Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023
Апрель 2023
Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Джон Сильвер и "Каникулы Кроша": что общего?

0 1515

Тематические ландшафтные композиции украсили полосу отвода в Мосузле

В центре Оренбурга погас свет. Что произошло?

Эксперт Корецких рассказал, чем опасен самовыгул собак

Зоозащитник Корецких: Собаки на самовыгуле сбиваются в стаи и нападают на людей

Спору нет: киносказки о старинной Англии на советском экране играли роль романтического побега из советской повседневности (аналогичную функцию, кстати, исполняли и собственно британские экранизации тех же авторов – по отношению к повседневности британской). Однако если мы присмотримся не только к репертуару советских фильмов о «выдуманной Англии», но и к контексту, к доминирующим в них мотивах и настроениях, мы увидим, что эти фильмы, иногда даже самые «отвлечённые», несут обязательную социальную и идейную нагрузку.

Вот, к примеру, трёхсерийная ТВ-экранизация «Острова сокровищ» 1982 года. В сравнении с ранней киноверсией 1937 г., её легко принять за безыдейный ревизионизм. Фильм возвращает зрителя к аутентичным мотивам, которые содержаться в повести Стивенсона: манящие сокровища это приз в гонке за приключениями – как для пиратов, так и для «хороших джентльменов». Разница между двумя командами лишь в том, что пиратам свойственен откровенный разбой, а положительным героям – «fair play», честная игра. Крупный землевладелец Трелони – бестолковый тип, разбалтывает пиратам о цели плаванья. Но в минуту опасности, будучи на стороне «хороших джентльменов», ведёт себя находчиво, отважно и глубоко порядочно. Актёр Владислав Стржельчик изображает его весьма обаятельным господином.

Отчего так? Классовый враг – и неожиданно друг?

В свою очередь режиссёр отыгрывается на главном злодее – Долговязом Джоне, снимая с него налёт романтики:

«…Олегу Борисову хорошо удаётся показать «двойственность» человеческой натуры – мы видели несколько его ролей подобного плана, иногда герой и омерзителен по своим поступкам и одновременно привлекает своей незаурядностью. Таков и его Сильвер…– утверждал режиссёр В. Воробьёв. – Мне кажется, чрезвычайно поучительным раскрыть метаморфозы его личности. Это пират капиталистической формации, море для него – работа. У него трезвый, деловой подход к своей «профессии» (И. Вольфсон. Как был убит Джон Сильвер; – в журнале «Телевидение и радиовещание», 1982, №11).

И, правда, человек на деревянной ноге в исполнении Олега Борисова обладает завидной рассудочностью. Ловко манипулирует людьми, преследуя свою выгоду. Он так сказать иллюстрирует собой закат века пиратской вольницы и наступление эры делячества. В одном лице он и опасный бандит, и предприимчивый торговец, владелец трактира.

У киношного Джона Сильвера имелись своеобразные двойники в советских фильмах, снятых на современном материале. В 1970-е годы в общественный оборот всё активней входит понятие «деловой человек» – одновременно и с положительной и отрицательной коннотацией. Экономические реформы Косыгина принесли определённую свободу манёвра для управленцев среднего звена. На производственных совещаниях и в газетных репортажах стало не зазорно подчёркивать деловые качества того или иного инженера или снабженца. С другой стороны, всё больше признаков указывало на развитие теневой экономики, а значит, укреплялось неформальное положение её экономических агентов. Под «деловыми» в этом контексте подразумевались люди, которые обогащались за счёт полузаконных сделок.

Сходного по амбивалентности антигероя находим в образе Владимира Николаевича, прозванного Веэном, в фильме «Каникулы Кроша» (реж. Г. Аронов, 1980).

Владимир Корецкий в роли Веэна - фильм "Каникулы Кроша" (1980)

Мы видим респектабельного мужчину на собственной «Волге». Как и Сильвер, он лидер неформальной команды. Умён, обаятелен, на голову выше попавших под его влияние подростков (собственно говоря, и банду Сильвера можно рассматривать, с учётом жанровых особенностей романа Стивенсона и специфики детско-юношеского кино, как собрание не повзрослевших мужчин, «умственных детей», ведомых взрослым главарём). Ничего противозаконного и безнравственного, на первый взгляд, он не совершает. Напротив, его занятие освещено благородным огнём любви к искусству. Он всего-навсего коллекционирует нэцкэ, японские скульптурные миниатюры.

Василий Фунтиков в роли Кроша

Правда, его сладкие речи о ценности дружбы звучат как у заправского пиратского главаря. Постепенно выясняется, что дружбу с мальчишками он использует, дабы сколотить себе личный капитал – собрать дорогую коллекцию, прикрываясь словами о товариществе, не брезгуя подкупом и обманом. Его философия «делового человека» постепенно заражает его подопечных.

Характерно, что «Остров сокровищ» и «Каникулы Кроша» прямо адресованы детско-юношеской аудитории. Авторы фильмов не просто имели это в виду, но и подчёркивали своё антибуржуазное послание подрастающему поколению.

Совершенно чёткий педагогический посыл читаем в журнальной заметке, посвящённой съёмкам «Кроша» – она построена в форме прямого обращения к главному герою: «За красивыми словами Веэна об искусстве и человеколюбии ты должен увидеть ложь и подлость, ты должен предательство назвать предательством, научиться ненавидеть несправедливость. А ещё очень важно помочь другу поверить в людей, в добро» (Е. Чурилина. Смелее, Крош! – журнал «Телевидение и радиовещание», 1980, №2).

Примечательно, что сюжет повести Анатолия Рыбакова, положенный в основу сценария, экранизировался в СССР дважды за «длинные семидесятые» – в 1969 и 1980 гг. С «Островом сокровищ» Стивенсона приключилась аналогичная история – фильмы по авантюрному роману были сняты в 1971 и 1982 гг.

Александр СЕДОВ (с)


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я