Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019
Август 2019
Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Кабан — к свиданию, икона — не к добру: как в народе толкуют сны о метаморфозах знакомых пространств

0 414

Уголовное дело возбуждено по факту трагического пожара в Приморье

ГИБДД Приморья отчиталась о дорожной обстановке в регионе во время дождей

По меньшей мере 75 французских наемников погибли, получили ранения или вернулись во Францию с начала СВО

Приморье охватили дожди. Синоптики рассказали о количестве осадков, выпавших в крае

Почему сон о цветении сада может предсказать смерть его владельцев, а треснувший под ногами лед, наоборот, — перемены к лучшему? На эти вопросы отвечает кандидат филологических наук, фольклорист и антрополог Анна Лазарева в книге «Толкование сновидений в народной культуре» (купить ее можно здесь). «Нож» публикует фрагмент главы, в которой на собранном фольклористами материале проанализировано, как в народе интерпретируются сны о знакомых пространствах — о месте работы, доме друга или любимом парке. Что означает внезапная пропажа старого ковра, яркая звезда над пятиэтажкой и кабаньи следы в огороде? Читайте и просвещайтесь, это важно.

Книга Анны Андреевной Лазаревой «Толкование сновидений в народной культуре» подготовлена в рамках проекта «Создание сюжетно-мотивного указателя фольклорных рассказов о сновидениях (на восточнославянском материале XX–XXI вв.)».

В рамках модели интерпретируются сны, предвещающие перемены, связанные с перемещениями в пространстве (переездом, сменой места работы и т. д.). <…> В этих сюжетах указывается на общественную территорию, а не чей-либо домашний локус. Пространство в этих текстах обычно имеет буквальное значение (символичны его искажения и происходящие в нем события).

В исследованном корпусе текстов <…> прогноз сновидения предназначается только для сновидца и его близких (но не для посторонних людей).

Сюжеты таких снов можно разделить на две группы:

  • некий символ, помещенный в проекцию реального пространства, указывает на связь судьбы сновидца с приснившимся локусом (который впоследствии становится значимым в жизни сновидца);
  • перемещения (сновидца, предметов, персонажей) в проекции знакомого пространства соотносятся с будущими пространственными переменами в жизни сновидца (его близких).

Рассказы первого типа сводятся к следующей структуре: во сне человек замечает яркий образ, появившийся в знакомой обстановке (при этом в реальности сновидца ничего с этим локусом не связывает), затем в жизни сновидца происходят события, вследствие которых увиденное во сне место оказывается значимым для него или его близких. Рассмотрим примеры таких текстов:

Это было на Новый год. И я у своей подруги сплю, Ольги Александровны. И так переживаю, где бы ему [сыну] устроиться [на работу]. Легла спать и думаю: «Господи, пусть мне приснится сон, устроится Валера [на работу] или нет». И снится мне сон, что на небе такая звезда — яркая-яркая, страшно яркая. А я ночью встаю и говорю Ольге Александровне: «Представляете себе, такой сон мне приснился!» А Валера тогда только закончил университет. И пришел он ко мне на работу (как-то так, что пришел на работу). Когда приходит знакомая женщина и говорит: «А кто это такой?». Я говорю: «Да это мой сын». — «А где он работает?» — «Да он из армии пришел, закончил университет, пока нигде не работает». Она: «О-о, пошли со мной». Пошла она с ним. А эта женщина была начальником. И она взяла его работать как раз в то здание, над которым мне звезда приснилась. Там спросили: «А что это за мальчик?». — «Да это сын моей подруги. А нам нужен человек». А она тогда была директором. Представляешь себе?

Звезда, увиденная над конкретным зданием, может пониматься как «путеводная», указывающая на локус, с которым будет связан жизненный путь сына рассказчицы.

Здесь интересно провести параллель с полесским гаданием: глядя на ночное небо, девушки загадывали, где чья звезда, и наблюдали, в какую сторону она «скатится» — считалось, что оттуда придут сваты.

Сюжет о звезде, «указывающей» на определенное место, встречается и в рассказах о знамениях: «Перед войной было явление вот какое. Звезда горела <…> Вот где будет в скорости война, тут будет гореть звезда. Эта звезда указываеть место, где будуть воевать».

В данном случае рассказ о сновидении напоминает (по образности и прагматике) нарративы о святочных гаданиях, включающие вызывание вещих сновидений. Сон был загадан респонденткой в новогоднюю ночь. Его толкование обусловлено сформулированным перед сном вопросом, в свете которого осмысляются увиденные образы: «Легла спать и думаю: „Господи, пусть мне приснится сон, устроится Валера или нет“».

В другом сюжете девушке снится цветущая вишня во дворе у соседа, впоследствии она выходит за него замуж и переезжает жить в его дом:

Снится мне, что (там того дерева и в помине не было, я на том дворе не жила) я иду так по улице, и их [соседский] двор видно: хата, цветет чудесная вишня. Что вы думаете? Я вышла туда замуж, посадила там черешню, и она цвела.

Соб.: Вот такая, как вы во сне увидели?

Да. Это прошло, может, года четыре. Именно там я посадила черешню, и она цвела, обильно цвела.

Соб.: А когда вы сажали эту черешню, вы не вспоминали сон?

Вспоминала. Хоть я и расторопша, но я внимательный, щепетильный человек <…>

Соб.: То есть вы вспоминали сон и поэтому посадили?

Нет, не поэтому. Но именно на том месте я посадила дерево.

Как и в предыдущем рассказе, предсказание сна благоприятно: оно связано с реализацией человека в новом статусе, сопряженной с определенными пространственными перемещениями (в первом сюжете юноша устраивается на работу, обретает рабочее место; во втором девушка становится женой и переезжает в другой дом).

В обоих рассказах основной образ (яркая звезда, цветущее дерево) получает положительную оценку и выделяет локус, с которым связана судьба человека. Любопытно, что и деревья, и звезды способны выступать как двойники людей, в связи с чем можно предположить, что эти образы символизируют обретение человеком своего места в жизни (в прямом и переносном смысле).

Понимание цветущей вишни как предвестника свадьбы совпадает с толкованиями «сонника», согласно которым видеть во сне цветущие деревья предвещает любовь и брак, см. «Сад цветущий — дак девцы жаних будя, а хлопцу — нявеста» (могилевск., витебск.); «Цвети — це на жизнь, на любов», что находит параллели в народной лирике (вишневое дерево символизирует взаимную любовь) и фразеологии (см. выражение бути у вишнях, означающее «жить в браке»).

Как и предыдущий нарратив, данный сюжет близок к рассказам о святочных гаданиях. Толкование цветущей вишни как предвестника любви и замужества имеет параллели в украинском рождественском гадании, записанном в Полтавской области.

Девушки сажали (или ставили в воду) вишневую ветку, загадывая на определенного парня (или несколько веток — на нескольких молодых людей). Если ветка вишни расцветала, это предсказывало брак с тем человеком, на которого девушка гадала. Однако в этом рассказе важна не только символика цветущей вишни, не менее значимо появление этого образа в конкретном дворе, указывающее на дом будущего мужа сновидицы.

Любопытно отметить, что в основе многих способов гаданий на жениха лежит попытка узнать место (направление), где живет суженый (следя за плывущим по воде венком, подбрасывая в воздух предметы и наблюдая, в каком положении они упадут, прислушиваясь к звукам, доносящимся с той или иной стороны, и т. д.).

<…>

Читайте также

Медвежья голова, колдовские конфетки и ножницы под подушкой: какие заговоры помогают жить на Русском Севере

Кресты, ракеты, мертвецы: во что верят в деревнях Русского Севера

В других рассказах важен не образ (метаморфоза), появляющийся в онирической проекции реального места, а действия внутри этого пространства. <…>

Например, информантка, чей рассказ приведен ниже, на момент записи интервью занималась частным бизнесом — торговлей в рыночном лотке. Сначала ее лоток располагался в одном месте, но впоследствии ей пришлось переместиться в другую часть рынка. С точки зрения рассказчицы, эти перемены предсказывал следующий сон:

Мы торговали на одной стороне. И мне снится сон, что приходит какой-то мужчина и забирает все мои вещи, и переносит на другую сторону. Когда, где-то месяца через три, нас оттуда забирают и точно на ту сторону переносят, что мне приснилась.

В другом сюжете респондентка, будучи выпускницей педагогического университета, хотела устроиться учителем в своем родном селе, Зубовке. Однако ей пришлось пойти работать в соседнее село (Малые Сорочинцы), которое находится на другом берегу реки (зимой женщина добиралась до работы, переходя через замерзшую реку). И вот в последних числах августа, перед самым началом учебного года, ей приснился сон, который она связала с внезапной переменой места работы:

Снится мне уже под утро, что иду я на работу сюда [в село Малые Сорочинцы], а в зимний период я ходила сюда через… речка Хорол замерзала, и я прямо через лед ходила. А снится мне в конце августа (30 или 31 августа), что я иду через речку, дохожу до середины. Лед такой, холодно. Дохожу до середины речки и в речку проваливаюсь. И такая у меня мысль, что: «Куда же мне ближе доплыть: или до того села, где я работаю (Малые Сорочинцы), или до Зубовки, где я хотела бы работать (я тут живу)?». И я вроде разворачиваюсь, и такая вода приятная, хорошая. И до этого берега прибиваюсь [до берега села Зубовки].

Ну, пошла я на работу, поехала. А там такая была женщина старая, которая там работала. Я пришла и говорю: «Галина Васильевна, такой сон приснился мне, — я говорю, — что шла по льду и прошлась так». Она говорит: «Света, радуйся! Такой сон приснился: ты до того берега прибилась, что нужно!». «И такая вода, — говорю, — была приятная: теплая и светлая». Она говорит: «Вот посмотришь, что будет». Это было 30 или 31 августа, а 3 сентября я уже сюда [в село Зубовку] пришла на работу. Внезапно — только раз! <…> Я запомнила этот сон навсегда. Я так хотела перейти сюда на работу. И мне же не обещали, а то — внезапно, внезапно такое приснилось. И я вот буквально… Человек там выехал, и меня взяли на работу. А то и не обещали, и не предсказывали мне сюда попасть на работу.

В обоих сюжетах толкование сновидения почти буквально: движение в определенном направлении во сне (самого сновидца, другого персонажа, предметов) соотносится с такой же «пространственной переменой» наяву: сновидица работала в одном селе (части рынка), затем переходит работать в другое село (другую сторону рынка).

<…>

Особым локусом при толковании сновидений, где происходит перемещение в проекции реального мира, является кладбище:

Вижу я во сне <…> проходит моя мать мимо <…> я и говорю: «Мама, куда ты <…> идешь?». Она говорит: «В Потураево». А в Потураеве это, кладбище <…> Ну, нядели две не прошло, и мать моя умерла.

Ср.: Сныцця мини сон, як вроди я выйшла на двир, дывлюсь так у вэрх, а по нэбу Матэр Божа лэтыть з сэвэра <…> долэтила до нашей хаты, над хатой повэрнула и полэтила дали туды, дэ кладовыще <…> И мужа отнэслы тоже туда — нэ думалы и нэ гадалы, умэр.

Толкование движения к кладбищу в приведенных текстах можно назвать скорее иносказательным («переезд на кладбище» — метафора смерти), нежели буквальным (тело умершего человека перемещается на кладбище), как в прошлых случаях, когда речь шла о переезде или смене места работы. Иными словами, при толковании данного сюжета пространство семиотизируется, соотносясь с конечным этапом жизненного цикла (кладбище как символ смерти).

В первом рассказе мотив отбытия на «тот свет» актуализируется за счет упоминания уходящей матерью названия населенного пункта, возле которого находится кладбище. Во втором сочетаются обе рассмотренные выше модели толкования снов: Богородица долетает до хаты сновидицы (пространство как символ населяющих его людей), затем поворачивает и движется в сторону кладбища (пространство как визуализация жизненного пути). Вероятно, в рассматриваемом сюжете Богородица выступает как иномирный персонаж, «забирающий» мужа сновидицы на «тот свет».

Стоит добавить, что толкование облика Божьей матери как предвестника смерти (беды) встречается и в других текстах:

У меня брат на севере был. Вот он и говорит, встает утром <…> говорит: «Полотно, а на полотне этом как Божья мать, говорит, и поплыла, поплыла, поплыла». Это, говорит, нехорошо, это, говорит, в нашей родне, может быть, ктой-то помер. И правда, прошел день, на другой день нам телеграмма: «Приезжайте хоронить». Умер брат мой.

Ср.: Иконы снятся, святые — не на хорошее (харьковск.).

<…>

Маркированность кладбища («стороны», где оно находится) коррелирует с культурными представлениями об опасности контакта с этим локусом, о чем свидетельствуют многочисленные правила и запреты, связанные с его посещением: например, «нельзя на кладбище оборачиваться — несчастье будет, так говорят» (кировск.).

Рассмотренные примеры показывают, что соотнесение увиденного во сне пространства с существующим в реальности локусом в ряде случаев играет ключевую роль при толковании сновидения.

Образ знакомого места интерпретируется в соответствии с двумя описанными в работе моделями:

  • пространство как символ населяющих его людей (сновидца, его соседей или живущего на определенной территории сообщества);
  • пространство как визуализация жизненного пути (сновидца и его близких).

<…>

Интерпретация сна в рассмотренной группе рассказов основана на соотнесении приснившегося локуса со структурой реального пространства. Важны такие критерии, как принадлежность увиденной во сне территории определенным лицам (или общая оппозиция «свое — чужое пространство»), ориентация движения сновидца (персонажей сна) относительно значимых для него объектов (кладбища, соседних сел и т. д.).

При толковании сна часто происходит сопоставление внешнего вида (предметного наполнения) реального локуса и его проекции. Важно учитывать, что увиденный во сне «реальный мир» никогда не бывает точной копией действительности, напоминая некое «Зазеркалье», где реальность всегда искажена: «Вот ты-то тут живешь, а во сне и свет тот же, и ты тот же — а все не так. Тот же да не тот. Все как у нас, да не наше-то <…> Всех знашь, а они — то не они» (ярослав.).

Может быть интересно

12 самых частых снов и их значение

Инсайт под одеялом: что можно узнать во сне

Иначе говоря, мы имеем дело с таким осмыслением опыта (конструированием нарратива), при котором сходство увиденного во сне ландшафта с реальным понимается как их тождественность, а определенные — не любые — отличия между ними воспринимаются как знаки и становятся предметом осмысления. Таким образом, можно говорить о некоем устойчивом наборе мотивов, связанных с трансформациями реального локуса.

В большинстве случаев информанты выделяют те метаморфозы знакомого пространства, которые связаны со стереотипическими образами, повторяющимися во многих текстах и включенными в перечень толкований «устного сонника». Например, появление мух как предвестник покойника, яма или холм как могила, срубленное дерево как метафора прерванной жизни.

Перечисленные символы могут иметь одинаковое значение независимо от того, в каком пространстве они возникают во сне, однако их появление в проекции чьего-либо домашнего локуса указывает на адресата содержащегося в сюжете сновидения «сообщения» (т. е., как уже говорилось, упоминание конкретного места является частью модели толкования сна).

Интерпретация реального ландшафта в исследуемой группе нарративов часто была связана с особенностями наполняющих его природных объектов, таких как:

  • почва и ее рельеф (возникновение ям, холмов, видение «голой земли»);
  • растительность и деревья (появление, исчезновение, метаморфозы деревьев, увядшее или цветущее состояние природы);
  • реки и водные источники (затопление территории);
  • животный мир (появление животных, птиц, насекомых);
  • небесные светила (яркая звезда, закат солнца).

Метаморфозы ландшафта описывались как результат чьих-то действий (дерево срубили, яму выкопали, животное оставило следы), природных циклов (упоминание времени суток/года), атмосферных явлений (паводок, ураган и т. д.). Толкование состояния окружающей среды обычно основано на его оценке: например, увядание растительности противопоставлено цветению, закат и сумрак — рассвету.

Внимание толкователя, как правило, привлекают заметные отличия приснившегося пространства от реального. Например, видение знакомого ландшафта (который в действительности покрыт зеленью) голым интерпретируется с помощью формулы «земля — к смерти» (так как вместо травы сновидец созерцает голую почву).

При этом отсутствие растительности замечают и истолковывают, поскольку реальный локус отличается от увиденного во сне. Эту мысль подкрепляет тот факт, что рассказы, в которых сновидец подвергал бы толкованию видение голой земли там, где и в действительности ничего не растет, зафиксированы не были.

Отсутствие дерева в проекции знакомого локуса понимается как синоним его уничтожения, осмысляясь в соответствии с толкованием «срубленное дерево — к смерти». При этом важно, что в реальности там растет дерево.

Следы кабана интерпретируются так же, как и сам кабан — «к встрече с кавалером». Однако значимо, что в действительности дикие животные не забегают на огород сновидицы, и ее удивляет обнаружение кабаньих следов.

Во многих нарративах, в которых трансформация пространства выделяется в качестве основного мотива, важна актуализация этих изменений в самом сюжете сна.

Например, метаморфозы знакомого пространства вызывают определенную реакцию сновидца, с ними связаны реплики и диалоги: «…говорю: „Ой! А чьи же это копытца? Кто же это забежал к нам во двор?“. А мне говорят, что это боров, дикий кабан». Либо же трансформации реальности определяют развитие сюжета сна: «Иду по дороге, а с горы — вода, так широко разлилася, так идеть, я не могу к ней перейтить».

Интерпретацию рассматриваемых сюжетов, как правило, можно объяснить, ссылаясь на формулы «устного сонника» («земля — к покойнику», «срубленное дерево — к смерти», «кабан — к кавалеру»), что сами информанты обычно и делают. Однако во многих случаях именно заметная метаморфоза хорошо знакомого локуса играет ключевую роль при толковании сна, поскольку ее описание:

  • становится сюжетообразующим мотивом;
  • сигнализирует о необходимости истолковать сон (определенную деталь его сюжета, связанную с трансформацией);
  • актуализирует то или иное значение «сонника» (срубленное дерево — предвестник смерти), культурную коннотацию (растущий возле дома дуб — двойник хозяина), интерпретационную модель (потерянный/уничтоженный объект — умерший человек).

Иными словами, запускает процесс толкования сна и определяет всю его логику. Подобные наблюдения опровергают представление о том, что интерпретация сновидения исчерпывается неким набором известных носителям традиции правил: во многом она обусловлена соотношением увиденного во сие с той уникальной средой, которая окружает конкретного сновидца.

<…>

Модель «пространство как визуализация жизненного пути» очень характерна не только для рассказов о вещих сновидениях, но и для многочисленных гаданий, в основе которых — попытка предсказать направление («сторону»), где живет будущий жених. В этих гаданиях важны такие характеристики (движение, звука, положение предмета), как направление («сторона») и дальность (далеко/близко).

Так, например, на святки девушки ходили «слушать». Определенные звуки (лай собаки, звон колокольчиков) предвещали скорое замужество, при этом важно было, с какой стороны доносятся шумы (в этой стороне живет будущий муж), на каком расстоянии их источник (что соотносится с тем, насколько близко к сновидице живет ее суженый).

Почти буквально повторяют рассмотренные сюжеты снов гадания, основанные на наблюдении за движением предметов. Например, девушка пускает по воде венок и смотрит, куда п насколько далеко он отплыл, что толкуется как направление и отдаленность жилища будущего мужа. На той же логике основано гадание, связанное с подбрасыванием предмета (обуви, одежды, ложки, топора и т. п.) и наблюдением, в каком направлении (либо в каком положении) он упадет, см.: «За ворота бросали обувь: в какую сторону носок — оттуда жених будет», «Соб.: А сапожок кидали? — Кидали через ворота, в какую сторону упадет — в такую замуж выйдешь» (кировск.).

На примере рассмотренных текстов мы видим, что способы толкования снов близки к моделям интерпретации событий, происходящих наяву. Только в одном случае предзнаменования (гадания, приметы) или действия, влекущие определенные последствия (нарушения запретов, магия), имеют место в реальности, в другом нечто подобное происходит в онирической проекции реального мира (дерево исчезает с привычного места, часть дома разрушается, личная вещь портится или теряется, в домашнем пространстве появляется знак, символический образ движется в определенном направлении и т. д.).

Поскольку сны, в которых человек созерцает знакомые места, объекты, ситуации, снятся людям регулярно, можно сделать вывод, что толкование сновидения во многих случаях представляет собой не столько попытку усмотреть и разгадать какие-то отвлеченные символы (как, например, гадание на воске или кофейной гуще), сколько осмысление искаженного образа реальности сквозь призму известных снотолкований и интерпретационных моделей.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я