Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Историографические замечания по истории Древней Руси.

0 369

В Кропивницком директор театра попался на взятке

​Сыграй нам на гармошке. Какие изменения ожидают пермский общественный транспорт в 2025 году

Стас Михайлов похудел на 17 килограммов: как он выглядит сейчас

Обслуживание, настройка и ремонт персональных компьютеров

Историографические замечания по истории Древней Руси.

(По материалам Г.В. Вернадского и современной исторической науки.)

Под Историей Древней Руси — до сегодняшнего дня понимается историяДревнерусского государства с 862 (или 882) года до татаро-монгольского нашествия.

К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России в районе Приильменья сложился крупный союз из ряда восточно-славянских финно-угорских и балтских племён, под властью князей династии Рюриковичей, основавших централизованное государство. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли.

Имеется не мало письменных источников описывающих этот период истории нашего народа. Но что нам известно о периоде с древнейших времён до прихода варягов?

Этим вопросом задавался и Русский историк Г.В. Вернадский:

- Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.

Изучающий историю Древнего Востока –

Малой Азии,

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МАЛОЙ АЗИИ. В самом начале 20 в. в центре Малой Азии (Анатолии), в 150 км к востоку от Анкары, были обнаружены клинописные архивы Хеттского царства (XVII–XII в до н.э.), одного из крупнейших государств Древнего Востока. Раскопки на месте бывшей столицы «царства Хатти» Хаттусы успешно продолжаются и в наши дни. Отдельные находки выявлены также в других местах Анатолии. В 1970-х годах под насыпью Машат-Хююка, вблизи современного турецкого города Зиле (вилайет Токат), открыт еще один хеттский архив глиняных табличек.

Месопотамии

 

 

Клинописная табличка из Месопотамии klinopis

По объему сохранившихся письменных документов Месопотамия не имеет аналогов ни в одной другой древней цивилизации. В настоящее время известно около 250 тысяч глиняных табличек. Но многие еще не прочитаны до сих пор.

Место рождения шумерской письменности ученые называют город Урук и время - рубеж 3-4 тысячелетия до н.э.

 

и Египта

Иероглифическая письменность Древнего Египта

– имеет в своем распоряжении письменные источники, характеризующие период в более чем три тысячелетия до рождества Христова.

Интересующийся классической античностью – Грецией и Римом – может использовать эпические поэмы, традиция которых уходит к началу первого тысячелетия до н.э., в то время как для второй половины этого тысячелетия имеется обилие эпиграфических и литературных источников.

Специалисты по германской истории имеют твердое основание в работах Геродота Цезаря и Тацита соответственно первого столетия до н.э. и ее начала

Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев, условно называемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.

Социальная структура германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, «рабов». «Рабы» у германцев, по словам Тацита, напоминают римских колонов. Они обязаны были давать господину оброк, но в то же время имели свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергали побоям или заковывали в цепи, убивали чаще сгоряча, чем в наказание. И только «рабский» статус оставлял такое убийство безнаказанным.

Занимающийся русской историей с древнейших времён до десятого века находится во много более сложной ситуации.

Г.В. Вернадский так пишет об этой ситуации:

«Решение задачи достоверного восстановления истории древней Руси встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки.

Можно сравнить решение этой задачи с восстановлением разбитой вазы из осколков, часть которых утеряна; из-за широких пробелов трудно поставить на свои места даже те кусочки, которыми мы обладаем. Поэтому во многих случаях авторам работ по истории древней Рруси было необходимо обращаться к методу предположения, но в каждом из них эти авторы пытались многократно проверять свои гипотезы при помощи всех доступных непрямых свидетельств.

Gvvernadskyi.jpg

Гео́ргий Влади́мирович Верна́дский(Джордж Вернадский) (20 августа1887 —12 июня1973) —российский и американский историк —евразиец, сын В. И. Вернадского.

Тацит был одним из первых-авторов, упомянувших славян, но он сделал это лишь случайно. Только в работах

Иордана

[Иордан—готский епископ, жил в VI в. и написал во второй половине этого века

два исторических произведения: "О готах" (De rebus Gethicis) и “Краткую хронику

мира” (De breviatione chronicorum). Главное из них—"О готах",—дошедшее до нас

полностью, представляет для нас особый интерес. Ценность этого произведения заклю-

чается в том, что Иордан, давая первую систематизированную попытку изложения

истории готов, одновременно в процессе изложения дает ряд экскурсов из истории

древних славян, сталкивавшихся с готами. Значение этого историка для истории

славян, несомненно, не мало. Автор сумел, во-первых, использовать не дошедшее

до нас сочинение Кассиодора, особенно его "Хронику" (Chronica). Известно, что Кае-

сиодор происходил из знатной римской фамилии, занимал важные государственные

должности при Одоакре, потом при Теодорихе и его наследниках—Аталарихе и Вити-

гесе. Располагая государственными материалами, также архивами и книгами, которые

ему были доступны как должностному лицу, Кассиодор, несомненно, сумел использовать для своей “Хроники” эти ценные, может быть, ему только доступные материалы

Невознаградимая утрата этого произведения в некоторой степени смягчается тем, что

оно так или иначе нашло свое отражение в трактате Иордана “О готах”. В этом произведении весьма немного сведений о древних славянах, но эти данные по причинам,

выше отмеченным, приобретают для историка-славяноведа исключительное значение.

Сведения о славянах касаются здесь главным образом вопроса о районе обитания древних славян, о взаимоотношениях славян (антов) и готов, о периоде Германариха и

судьбе его царства в связи с движениями славян.

Иордан(дата рождения неизвестна после551,Византия[1],лат.JordanesилиJordanis) —готский историкVI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.

и Прокопия(Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а.)

...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.

Прокопий Кесарийский(до крещения Неаний,греч.Προκόπιος ο Καισαρεύς; ? —8 июля303) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 8 июля[1](поюлианскому календарю), в Католической церкви8 июля.

историков шестого века н.э., мы впервые обнаруживаем реальные попытки описания жизни славян.

Разумеется, имеется значительная информация о народах, живших в причерноморских степях в течение многих столетий до н.э.– скифах и сарматах, – в работах ряда классических авторов, начиная с Геродота (пятый век до н.э.).

Европейские Скифы

Племена скифского мира объединяют общие черты культуры: кочевой способ ведения хозяйства, курганный обряд, «скифская триада», верования. Но каждый из народов этой степной общности имел и ряд местных особенностей, свойственных только ему. Поэтому историю народов скифского мира принято рассматривать по отдельным регионам.

Самой известной частью скифского мира была культура европейских скифов. Впервые имя «скифы» встречается в ассиро-вавилонских клинописных источниках в 70-х гг. VII в. до н. э. Так называли народ, пришедший на территорию Передней Азии из Причерноморья. С этого времени скифы становятся активными участниками военных действий и политики в Передней Азии. По свидетельству Геродота, «владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство».

 

 

slavanthro.mybb3.ruкилур – царьскифов. II век до н.э. Реконструкция...

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейских стран и США. Сделанные в типичной манере скифского "звериного стиля", они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

slavanthro.mybb3.ruСарматиз Старо-Лыбаевского могильника

Китайские хроники также передают некоторые данные о евразийских кочевниках. Тем не менее свидетельства о протославянских и ранних русских племенах, подчиненных иранским кочевникам, которые мы можем извлечь из этих сообщений, скудны и предположительны. Еще хуже дело обстоит с письменными источниками на славянском языке.

На время написания книги Вернадским информация о славянской древней рунической письменности уже была известна русским историкам,  но была неполной. В ХХ веке появились новые источники о письменности и новая информация о присутствии древних славян в иных регионах планеты, в которых ранее, в 19 веке, не предполагалось присутствия славян имеющих письменность . Так Иордан сообщает о войне готов со славянами, с которыми им пришлось столкнуться в Скандинавии – это сообщение о регионе обитания славян и является важным для историков занимающихся их историей и особенно в области славянской рунической письменности.

О славянской рунической письменности

Пеpвые доводы в пользy сyществования древнего славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале XIX столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к "pyнице", некотоpые оказались пpосто несостоятельными. Ряд доводов сохpаняет силy до сих поp.
Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные "особыми", негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне "Сyд Любyши", сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются "дески пpавдодатне" - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные.
Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности.
Пpимеpом "чеpняховского" славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из

этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.


Еще одним - поистине yникальным - памятником "балтийской" славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского 
хpама Радегаста в Ретpе.


Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев,

славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.

История русского алфавита (русской Азбуки) от Кирилла и Мефодия до наших дней: создание/развитие/реформы/современность

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица — азбуки, различающиеся почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична (в кириллице глаголические буквы заменены на известные греческие). Глаголица длительное время в несколько изменённом виде употреблялась у хорватов (до XVII в).

Кирилл и Мефодий

Можно отметить, что русские имели некоторые рудименты литературы в седьмом или восьмом столетиях, используя греческий или иной адаптированный алфавит. Тем не менее «русские персонажи» упоминаются только в 860 г. н.э., а каковы они – все еще составляет предмет обсуждения. Однако вскоре после этого (и возможно на основании этих ранних «русских персонажей») Константином Философом (св. Кирилл, апостол славян) был создан более совершенный славянский алфавит, это было так

называемое глаголическое письмо (глаголица); одновременно или немного позже, но не позднее, чем в конце девятого века,

разрабатывается другой славянский алфавит, известный как кириллическое письмо (кириллица)

И только после этого искусство письма широко распространилось

среди славян, включая русских. Первая русская летопись была написана в Киеве в одиннадцатом столетии н.э.; нам она знакома в варианте раннего двенадцатого столетия, который сохранился в некоторых поздних компиляциях четырнадцатого и пятнадцатого веков. Наиболее ранний памятник русской

 

эпиграфии так называемый Тмутараканский камень относится к 1068 г.

Самые ранние документы русских иностранных дел – русско-византийские переговоры десятого века – являются переводами с греческого. Переводы были сделаны во время подписания каждого договора, но оригиналы утеряны, мы имеем в результате позднейшие копии, хотя они и кажутся аккуратными.

Древнерусский кодекс законов – «Русская Правда» – был записан в одиннадцатом столетии, но старейшие известные списки его опять же относятся к более позднему периоду тринадцатого – четырнадцатого столетий. Итак, мы видим, что русские письменные источники доступны только с периода, начинающегося десятым столетием, а зарубежные документальные свидетельства лишь с шестого столетия н.э. и неполны. Учитывая эту ситуацию,

изучающий древний период русской истории должен полагаться в основном на археологические свидетельства. В то время как археология обладает чрезвычайной значимостью для изучения классической истории и также истории Древнего Востока, она еще более значима для ранней русской истории. Лишь на основании археологических открытий можно вообще создать историю возникновения России.

Но многие памятники археологии, уже открытые в Европе и имеющие на своей поверхности рунические тексты, рассказывают просто об истории не только славян, но и именно истории Руси. Таким является открытый в Швеции археологический памятник получивший название Рёкский камень. Применение русских рун к прочтению текста нанесённого на этот камень русским исследователем Сокол-Кутыловским О.Л., дало совершенно осмысленное прочтение текста, связанное с жизнью Руси и её соседей готов-дациян.

Первая русская империя

Единственной правильной догадкой шведских рунологов является то, что камень является монументом павшим. Что же на нём написано, на самом деле? Приведём фрагмент расшифровки надписи, которая полностью приведена в статье учёного «Рунический камень из Рёка: мифы и реальность»:

«Поставили своим званным. Они жизни решили отдать [за] рагов. Не равное сражение то не они начали, они вступили в их бой, так как к ним пришли… Войско они разбили то. Пусть земли к ним отойдут… Датчане напали на земли, на них слуг (работников) владельца тех их земель. Не иначе, как считали установить налог (на) землю их склоняли их ту землю отдать им… Если бы не были неры Ниваннед, Ваннед и Неванхнанне на службе у владельца земли… И не нападают на земли те. Нет датчан тех, так как неры … охраняют, так как дали (им) земли, их земли…»

Речь идёт о конфликте между земледельческими общинами славянских народов рагов и неров с одной стороны, и датчанами с другой. Датчане попытались собирать с соседей дань, но получили отпор, причём решающую роль в этом сыграли неры, которым и был поставлен этот памятник. Они пришли на помощь рагам. Из расшифровки надписи можно понять, что неры работали в тех местах по найму. После конфликта они получили часть граничащих с датчанами пахотных земель в собственность и обязались их за это охранять от посягательств датчан.

В своей книге «Древняя Русь» Г.В. Вернадский выражает сожаление о молодости русской археологии и о том, что не обнаружено ещё ни надписей ни документов какого-либо рода, говорящих об истории Руси.

Негативным моментом для развития русской исторической науки является то обстоятельство, что русская археология относительно молода. Совсем недавно были предприняты попытки соединить археологические данные с ранними источниками и использовать археологический материал с точки зрения русской истории. В дополнение к археологическим исследованиям лингвистические данные могут стать большим подспорьем для историка. К сожалению, никаких надписей или документов какого-либо рода не было найдено до появления греков на северном побережье Черного моря (VII век до н.э.). Для скифского периода мы имеем ряд греческих надписей; тем не менее они относятся либо к греческим колониям, либо к скифам, но не к местным племенам. Нет, следовательно, никакого лингвистического ключа к объектам, обнаруженным археологами. Итак, археологический материал о Древней Руси нем с точки зрения историка. В результате, нелегкой задачей является даже предположительное опознание находок, которые могут относиться к жизни предшественников русских, в особенности учитывая возможное значительное влияние народов, примыкающих к ранней славянской культуре. Свидетельства указывают на распространение на территории, где позднее процветали славяне, гомогенной «культурной сферы», просуществовавшей приблизительно с 500 г. до н.э. до 500 г. н.э. Но лишь предположительно мы можем определить эту «культурную сферу»

ippo.ru Русская библейская археология в Палестине

 

как «протославянскую культурную сферу». Такое определение – не более чем гипотеза, хотя она и кажется убедительной.

Убедительность этой гипотезы подтвердила сама жизнь и позднейшими археологическими открытиями и появлением новых исторических наук – таких как Археогенетика, показавшая тот момент , что сроки русской «гомогенной «культурной сферы», можно вполне справедливо раздвинуть до 10000 лет.

В свете колоссального значения археологии для изучения истории России будет кстати предложить здесь краткий

очерк развития археологических исследований в России.

https://cribs.me/arkheologiya/istoriya-arkheologicheskikh-is...

В развитии русской археологии можно выделить несколько периодов, которые различаются между собой не только хронологически, но и по своей философско-методологической направленности, приемам научного исследования, методам извлечения информации, целям и задачам исторической реконструкции. С Петра I начинается развитие археологии, его заинтересовали европейские музеи. Он считал, что музеи цементируют общество, вырабатывают чувство патриотизма. Он очень много покупал в музеи, но понимал, что купленные вещи не столь ценны, как добытые самостоятельно. В 1714 г. издается указ о том, чтобы «все собирали на местах разные древности». Появилась Сибирская коллегия Петра I. В 1й экспедиции были найдены серебряные и золотые монеты. Петр создал указ о составлении чертежей на каждую находку. Для становления археологии как науки большое значение имела деятельность русского историка 18 в. В.Н.Татищева. 18 в. – это время экспедиций и сбора древностей случайным путем. Академик Миллер написал инструкцию «как собирать древности». Таким образом I этап становления археологии – связан с деятельностью Петра. II этап связан уже с Екатериной II. Победа над Турцией и присоединение земель с обилием исторических памятников. Стали создаваться кружки любителей древности. Был распространен грабеж драгоценностей и разворовывание памятников. III этап связан с Отечественной войной 1812 г. Начало положил Стемиковский – первый русский дипломированный археолог. Позже большую роль сыграли Уваровы, давшие начало всероссийским археологическим съездам. Труды съездов издавались в документах. Была создана археологическая императорская комиссия. IV этап связан с 1ой мировой и революцией; упадок; иммигрировали многие ученые.

Древние могильные холмы с золотым и серебряным богатством давно привлекали внимание охотников за сокровищами. Петр Великий первым среди русских властителей понял значимость подобных находок для науки. Он издал несколько указов (1721 – 1722), призывающих губернаторов на местах покупать и коллекционировать золотые и серебряные вещи, достойные хранения в музеях. Именно так была собрана в музее Академии

vasily-sergeev.livejournal.comСкифские сокровища изсибирскойколлекцииПетра I

Наук (1725) первая коллекция сибирских древностей. Около этого же времени астраханский губернатор В.Н. Татищевизвестный историк, создал продуманное руководство для коллекционирования материалов по археологии и этнологииПлан Татищева был частично реализован Академией Наук, многие из членов которой немало путешествовали по всей России и узнавали о нахождении важных могильников и древних стоянок на ее юге и в Сибири. Путешествия Палласа, Лепехина, Гмелина и Рычкова принесли ценные результаты. Следуя примеру Татищева, некоторые губернаторы на местах также обнаруживали свой интерес к археологии.

В 1763 г. губернатор Новой Русской Территории (Новороссии) А.П. Мельгунов приказал раскопать


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я