Жестокий розыгрыш Румянцевой, город без света и пьяный петух: как снимали «Королеву бензоколонки»
Картина сильно потрепала нервы своим создателям. Съемки останавливали, актеров лишали ролей.
«Королева бензоколонки» – легкая и незамысловатая комедия о том, как, не попав в балет на льду, молодая девушка Людмила Добрыйвечер становится работницей заправочной станции. По крайней мере, именно такой мы ее знаем. Но история фильма была отнюдь не такой, – съемки дважды останавливали, актеров отстраняли от работы, а режиссера едва не выгнали из профессии.
Для Николая Литуса это была четвертая полнометражная картина. К 1961 году он успел снять остросоциальную драму совместно с коллегой из Таджикистана, экранизировал пьесу о жизни колхоза, создал мелодраму, а теперь искал что-то новое. Решил остановиться на комедии и подыскивал подходящий сценарий. Коллеги подсмеивались, – он же серьезный человек! И только редактор киностудии им Довженко решила помочь и дала почитать «Королеву бензоколонки».
Эту историю написал сатирик украинского юмористического журнала «Перец» Петр Лубенский. Однажды он проезжал мимо заправочной станции и увидел в разгар рабочего дня целую вереницу автомобилей, застрявших в длинной очереди. А сотрудник вместо того, чтобы отпускать бензин, стоял и ругался с шоферами. Тогда Лубенского посетила мысль, – что, если бы вместо грубоватого хама там стояла очаровательная и терпеливая девушка?! Совсем с другим настроением тогда стояли бы в очереди автомобилисты! Так возник образ, а вслед за ним и идея фильма.
Николай Литус рассказывал, что многих артистов утвердил без проб. Так, в роли Панаса Петровича, начальника станции, он видел только Андрея Сову, в роли буфетчицы – Нонну Копержинскую, а в качестве отставшего от автобуса батюшки Александра Хвылю. Вот только с главной героиней случился затык... Вернее, роль идеально подходила звезде «Девчат» и «Неподдающихся» Надежде Румянцевой, и все это признавали. Вот только режиссер мечтал открыть собственный талант и объявил кастинг молодых актрис сначала из местных театров, затем уже со всего Советского Союза.
Когда счет перевалил за сотню, пришлось остановиться. Из всех претенденток Литус выбрал эстонку Терье Луйк, – было в ней что-то особенное, королевское. И режиссер рискнул. Когда начали снимать фильм, оказалось, что у Луйк собственное мнение на счет героини, – она играла ее не так, как видел Литус и Лубенский, а как представляла сама. Они много спорили, работа шла медленно. Отсняв всего около шестой части картины, группа была вынуждена вернуться на киностудию, – сезон кончился, начались дожди.