Наталья Бузько: «Я желаю себе и читателям внутреннего солнца!»
Наталья Бузько — украинская актриса, Заслуженная артистка Украины (2009). Участница комик-труппы «Маски». Работает в «Доме клоунов» в Одессе. Преподаватель актёрского мастерства в продюсерском центре «Star time» и киношколе «RemarkaFilm» в Одессе.
По образованию — инженер, окончила Одесский институт инженеров морского флота (1985). Учась в институте, посещала курсы пантомимы, где познакомилась с актёрами, которые впоследствии стали известны как комик-труппа «Маски». В составе труппы Наталья впервые появилась на телевидении.
Её успешным дебютом в большом кино стала роль брюнетки Маши в психологической драме Киры Муратовой «Астенический синдром» (1989). В дальнейшем она снялась ещё в нескольких фильмах Киры Муратовой.
В 2007 году на кинофестивале «Бригантина» (Бердянск) Наталья Бузько получила приз за лучшую роль второго плана в картине Киры Муратовой «Два в одном». В своей номинации Наталья Бузько боролась со Светланой Немоляевой («Блюз опадающих листьев»), Ириной Мельник («Другая жизнь или побег с того света») и Полиной Кутеповой («Инди»). Фильм «Два в одном» был признан «Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии» по версии кинопремии «Ника», а в июне стал фильмом-открытием XVIII «Кинотавра». Международная премьера картины состоялась в начале мая в Нью-Йорке на кинофестивале Tribeca, учредителем которого является Роберт де Ниро.
Наталья Бузько – участница знаменитой комик-труппы «Маски». Кроме того, она также работает и в «Доме клоунов» в Одессе. Наталья Бузько была любимой актрисой легендарного режиссёра Киры Муратовой (1934-2018).
Мы побеседовали с актрисой о её кинематографической и педагогической деятельности.
— Начнём с традиционного вопроса: кем вы хотели быть в детстве?
— Сначала я хотел путешествовать, и мне казалось, что те люди, которые водят трамваи, путешествуют и едут, куда хотят! Мне тоже хотелось водить трамваи, но тогда я была совсем маленькой. Потом я играла с деревянным конструктором, который назывался «Юный архитектор», и хотела стать архитектором. А ещё я хотела делать руками, как Майя Плисецкая в «Умирающем лебеде» и быть балериной. Но это – ещё не всё! Я очень хотела играть на пианино и петь, но больше всего, всё-таки – танцевать!
— А почему вы пошли учиться не в какой-либо творческий ВУЗ, а выбрали серьёзное заведение – Одесский институт инженеров морского флота? Это название звучит как-то страшновато…
— Нет, абсолютно не страшно! Дело в том, что я как раз готовилась поступать на архитектора, но побоялась, что не «потяну» «Историю КПСС», математику, графику и живопись. Когда ещё училась в десятом классе, я закончила одиннадцатимесячные подготовительные курсы, и всё было очень хорошо: пятёрки по черчению, но вдруг я усомнилась в своих способностях. А потом я встретила подругу, которая училась в кораблестроительном институте на водном факультете, а это – очень серьёзный факультет, где сумасшедшее черчение, и она сказала, что у них в водном – хорошо. У меня был выбор: политех или водный, потому что кроме этого ничего творческого не было, куда бы я представляла, что смогу пойти….
— Как вы из инженера «переквалифицировались» в актрису?
— Я как раз сделала всё правильно: во-первых, по моему мнению, техническое образование очень полезно, если, конечно, человек может этим заниматься. Во-вторых, я тут же попала в студию пантомимы и стала усиленно этим заниматься вместе с учёбой в институте, а параллельно я ещё работала в проектном институте, затем – в обкоме комсомола и ещё в самом водном институте, т.к. не добрала полбалла и поступила на вечернее отделение.
— А когда вы поняли, что вам ближе искусство?
— Я это поняла ещё в детстве, просто мне, наверное, нужно было сделать «круг», ведь не все же сразу к этому приходят. Я в детстве танцевала: это был балет и индийские танцы, бабушка мне давала сари и ставила точку на лбу, а с пуховым платком на плечах я изображал лебедя. В школе ни одна театральная постановка не обходились без меня, и я занималась всем, что было доступно. А переход в актрисы был естественным, т.к. я этим всегда жила: танцевала, а если не было возможности где-то это показать, то танцевала дома…
-Трудно ли было ужиться в коллективе на 90% состоящем из мужчин? Насколько я помню, кроме вас в коллективе «Маски» была ещё Эвелина Блёданс, а так – только представители т.н. «сильного пола»…
— Начнём с того, что Эвелина Блёданс постоянно не участвовала в нашем коллективе, – она лишь снималась в сериале «Маски-шоу» в 90-хх годах. А когда я пришла в «Маски» в 1985 году, то там была Оля Винзель, а ещё до меня – Лариса Усачёва. Я слышала, что в женском коллективе находиться непросто и не знаю, как мужчинам работается в мужском коллективе, но меня это никогда абсолютно не напрягало, ведь у нас же – не просто мужчины, а клоуны, комики и мимы! Мы занимались и продолжаем заниматься своим любимым делом, поэтому я не знаю, в чём могут быть проблемы. Правда, бывало несколько раз, что к нам в коллектив приходили какие-то люди, а потом уходили, т.е. они не задерживалась…
— В вашей фильмографии я насчитал около 40 ролей и обратил внимание на то, что вы снялись в восьми из шестнадцати фильмах Киры Муратовой. Это, видимо, – не случайно? Как Вы вообще с ней познакомились?
-Мы познакомились случайно, но мне сложно ответить на вопрос, почему она меня выбрала: Кира меня приглашала – я снималась, а что она увидела во мне – я не знаю. Наверное, я – странная, а она любила таких необычных людей с какими-то характерными особенностями. Но ещё мне кажется, что мы внешне с ней чем-то похожи. Можно сказать, что она – мой режиссёр, а я – её актриса, хотя Кира – режиссёр и очень глубокий и человек потрясающего ума, а я – исполнитель. Мне кажется, что во мне нет такой проницательности, я не «читаю» так людей, как Кира и не перечитала такого количества литературы, как она и не умею ничего организовать. Она видела фильм целиком как режиссёр, а для меня это – сложно, но кинокартины Киры мне понравились сразу – с первого её фильма, когда я её ещё лично не знала. Я просто увидела фильм, в конце прочитала титры и находилась в большом шоке, т.к. для советского кинематографа это было что-то из ряда вон выходящее! Я специально запомнила имя и фамилию режиссёра, и мне близко её творчество, хотя говорят, что она снимает много жестокого, «чернушного». Да, на многое, что показывает Муратова, смотреть больно, но, видимо, стоит посмотреть на себя и со стороны, как в фильме «Мелодия для шарманки», «Голодные дети» или в «Астеническом синдроме», где она касается проблемы животных. Кроме того, у Киры всегда замечательные тексты, а для меня это очень важно и ценно. Я не люблю, когда нет какого-то интересного и осмысленного текста, – я не могу это смотреть, а у Муратовой в тексте всегда есть смысл, настроение и красота и очень хорошее чувство юмора!
— Ещё Вы – преподаватель актёрского мастерства в продюсерском центре «Star time» и киношколе «RemarkaFilm» в Одессе. Вы – строгий педагог? Насколько трудно работать с современной молодёжью?
— Вы знаете, мне кажется, что я какой-то своей частью «застряла» в подростковом возрасте. Наверно, из-за того, что я очень люблю это насыщенное время, когда ты уже вроде бы подрос, более-менее сознательный и можешь передвигаться, но, в то же время, у тебя – масса сил. Я так воспринимаю своих учеников, и мне кажется, что они – классные!
— А как они воспринимают вас? Есть ли между вами дистанция?
— В принципе, она есть, ведь я – заслуженная артистка, но очень важно то, как я к ним отношусь. Я вообще считаю так: если тебе не нравятся дети и подростки, то нечего с ними работать! Тут ещё важно то, что мы делаем, а у нас – очень интересные упражнения, т.к. наши занятия проходят в игровой форме!
— Кроме того, вы работаете в одесском «Доме клоунов. Кем, если не секрет?
— Всё очень просто: я – актриса, а когда-то поступала в филармонию в качестве костюмера…
— Как вам кажется, за последнее время юмор как-то изменился?
— Вы знаете, в какой-то момент я заметила, что появилось очень-очень много юмористических передач, т.е. происходит тиражирование, это какие-то юмористически посты в сети, анекдоты, книги, новые телепередачи. Юмор меняется, но от огромного количества и стремления везде и во всём шутить качество, к сожалению, не улучшается
— Что бы вы хотели пожелать зрителям, которые будут читать это интервью, а также себе в наше непростое время?
— Я желаю себе и вашим читателям внутреннего солнца: чтобы оно изнутри светило, чтобы мы светили друг другу, и у нас всё складывалось хорошо!
Беседовал Евгений Кудряц
«Немецко-русский курьер» январь-февраль 2022-го года