Меценат Бетховена
В 1808 году в Вене был создан первый в мире профессиональный струнный квартет, получивший неофициальное название — квартет «Бетховена».
В исполнении квартета, как правило, звучали новые произведения композитора. И звучали именно так, как хотел автор. Трое из участников квартета имели пожизненный ангажемент и получали регулярное жалование. А четвёртым был уроженец украинского города Глухова Андрей Кириллович Разумовский, внук простого украинского реестрового казака Григория Розума, сын русского генерала-фельдмаршала Кирилла Григорьевича Розумовского и племянник фаворита императрицы Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Розумовского.
Разумовские были красивы, умны, талантливы и умели очаровывать дам. Кроме того, они крепко держались друг за друга. Как только Алексей Григорьевич из простого певчего, покорившего красотой своего голоса цесаревну Елизавету, превратился во влиятельного придворного её императорского двора, он тут же перевёз в Петербург родственников из украинского села Лемеши Козелецкого района Черниговской области и женил младшего брата Кирилла на троюродной сестре императрицы Екатерине Нарышкиной, за которой было дано колоссальное приданое, сделавшее его одним из богатейших людей тогдашней России.
Союз с Нарышкиной был браком по расчёту. Если же говорить о сердечной привязанности, то Кирилл был «тайно» влюблён в Екатерину II, в ту пору еще великую княгиню, которая писала о нём: «Он был хорош собой, оригинального ума, очень приятен в обращении и умом несравненно превосходил своего брата Алексея, который тоже был красив, но был еще великодушнее и добрее. Все красавицы при дворе были от него без ума. Я не знаю другой семьи, которая, будучи в такой отменной милости при дворе, была бы так всеми любима, как эти два брата Разумовских».
Ради Разумовских императрица Елизавета даже восстановила Гетманщину, столицами которой стали Батурин и Глухов. В свои 22 года Кирилл Григорьевич Разумовский, не так давно пасший коров, стал именоваться: «Ея Императорского Величества гетман всея Малыя России, обоих сторон Днепра и войск запорозских, действительный камергер, Академии наук президент, лейб-гвардии Измайловского полку подполковник, орденов святого Александра, Белого орла и святой Анны кавалер, граф Кирила Григорьевич Разумовский».
Гетман Кирилл Разумовский сразу зажил по-царски, завёл у себя итальянскую оперу и французский театр. Кирилл хотел править как государь, а в то время государи считали своим личным долгом устройство опер и вообще опеку над всеми видами искусства. В Глухове была организована знаменитая певческая школа для мальчиков, лучшие выпускники которой ежегодно отправлялись в придворную певческую капеллу в Петербург. Наиболее известные из них — глуховчане Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Оба они родились в конце октября. В это же золотое осеннее время в 1752 году появился на свет и главный герой нашего рассказа Андрей Кириллович Разумовский, в будущем — боевой морской офицер, блестящий дипломат, меценат, музыкант и, конечно же, любимец дам.
Все повороты его биографии так или иначе связаны с женщинами. Участник детских игр великого князя Павла Петровича, Андрей Разумовский, вёл любовную переписку с его супругой — великой княгиней Натальей Алексеевной. Когда та, в возрасте 20 лет умерла при родах, Андрей Кириллович был отставлен от двора матерью её мужа Екатериной II и отправлен на дипломатическую службу в Неаполь, где сблизился со своей ровесницей, королевой Каролиной Марией и подружился с королём Фердинандом Неаполитанским, смотревшим сквозь пальцы на слишком близкие отношения супруги с молодым русским послом.
А пока 25- летний Андрей Кириллович ждал своего окончательного утверждения в должности неаполитанского посла (произошло это потому, что в Неаполе никак не могли найти желающих на должность посла при Санкт-Петербургском дворе), он на два года задержался в Вене. Там он познакомился с ведущими музыкантами эпохи, встречался с Моцартом и Гайдном и стал завсегдатаем салона графини Марии Вильгельмины фон Тун-Гогенштейн, которая поддерживала молодого Йозефа Гайдна, бывшего домашним учителем её дочек по клавиру, помогала Моцарту, а чуть позже — Бетховену, в 1778 году посвятившему ей трио для фортепиано, кларнета и виолончели.
Графиня была всего на 6 лет старше Андрея Кирилловича и, естественно, как все дамы, очаровалась казацким внуком. Впрочем, этот казацкий внук уже был аристократом, получил блестящее и разносторонне образование, свободно владел французским и английским и прекрасно играл на скрипке. В этой связи известен случай, когда один из детей Кирилла Разумовского заявил отцу в ответ на напоминание, что они дети простого украинского казака: «Это ты — сын простого казака. А мы – дети фельдмаршала».
Когда несколько лет спустя Разумовский вновь по делам дипломатической службы оказался в Вене, его в доме Вильгельмины фон Тун встретили три подросшие и превратившиеся в красавиц дочери графини, которые, разумеется, тут же в него без памяти влюбились. Старшая из них — Элизабет, в октябре 1788 года стала Елизаветой Осиповной Разумовской, супругой Андрея Кирилловича.
В сентябре 1790 года Разумовский был назначен послом в Вену в помощь князю Д. М. Голицыну. Одним из основных аргументов в пользу этого назначения было то, что его жена – венка. И далее, с перерывом в три года (1799-1802), он уже жил в австрийской столице. Там Андрей Кириллович регулярно устраивал музыкальные вечера, на которых среди прочего исполнялись и украинские народные песни. Именно на них, по мнению многих исследователей, Бетховен услышал песню харьковского казака Семёна Климовского «Їхав козак за Дунай», для которой великий композитор впоследствии сделал вокальную и инструментальную обработки.
В 1806 году Бетховеном были написаны струнные квартеты ор. 59 (№7-9), которые ещё называются «русские квартеты», посвященные Андрею Разумовскому. В этих струнных квартетах Бетховена, считающихся этапными в развитии европейской музыки, были использованы русские и украинские народные мелодии. В частности, как утверждают музыковеды, в первом квартете Бетховен использовал мелодию украинской народной песни «Ой, надворі метелиця», а вот втором и третьем- вариации на тему песни «Від Києва до Лубен».
Мелодии украинских песен также слышны в Апассионате (Соната №23, Опус 57) и в 9-й симфонии. Ещё в одной из Бетховенских сонат звучит мотив украинской песни «Одна гора високая».
В том же 1806 году умерла жена Андрея Разумовского. А через год Андрей Кириллович вышел в отставку и поселился в Вене, уже как частное лицо. Получив от отца в наследство огромное состояние, он занялся строительством. В Вене и поныне стоит огромный дворец Разумовского на улице его имени. Для постройки дворца Андрей Кириллович скупил и снес двадцать семь домов, так же он выстроил за свой счет каменный мост через реку, чтобы не тратить время на дальний объезд. Мост, к сожалению, до нашего времени не сохранился.
В 1808 году Андрей Кириллович, которому уже исполнилось 56 лет, организовывает свой знаменитый струнный квартет, считавшийся лучшим квартетом своего времени, тот самый, с которого мы начали наш рассказ. И сам играет в нём партию второй скрипки. В этом же году Бетховен изменяет посвящение Пятой симфонии, первоначально предназначенной графу Ф.Опперсдорфу и посвящает Пятую и Шестую симфонии двум своим близким людям и меценатам — А.Разумовскому и Ф.Лобковицу.
В 1815 году Разумовский устроил Бетховену концерт, и это было последнее публичное выступление Бетховена-пианиста, он аккомпанировал «Аделаиду» певцу Вильду. К этому времени обстоятельства жизни Андрея Кирилловича серьёзно переменились. В 1813 году он был вновь призван на дипломатическую службу, по причине чего был вынужден оставить регулярную игру в квартете. Принимал активное участие в организации Венского конгресса, посвящённого победе коалиции европейских держав над Наполеоном, на который собрались представители всех европейских стран и ряд европейских монархов. На конгрессе Разумовский представил им Бетховена как великого композитора, и вся Европа приветствовала маэстро.
За подготовку, организацию и проведение Венского конгресса граф Разумовский был возведен в княжеское достоинство с титулом «светлости».
И всё бы хорошо, но во время конгресса случился ужасный пожар, в котором частично сгорел великолепный дворец Разумовского. От пожара серьёзно пострадала его уникальная коллекция произведений искусства, в которую были вложены громадные средства.
После пожара Андрей Кириллович уже не мог содержать квартет, поэтому назначил его музыкантам пожизненные пенсии и отпустил. По его рекомендации квартет под названием «квартет Шуппанцига» трудоустроился в Петербурге, гастролировал по России и Украине, исполняя, прежде всего, музыку Бетховена.
В 1816 году шестидесятичетырехлетний Андрей Кириллович женился второй раз на ещё одной венской графине — Тюргейм, под её влиянием принял католичество (ни эта ли история дала имя Андрию Бульбе, тоже влюбившемуся в католичку?) и до конца дней жил в условной бедности. По княжескому статусу он был вынужден давать обеды на 400 персон и производить другие представительские траты. А у него толпа кредиторов с утра у крыльца. К слову Бетховен с тех пор тоже стал испытывать финансовые трудности. Вместе с меценатом…
Так завершается история о том, как уроженец Глухова Андрей Разумовский повлиял на развитие европейской музыки и занял в ней место рядом со своими выдающимися земляками и ровесниками — Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским.
А началась эта история с того, что однажды разбушевавшийся по пьяному делу казак Григорий Розум погнался с топором за своим 22-х летним сыном Алексеем, который бежал от отца в соседнее село Чемер, где поселился у местного у дьячка и пел на церковном клиросе. И в жизни бы не доехал Алексей дальше Киева и Чернигова, если бы не был замечен полковником Вишневским, который набирая певчих для Придворного хора, обратил внимание на молодого красивого юношу с прекрасным голосом и увёз его в Петербург.
Ну а дальше уже за дело взялись дамы.…
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com