Художник Владимир Боровиковский: последняя звезда плеяды
Замечательный художник Владимир Лукич Боровиковский, последняя звезда плеяды портретистов XVIII века, родился в Миргороде более ста шестидесяти лет назад. Он вырос в тогдашней Малороссии в казачьей семье. Но ближайшие его родственники — отец, родной дядя и братья были не только казаками, но и иконописцами. Первые навыки рисования, а также письма маслом и темперой будущий живописец получил в кругу близких.
В соответствии с укладом, сложившимся в этих землях, в возрасте семнадцати лет молодой человек поступил в Миргородский казачий полк. На службе он продолжал занятия иконописью и интерьерной росписью, в том числе под руководством уже именитого в те годы Василия Васильевича Капниста.
Знаменитая поездка Екатерины II в недавно присоединённый Крым через земли Малороссии сыграла большую роль в судьбе Боровиковского. Так как он принимал участие в росписи дома, предназначенного для остановки императрицы в Кременчуге, его работы были замечены, и он получил высочайшее повеление о переезде в Санкт Петербург.
В столице он сначала жил в доме Николая Александровича Львова — одного из виднейших деятелей российского Просвещения. Здесь будущему мастеру довелось познакомиться с многими представителями творческой элиты. А его учителями были Левицкий и Лампи, уже достигшие вершин общественного признания.
Владимир Лукич не получал формального академического образования, однако в тридцать восемь лет ему было присвоено звание академика.
Находясь в самом центре кипящих страстей элиты петербургского общества, живописец периодически состоял в различных сообществах. Известно, что в период тесного взаимодействия с Левицким, он вступил в масонскую ложу, но затем вышел из этой неоднозначной и в те дни организации.
Владимир Боровиковский в начале своей карьеры получил серьёзную поддержку от самых значительных деятелей того периода. Можно сказать, что ему везло в карьерном становлении. Но он никогда не был женат и не имел детей.
Творчество одного из самых значительных портретистов Отечества отличает не только высокое мастерство, но и особый стержень положительности, доброты и светлой душевности. Примечательно и то, что огромное количество шедевров его кисти, созданные в разное время лишены всякого подражательства. Учителя, новые направления в изобразительном искусстве, веяния западных школ, безусловно, оказывали воздействие на творчество художника. Но собственная манера, появившаяся ещё в самом начале пути, на протяжении всей жизни продолжалась в каждой из его картин.
Что составило этот мощный фундамент образного мышления и духовной ясности? Традиции, заложенные иконописцами с детства? Православное воспитание? Крепкие казацкие корни?
Главным вкладом маэстро в отечественную культуру по всеобщему признанию являются, портреты его кисти. Начиная, конечно, с изображения самой Императрицы Екатерины и заканчивая многими парадными ликами членов Царской семьи, других вельможных особ. Как портретист мастер превзошел современников, делая свои холсты не только живыми, но и просветлёнными, обладающими человеческими чертами — индивидуальными и подчёркнуто выделенными.
Между тем, кроме образов видных представителей высокого общества, его рукой создано много икон, фресок и миниатюр. В том числе, крупные иконы в Казанском Соборе Северной столицы.
Искусствоведы иногда разделяют этапы творчества Боровиковского на сентименталистский и поздний романтический период, всякий раз оговариваясь, что такое деление условно. Действительно, романтизм конца эпохи с его более строгой техникой оказал некоторое влияние и не его полотна. В те времена творил Кипренский, став одним из самых модных представителей романтизма в России. Но и здесь, не поддавшись влиянию современности, живописец утвердил самобытное отношение ко всему, чего касалась его кисть. Эмоциональное наполнение образов, глядящих с холстов являет только добрые и светлые качества. Мир, создаваемый портретистом составляют только носители добра и вечных ценностей. Даже непреложные атрибуты парадного жанра — драгоценности, другие символы власти и богатства — второстепенные детали. Они оттеняют выражения лиц, добавляя лёгкий контраст к живому душевному свету. Также и переливы атласа не вопиют достатком, а лишь подчёркивают светлые стороны характера его носителя.
Пожалуй, самой известной картиной считается портрет М. И. Лопухиной. Здесь и правда сошлись практически все открытия, сделанные на разных этапах в одном полотне. Возможно, поэтому особенная лучезарность облика молодой красавицы так явственно наделена весьма очевидными признаками доброты, кротости нрава, духовной целостности, так свойственным русской натуре. Но и в этой работе нет явных давлений стиля и моды, но есть лишь воплощённое желание воссоздать внутренний мир человека мазками красок на холсте с помощью игры тонов одежд и заднего плана, скульптурных световых контрастов, филигранного поиска мимических линий и оттенков.
Наследие мэтра даже в жанре парадного портрета явилось учебником классического искусства россиян для многих последователей. Вскрылась возможность изображения царственных особ и их приближенных в образе людей, отмеченных не столько формальным статусом превосходства и власти, сколько эмоциональным содержанием характера и присущих ему личных черт. Даже в лицах властителей нет надменности и жестокой силы, но есть чувственность и душевная глубина — позднее это стало одной из традиций эпохи русского Просвещения.
Рукой творца создано множество полотен, миниатюр, икон. Они украшают не только Третьяковскую Галерею и Русский музей, но и залы известнейших галерей и мировых музеев, служат в соборах Православной Церкви, составляют предметы гордости крупных коллекционеров.
Жизнь одного из крупнейших создателей российской портретной школы, иконописца, создателя прекрасных миниатюр, казака из Малороссии прервалась в 1825 году. Прах захоронен на Смоленском кладбище, а в 1931-м перенесён в Александро-Невскую Лавру.