Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 12
13
14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Ветер перемен» снова в Москве

0 387

Гробы не всплывали на кладбище в Казани из-за паводка

Расстрел полицейских в Винницкой области: прокуратура проверяет причастность двух военных

Полиция не нашла торчащих из могил рук в Казани

Експосадовець СБУ Герсак, звільнений за корупцію, під час війни займається «благодійністю»

На гала-концерте фестиваля татарской песни в «Зарядье»

«Ветер перемен» («Yзгәреш җиле») впервые «задул» в Казани на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (ТАГТОиБ) в 2016 году, и именно тогда с интервалом в месяц этим ветром повеяло и в Москве в стенах Государственного Кремлевского Дворца. В 2018 году в Первопрестольной появилась новая концертная площадка с названием «Зарядье», и на седьмом году существования фестиваля названный уникальный для нашей огромной многонациональной страны смотр, продолжая эстетическую линию возрождения и популяризации татарской эстрады, а также развивая сложившиеся за все эти годы фестивальные традиции, освоил и ее.

Благодаря гастрольному вояжу, случившемуся в МКЗ «Зарядье» 13 сентября этого года в качестве постсобытия Дней культуры Республики Татарстан в Москве (21–25.08.2022), приобщиться к проекту довелось и автору этих строк. Но парадокс – не впервые, хотя и в первый раз, так что немного терпения. В данном случае в Москве речь идет о постановке грандиозного песенного шоу, драматургия которого прослеживается (если прослеживается вообще) весьма и весьма условно. Однако большое концертное шоу с типично эстрадными высокотехнологичными атрибутами – с огромными проекционными экранами и эффектами мощной 3D-графики, с «неоновыми огнями» и подтанцовками миманса, с опциональным бэк-вокалом и «дефиле» национального костюма – и впрямь ведь захватывает!

И всё же надо четко понимать, что этот высокотехнологичный музыкальный продукт, предназначен, естественно, для широкой, вовсе не академической публики, не для истых театралов-меломанов, не для завсегдатаев оперы, симфонических и камерно-музыкальных концертов, эстетические критерии которых в отношении музыки вообще – принципиально иные. И пусть никого не вводит в заблуждение то, что бессменным коллективным участником проекта все годы – так было на этот раз и в Москве – является Симфонический оркестр ТАГТОиБ, которому, как и при исполнении академической музыки, без дирижера, в принципе, не обойтись…

Означенный формат фестиваля стал традиционным, однако в 2020 году пятый по счету фестиваль, не изменив принципу эстрадного шоу, впервые и единожды обратился к жанру музыкального театра, то есть мюзикла, аудитория которого – всё та же широкая, явно не академическая публика. И впервые прочувствовать эстетику фестиваля «Ветер перемен» вашему покорному слуге довелось в Казани на премьере первого татарского мюзикла «Алтын казан». Это несомненно знаковое сочинение самобытного казанского композитора Эльмира Низамова тогда поразило и захватило как своими музыкальными достоинствами, так и концептуальной драматургической идеей, что психологически масштабно была воплощена в роскошнейшей постановке!

Для рецензента, к жанру мюзикла всегда остававшегося довольно прохладным, это стало открытием вдвойне! И что еще так сильно повлияло тогда на позитивность настроя, так это изумительно поставленный микрофонный звук, который всегда является данностью любого мюзикла, но который, к счастью, не зашкаливал и не гремел в ушах. Но в Москве на контрасте с этим на публику обрушился-таки мощный шквал децибелов! Возможно, для кого-то это и нормально, однако для автора этих строк совершенно неприемлемо на уровне дискомфорта слуховых ощущений. И всё же, оставляя этот досадный технический момент за кадром, нельзя не признать, что в большой выездной программе из 28 (!) номеров, определенно, было, что и кого послушать!

И здесь мы вплотную подходим к музыкальной стороне события, однако прежде чем поделиться впечатлениями, огласим команду его «отцов-созидателей». Фестиваль «Ветер перемен» проходит при поддержке Президента Республики Татарстан, а его генеральный продюсер – Рауфаль Мухаметзянов (директор ТАГТОиБ). Музыкальный руководитель фестиваля – Вадим Эйленкриг, известный джазовый трубач-виртуоз, возглавляющий свой Джазовый оркестр, который на фестивале «Ветер перемен» (и обсуждаемая программа в Москве – не исключение) традиционно сливается с Симфоническим оркестром ТАГТОиБ. Именно это всегда и диктует моду на те самые зашкаливающие децибелы, что встают на пути академического восприятия в целом любопытных, самодостаточных аранжировок, через которые на фестивале априори пропущен весь спектр исполняемых произведений.

За дирижерским пультом объединенного джазово-симфонического оркестра и на этот раз находился Станислав Курбатский, а в тематических подтанцовках принимал участие балет «Street Jazz» под руководством Сергея Мандрика. Самобытные инструментальные краски и фольклорный настрой опционально вносило звучание баяна (Айдар Гайнуллин, Айнур Муратов) и губной гармоники (Борис Плотников). Если же говорить о жанровости представленного песенного материала, то она оказалась весьма многообразной. Это были национально-патриотические песни-здравицы и нежно-лирические опусы-зарисовки, чисто этнические зажигательные попевки и серьезные музыкально-драматические композиции, мелодически яркие романсы и танцевальная ритмика в стиле весьма агрессивного диско, «отягощенного» мощным джазовым компонентом, хотя последний должен брать публику в плен вовсе не мощью, а волшебством иррационально-чувственной медитации.

В конце первого отделения вечера уши окончательно слетели на двух образчиках «этнодискоджаза» в исполнении вокального ансамбля Jukebox trio, переводное название которого «Музыкальный автомат» соответствует ему в полной мере. А открылся концерт на оптимистично-ликующей ноте масштабной здравицей Резеды Ахияровой «Әссәламү галәйкүм» (арабское «Ас-саляму алейкум»). В атмосферу песенного шоу она погрузила на мастерски призывной, ликующей волне в исполнении Айдара Сулейманова. Имя Резеды Ахияровой для современной татарской музыки – знаковое, и еще одним украшением вечера стала ее лирическая миниатюра «До последнего дыхания» в изумительнейшем исполнении изысканно-рафинированного Ильнара Миранова. Этот молодой певец в дуэте с маститой Алиной Шарипжановой исполнил также татарскую народную песню «Пыль больших дорог», ставшую гимном живой музыкальной чувственности и нежности, а в финале вечера сей блистательный дуэт покорил песней Урала Рашитова «Родной край».

Подлинной певицей-актрисой в театре одного актера Алина Шарипжанова показала себя в монологе-исповеди Эльмира Низамова «Я живу на сцене», а еще одним дуэтом проекта – дуэтом необычайно лиричнейшим и красивым – стали Эльза и Артур Исламовы. Представленная ими песня «Мы всё равно будем вместе» знаменитого классика татарской музыки Рустема Яхина (1921–1993) заняла место неоспоримого хита программы. Сольно Эльза Исламова, покорив переливчатостью хрустально-чистого голоса, исполнила песню «Приди, милый, приди» Бахти Гайсина (1930–1991), а Артур Исламов, расточая мягкую бархатистость своего благороднейшего звучания, околдовал интеллектуальной джазовой трактовкой песни-баллады «Лесная девушка» Джаудата Файзи (1910–1973).

Гульнора Гатина и Руслан Сайфутдинов – дуэт, в исполнении которого песня «Чувства юности» Шакира Мазитова (1907–1968) предстала еще одним мелодически первозданным артефактом татарской музыки. Гульнора Гатина также мастерски погрузила в щемящую чувственность надрывно-протяжного романса «Одно только слово» Рустема Яхина, а всю переливчато-плавную красоту, прихотливо тонкую мелодику и нарастающую «пульсацию нерва» Руслан Сайфутдинов уверенно смог донести до слушателей в композиции «Свет очей моих» Салавата Низаметдинова (1957–2013). Довольно интересный этнический дуэт в татарской народной песне «Ашхабад» составили Максуд Юлдашев и Ильгиз Шайхразиев. Кроме этого первый запомнился по композиции «Вышел я в поле, вышел в путь» Раиса Нагимова (1946–2012), а второй – по нарочито джазовым версиям татарских народных песен «Почему твои ресницы черные?» и «Ай, дубыр-дубая».

Татарский «этноджаз», рожденный фестивальными аранжировками, красной нитью проходит и через выступление Амира Ахмадишина. Один из исполненных им номеров – «Мелодичная гармонь» Рустема Яхина, другой – татарская народная песня «Оммеголсем», название которой – всего лишь женское имя. Из той же «этноджазовой оперы» оказалась и песня Ганса Сайфуллина (1941–2017) «Миляуша» (еще одно женское имя) в исполнении Ильгиза Мухутдинова. В том же аранжировочном стиле прозвучали татарские народные песни «Напев деревни Конь» в исполнении Марселя Вагизова и «Быстро течет Агидель» в исполнении Лилианы Газизовой. На их фоне явный интерес вызвало выступление Татьяны Ефремовой. Первым номером она представила романс «Если бы я знала» Энвера Бакирова (1920–2001), что было в русле названных выше «этноджазовых» номеров, но на контрасте с ними второй номер, а речь идет о народной песне татар-кряшен «Тихо гуляй, мой милай», смог сыграть роль весьма эффектной и довольно пикантной псевдорусской изюминки.

А татарская народная песня «На заре», представленная Юлией Гарифуллиной, сразу же возвращает к ласкающему слух очарованию неспешного балладно-романсового развития. Мелодически прелестна и песенная композиция «Томление» Загида Хабибуллина (1910–1983) в исполнении Ксении Коробковой. Так что повторимся, в этот вечер, который завершился финальной кодой всех участников – композицией «Родина моя – Татарстан» Александра Ключарёва (1906–1972), – действительно было, что и кого послушать! Конечно же, нельзя не оценить и вклад Вадима Эйленкрига в качестве солиста-трубача: на этот раз кроме своих джазовых «эскапад» в оркестре он феерически мощно провел соло и в оркестровой пьесе Салиха Сайдашева (1900–1954) «Адриатическое море».

Но музыкальному руководителю фестиваля «Ветер перемен», с молчаливого согласия которого звукорежиссеры на сей раз обрушили на московскую публику тонны децибелов в ущерб самóй музыки, так и хочется сказать, что на седьмом году существования фестиваля подход к материально-технической базе его микрофонно-звукового оснащения требует решительных перемен! Если же почивать на лаврах, то пропасть между академической музыкой и джазовой эстрадой, в ее сегодняшнем фестивальном воплощении, будет лишь только расти… Ни для кого не секрет, что джаз – это больше, чем эстрада. Ни для кого не секрет, что настоящий джаз – это вовсе не дискотечные децибелы, а нечто бóльшее, сокровенно интимное. Именно этой сокровенной интимности фестивалю «Ветер перемен», который на своей родине в Казани чрезвычайно популярен несмотря ни на что, настойчиво хочется пожелать в будущем!

Фото Елены Пушкиной


Читайте также

В тренде на этой неделе

Расстрел полицейских: прокуратура проверяет причастность двух военных

Расстрел полицейских в Винницкой области: прокуратура проверяет причастность двух военных

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я