Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023 Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024 Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Репин - тоже наше все!

0 46

На Пасху некоторые маршруты автобусов в Подмосковье будут работать до 3 часов ночи

«Образ мыслей: безобразный». В России возрожден черносотенный «Союз русского народа»

В части Бишкека два дня не будет газа

«Образ мыслей: безобразный». В России возрожден черносотенный «Союз русского народа

К юбилею Ильи Репина (1844-1930) Третьяковка открыла проект года – гигантскую ретроспективу мастера, чье имя громче всех звучало в русской живописи второй половины XIX века. Музейный блокбастер грозит побить рекорды посещаемости.

Беспрецедентный масштаб – 300 произведений из 28 музеев четырех стран и семи частных коллекций – под стать маэстро. Долгая жизнь и трудолюбие, помноженное на талант, живой интерес к людям и неравнодушие к «проклятым вопросам» не прошли даром: Репин – такое же «наше все», как Пушкин. Кстати, вот и отражение социального перелома, выпавшего на их век: как поэт-аристократ воплощает дворянскую культуру, так сын военного поселенца из заштатного Чугуева – разночинно-демократическую. А что портретировал императора – так ведь эпоха выдвигала личности! За шесть десятилетий интенсивной работы он успел отразить так много явлений и написать столько лиц, что теперь его наследие – в ранге «энциклопедии русской жизни», как роман в стихах об Онегине. Неудивительно, что на выставке есть картина с Пушкиным: лицеистом он читает стихи, а Державин привстает в изумлении. Впрочем, есть и Гоголь, сжигающий рукопись, и Лев Толстой – на пашне, и вместе с женой, совсем старый, и мощный, в полный рост, босиком – хитрец Репин знал, как увлечь зрителя!

Довольно ли, чтобы публика ринулась смотреть картины, до боли знакомые по учебникам? Или, напротив, приманка – радость узнавания? Как бы то ни было, народ уже штурмует галерею. Ведь нам обещали показать актуальность художника, в чьих работах, как считает куратор проекта Татьяна Юденкова, мы найдем отражение истории страны, сравнивая себя с его моделями: «Теперь мы иначе видим искусство XIX века, но наша Россия – продолжение той, что писал Репин. Многие вещи, злободневные в его время, мы воспринимаем как остросовременные».

Репин оставил нам портреты едва ли не всех властителей дум своего времени

Избрав новую оптику, музей соединил известнейшие работы и нам не знакомые. Выставка вобрала все творческие периоды Репина от учебы в Академии художеств с ее библейскими темами, сквозь народнические сюжеты – до поздних лет. Хотя, кажется, герой так и не состарился: после 80-ти он не прекратил живописных исканий, даром что их плоды спорны. Зато он протягивает нам руку через весь ХХ век поверх споров о современном искусстве: смотрите, какой я был разный – продвигал критический реализм, мог писать как фотореалист, и к новейшим течениям припадал, будь то импрессионизм, модерн или экспрессионизм. Сочувствовал народу, делал портреты царей и сановников, получал огромные деньги и терял их, покупал имения и готов был работать бесплатно – а вы все еще спорите, прав ли поэт: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать?»

Три года назад в этих же залах на Крымском валу поразил небывалой востребованностью Валентин Серов. Казалось, русская классика давно неспособна «завести» публику, ан нет. В Третьяковку рвались стар и млад, стояли в очередях на морозе, азартно делали селфи на фоне портретов. Теперь ГТГ обещает положить конец ажиотажу: билеты «на Репина» –именные, по 600 рублей продают в интернете либо в кассе, но только заранее. Все должно быть чинно-мирно, но многолюдно. Впрочем, рекорды в 600 тысяч зрителей – ничтожно мало для мегаполиса с 25-миллионным «дневным» населением.

За год пережив две атаки (один вандал повредил полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», другой украл эскиз Куинджи), ГТГ не стала делать вид, будто «в Багдаде все спокойно». Об участи картины с Грозным, еще в 1913 году порезанной сумасшедшим, говорит пустой прямоугольник на стене напротив входа. Рядом «Автопортрет за работой», созданный в 1915 году по заказу Игоря Грабаря, главы Третьяковской галереи, но так и не купленный. А ведь хорош: Илья Ефимович из-за болей в правой руке научился писать левой, потому палитру крепил к поясу, но взгляд у старикана цепкий и живой, и он еще всем покажет!

В этом позднем автопортрете проявилось даже что-то рембрандтовское

И впрямь не уставал показывать. Вплоть до последних лет, когда создал мажорное полотно «Гопак» – эта финальная работа доказывает, что и на склоне дней Репин не утратил интереса к цвету и новейшим веяниям. Контрастом жизнеутверждающей философии служит другой автопортрет, из дома-музея «Пенаты», провожающий зрителя к выходу. Зимой 1920-го художник написал себя в ушанке и зимнем пальто – в доме было холодно, нечем топить, вместо холста – клеенка: все сбережения «сгорели» после национализации. Эта пронзительная картина доносит чувства мастера, с революцией потерявшего родину, заказчиков, половину семьи…

Эмигрантом Репин стал поневоле: он доживал свой век в местечке Куоккала, где в 1899 году за крупную сумму – 10 000 рублей купил два гектара леса и летнюю дачу. В 1917-м «Пенаты» оказались в Финляндии, отпавшей от империи бывшей колонии. Сталин через своих посланцев звал мастера на родину. Репин же условием возвращения выдвинул требование вернуть ему конфискованные банковские вклады, хотя хитрил и давал «авансы», дабы вытащить из лап большевиков семью младшей дочери.

Мастер не переехал в СССР, несмотря на все увещевания. Тосковал, но боялся новой власти, которую заклеймил в холсте а-ля Босх «Большевик»: хам в гогочущей толпе отнимает хлеб у ребенка. Позже дела наладились – с выставки в Чехословакии купили много картин, состоялось чествование в Хельсинки. В благодарность маэстро передал часть своих работ приютившей его стране, и теперь в музее «Атенеум» финской столицы – солидная репинская коллекция; некоторые экспонаты, как и холсты из музеев Чехии, привезли в Москву.

Сильный ход кураторов – решимость предъявить зрителю не только хрестоматийные полотна и портреты знаменитостей, например, образы хирурга Пирогова, купцов Третьякова и Мамонтова, композитора Мусоргского или Петра Столыпина: их хватило бы на большую выставку. ГТГ сочла важными и поздние работы, схожие с Репиным-классиком разве что в неистовстве. На пользу автору строгий, лаконичный дизайн экспозиции: на светло-серых стенах красочные, композиционно сложные картины выиграли. Зрителя ведут «по хронологии», подобно страницам альбома, раскрывая один за другим пласты творчества. От сразу прославившейся картины «Бурлаки на Волге», созданной еще в студенческие годы с баснословным гонораром, мы движемся к грандиозному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» – оно прибыло среди 80 экспонатов Русского музея.

Идя в Третьяковку, хорошо бы знать биографию художника, в которой успехи перемежались горестями. Кто теперь помнит, что внук его Дий (Дмитрий Юрьевич) был расстрелян в 1935 году за попытку побега из СССР, а отец Дия Юрий Ильич, сам одаренный живописец, покончил с собой в 1953-м. Что половину братьев и сестер Илья Репин потерял в детстве; что умерла в одиночестве его гражданская жена Наталья Нордман, столь яркая и жизнелюбивая на портретах.

Ах, эти репинские женщины, сколько их, и каких разных! От раннего портрета матери из Национальной галереи Праги до множества изображений дочерей, от строгой матушки Павла Третьякова до светских дам (в их числе баронесса Икскуль и дочь Льва Толстого Татьяна). От невзрачной первой жены, дочери академика архитектуры Веры Шевцовой, с которой не сложилось, до феминистки-вегетарианки Нордман, дочери адмирала и крестницы Александра II, кормившей гостей усадьбы «Пенаты» супом из сена. От ее неукротимой энергии и причуд пожилой мэтр за 15 лет устанет, а она, больная чахоткой, уедет и ни копейки от него не возьмет… И еще прекрасные дамы – певицы, меценатки, ученицы, одна другой краше и опаснее: Марию Тенишеву он изобразил как царицу, неожиданно выявив ее гордыню.

А вот начало этой вереницы: ступающие по дну моря мимо Садко красавицы подводного мира, в них молодой Репин зашифровал идеалы любимых им Рафаэля, Веронезе, Рубенса... Теперь и не верится, что именно эта картина на грани китча, созданная в Париже под впечатлением Салона, принесла звание академика! Но рядом – девочка-нищенка из французской глубинки, написанная правдиво и пронзительно. И так по всей выставке: полотна вроде «Крестного хода в Курской губернии» дополнены эскизами, вариантами, показывающими беспрерывные искания, как незнакомый нам «Крестный ход в дубовом лесу» из Чехии: начат раньше курского, дважды переписан, завершен спустя полвека в совсем иной манере…

Малоизвестное у нас полотно из Чехии «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» показывает совсем другое решение темы, чем хрестоматийный шедевр из Третьяковки

Мощь проекта, да и самого Репина – в дерзком многообразии. Спустя век заметна литературность его творчества, будто не живопись это, а летопись. Великий ли он художник? Каждый найдет свой ответ, увидев эту незабываемую выставку.

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я