Илья Ефимович Репин: «Далёкое близкое». Автопортрет на фоне эпохи.
Илья Ефимович Репин – прославленный русский живописец, мастер исторических полотен, был также талантливым мемуаристом. Книга «Далекое близкое» И. Е. Репина – это картина целой эпохи в истории и культуре России. Она дает глубокое понимание русской жизни и не уступает хорошим учебникам по истории и художественному искусству.
Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью. В своей книге «Далекое близкое» он так вспоминает об этом:
«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка-арбуз-вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сделал по красной мякоти кое-где черные семечки,- чудо! Чудо!»
Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов. В Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову.
Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».
Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько месяцев молодой художник решил отправиться в Санкт- Петербург – учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.
Автопортрет.
За восемь лет учёбы в Петербургской Академии художеств Репин близко познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы. Репин близко общался с художником Иваном Николаевичем Крамским, которого он называет своим учителем. И. Н. Крамской из волостных писарей стал первоклассным мастером живописи, всегда подчеркивал самобытность русской живописи, вывел искусство на демократический путь реализма.
Илья Ефимович пишет о нём: «Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вескими, производили неотразимое впечатление на учеников». Из мемуаров очевиден тот факт, что именно Крамской способствовал тому, что Репин стал главным художником XIX века.
Читая «Далёкое близкое», удивляешься редкостной способностью мастера, забывать о себе и, как бы отрешаясь от своей автобиографии, восхищаться чужим творчеством, чужими талантами.
О своих коллегах Репин пишет с большим уважением. Об Архипе Куинджи – «Гений – изобретатель», «феномен», «чародей счастливой радостью победы своего гения».
А вот репинский отзыв о художнике Николае Ге как об авторе «Тайной вечере» – «феноменальный художник …», «необыкновенный талант».
Репин многообразен. Он писал картины фольклорные («Садко в подводном царстве»), религиозные («Монахиня», «Крестный ход», «Воскрешение дочери Иаира»), исторические («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
«Крестный ход».
Был известен и как замечательный портретист (Портрет композитора М. П. Мусоргского, портрет писателя Л. Н. Толстого, портрет Павла Третьякова).
«Бурлаки на Волге».
Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» – образец реализма. На фоне солнечного яркого дня, одиннадцать изможденных мужчин тянут по берегу великой русской реки баржу. В 1973 году картина была написана и ее отправили на Международную выставку в Вену, где автора наградили бронзовой медалью. В Европейском обществе не существовало бурлацкого рода деятельности, который показан на картине, поэтому для них видеть такое было в диковинку.
На Родине на картину Репина обрушилась волна негатива со стороны Российского Министра путей сообщения. Он утверждал, что способ транспортировки кораблей бурлаками уже исчезает, и что Репину можно было запечатлеть что-то другое в своей картине. На самом деле это действительно так, к тому году работу бурлаков стала заменять машинная тяга. Но ведь художника взволновала именно эта тема.
Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью. В своей книге «Далекое близкое» он так вспоминает об этом:
«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка-арбуз-вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сделал по красной мякоти кое-где черные семечки,- чудо! Чудо!»
Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов. В Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову.
Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».
Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько месяцев молодой художник решил отправиться в Санкт- Петербург – учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.
Автопортрет.
За восемь лет учёбы в Петербургской Академии художеств Репин близко познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы. Репин близко общался с художником Иваном Николаевичем Крамским, которого он называет своим учителем. И. Н. Крамской из волостных писарей стал первоклассным мастером живописи, всегда подчеркивал самобытность русской живописи, вывел искусство на демократический путь реализма.
Илья Ефимович пишет о нём: «Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вескими, производили неотразимое впечатление на учеников». Из мемуаров очевиден тот факт, что именно Крамской способствовал тому, что Репин стал главным художником XIX века.
Читая «Далёкое близкое», удивляешься редкостной способностью мастера, забывать о себе и, как бы отрешаясь от своей автобиографии, восхищаться чужим творчеством, чужими талантами.
О своих коллегах Репин пишет с большим уважением. Об Архипе Куинджи – «Гений – изобретатель», «феномен», «чародей счастливой радостью победы своего гения».
А вот репинский отзыв о художнике Николае Ге как об авторе «Тайной вечере» – «феноменальный художник …», «необыкновенный талант».
Репин многообразен. Он писал картины фольклорные («Садко в подводном царстве»), религиозные («Монахиня», «Крестный ход», «Воскрешение дочери Иаира»), исторические («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
«Крестный ход».
Был известен и как замечательный портретист (Портрет композитора М. П. Мусоргского, портрет писателя Л. Н. Толстого, портрет Павла Третьякова).
«Бурлаки на Волге».
Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» – образец реализма. На фоне солнечного яркого дня, одиннадцать изможденных мужчин тянут по берегу великой русской реки баржу. В 1973 году картина была написана и ее отправили на Международную выставку в Вену, где автора наградили бронзовой медалью. В Европейском обществе не существовало бурлацкого рода деятельности, который показан на картине, поэтому для них видеть такое было в диковинку.
На Родине на картину Репина обрушилась волна негатива со стороны Российского Министра путей сообщения. Он утверждал, что способ транспортировки кораблей бурлаками уже исчезает, и что Репину можно было запечатлеть что-то другое в своей картине. На самом деле это действительно так, к тому году работу бурлаков стала заменять машинная тяга. Но ведь художника взволновала именно эта тема.
Лев Николаевич Толстой, которому в воспоминаниях Репин посвятил статью, заметил, что Илья Ефимович сумел выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев.
Вообще, Репин и Толстой в своем творчестве дополняли друг друга. Лучшие творения художника вполне сопоставимы по духовной мощи с книгами великого писателя знатока человеческой души. Сближает их и то, что произведения получили всемирное признание, прорвав «герметичность» тогдашней русской культуры.
Хрестоматийные картины художника Репина нам известны с детства, но я хочу пригласить Вас посетить Третьяковскую галерею и совершить экскурсию по выставке «Илья Репин», чтобы прикоснуться к шедеврам великого русского художника. И в Государственную Универсальную научную библиотеку Красноярского Края, чтобы прочитать его книгу «Далекое близкое».
Вообще, Репин и Толстой в своем творчестве дополняли друг друга. Лучшие творения художника вполне сопоставимы по духовной мощи с книгами великого писателя знатока человеческой души. Сближает их и то, что произведения получили всемирное признание, прорвав «герметичность» тогдашней русской культуры.
Хрестоматийные картины художника Репина нам известны с детства, но я хочу пригласить Вас посетить Третьяковскую галерею и совершить экскурсию по выставке «Илья Репин», чтобы прикоснуться к шедеврам великого русского художника. И в Государственную Универсальную научную библиотеку Красноярского Края, чтобы прочитать его книгу «Далекое близкое».
Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь