи, родственников и близких соседей имеют создаваемые веками, узнаваемые формы. И если, к примеру, я записывал в фольклорной экспедиции в окрестностях станицы Луганской местный музыкальный образец с неполным текстом или напевом, меня выручали песенники Митякинской или Гундоровской, помогая восстановить ту или иную информацию. Поэтому изучать традицию других станиц не имеет смысла для практики, только как ознакомление. И, к тому же это не патриотично.

Исходя из этого, в донской культуре сложились две характерные ярко выраженные традиции верхне-донская и нижне-донская, которые отличались распевами и диалектическими, а в отдельных местах и звуковыми особенностями. Влияло на это, в основном, соседство с другими народами, граничащими с Донской областью.

«...Участники ансамбля «Луганцы» бережно и скрупулёзно относятся к реконструкции этнографии, накопленной благодаря нелёгкой собирательной фольклорно-краеведческой деятельности. Жанровость репертуара – традиционна для ансамбля такого направления, это песни исторические, семейно-бытовые, календарно-обрядовые».

Репертуар ансамбля – это его лицо и, сказать больше – душа и сердце. Репертуар – это идентичность и неповторимость, по репертуару можно сразу определить, откуда, с какой местности коллектив приехал, какую традицию воспроизводит.

Если говорить о донской традиции, то она развивается особой ветвью на древе Русского фольклора. Это обусловлено тем, что донцы – воинственная нация с патриархальной формой социальной организации. Поэтому здесь и особый репертуар, и по-особому, с точки зрения музыкального профессионального разбора он озвучивается и распевается.

Звук донских казаков отличается пронзительной резкостью, дерзостью и величественным несгибаемым характером. Песни, которые безмерно любят донцы, и которыми начинаются все семейные праздники и застолья – это исторические, в них можно проследить всю историю Российской империи. Но это песни не «ура-патриотические» в три аккорда, это, прежде всего, песни протяжные – особая гордость казачьего народа. Поют донцы в очень низкой тесситуре, если сравнивать с другими русскими народностями и традициями. Главные в смешанных песнях, конечно же, мужчины. Женщины поют «по-мужски».

Фольклорный казачий ансамбль обязательно следует календарному обрядовому циклу, ведь именно этот жанр подтверждает то, что казаки не сословие, а народ. Особо почитаемые обрядовые праздники это: рождественские и зелёные святки, масленица. И нужно подчеркнуть, что это не просто «красные дни» отрывного календаря, это полноценные народные спектакли, которые разыгрывают жители казачьих поселений.

Одежда фольклорного ансамбля восстанавливается по образцам местных костюмов, которые хранятся в краеведческих музеях, либо на основании старинных фотографий людей, проживающих в этом районе.

Основная трудность, с которой сталкивается руководитель фольклорного коллектива в процессе занятий, это постижение участниками ансамбля аутентичного звука и чувства казачьей гармонии. Это наибольшая и физиологическая и психологическая сложность, в то время, когда современное ухо настроено на слащавый вокальный звук и эстрадную гармонию. Руководитель должен обосновать для чего это нужно, объяснить то, что фольклористы не призывают возвращаться к ветряным мельницам и старым деревянным сундукам, тем более что устное народное творчество – фольклор, нематериально. Фольклор не имеет свойства старения, вдумайтесь, как может стать не актуальной национальность. Или как вам выражение: «Быть армянином не модно, не престижно». Есть национальность – есть фольклор. И это очень важно понимать в современном обществе.

Фольклор – отражение национальности

Ещё нужно подчеркнуть, донская традиция должна сохраняться и жить в пределах территории Донской области (нынешние Луганская, Ростовская и Волгоградская области), традиция русского Севера, Урала и Забайкалья у себя на местах и т.д. Только если народ оторван от своей Малой Родины, проживающий, к примеру, в городе Москве, тогда он продолжает национальные традиции, собираясь в общину, на чужой территории.

Показательным и поощрительным этапом для руководителя и участников коллектива есть концертные выступления, которые являются неотъемлемой частью учебно-творческого процесса. И каждое из них это просветительная акция, прививка от «серости» для «ива́нов», непомнящих родства. И чтоб желание нравиться публике не переросло в расхлябанное и поверхностное отношение к этнографии, всегда нужно помнить об ответственности, которую несёт руководитель и его подопечные, ведь они гаранты подлинности традиции, которой занимаются. Так как современные концертные нормы и потребительские запросы зрителя порой сводятся к примитивности, очень важно не поддаться соблазну и не перекочевать в более лёгкий жанр – народную эстраду.

«...Концерты фольклорного ансамбля «Луганцы» это всегда праздник, праздник чистого родника донской традиции. Ансамбль абсолютно точно рисует быт и многовековую историю донского казачества, заставляя переживать, жить той жизнью, прикоснуться к славному прошлому и настоящему казаков-луганцев».

Денис Оголев

Источник.


Комментарий КИАЦ

Мне, как руководителю ОРКСМИ КИАЦ, не только повезло в ноябре 2019 года побывать в Луганске на заключительном этапе открытого республиканского фестиваля-конкурса казачьей культуры "Луганский край – казачий край", но и посчастливилось увидеть и снять на видео выступление ансамбля «Луганцы».

Специально для этой статьи разместил выступление ансамбля на канале КИАЦ в YouTube.

А.Зборовский


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я