Марк Розовский: Спектакль «С кошелочкой» — честное и ироничное высказывание о советской эпохе
Завтра Театр «У Никитских ворот» приглашает зрителей на премьеру спектакля «С кошелочкой». Марк Розовский определил жанр своей постановки, как ретро-комедию. Наш театральный обозреватель беседует с режиссером.
— Марк Григорьевич, имя Фридриха Горенштейна — автора рассказа, который лег в основу вашей постановки, незаслуженно забыто многими. Хотя киноманы, наверное, все-таки это имя помнят. Почему ваш театр сегодня обратился к прозе этого автора?
— Кто такой Фридрих Горенштейн? Это автор киносценариев фильмов «Первый учитель» Андрона Кончаловского, «Раба любви» и «Свой среди чужих…» Никиты Михалкова, «Седьмая пуля» Али Хамраева и, наконец, «Солярис» Андрея Тарковского. Впечатляет, не правда ли? Это классик советского кино, хотя вы абсолютно правы: не всегда его имя в те годы попадало в титры, да и сейчас не во всех картинах вы его найдете. Но в воспоминаниях Андрона Кончаловского правда была восстановлена. Кроме того, Горенштейн — автор нескольких романов, рассказов, повестей. Самый знаменитый его рассказ был в свое время опубликован в журнале «Юность», он назывался «Дом с башенкой» и стал сенсацией того времени. Это непризнанный, я бы так сказал, писатель- классик. Андрей Тарковский написал в дневнике, прочитав рукопись его романа «Псалом»: «Несомненно, он – гений!» Эта фраза часто цитируется.
— Речь, вроде бы, шла даже о том, не стоит ли его на Нобелевскую премию представить?
— Были такие разговоры. Но ему пришлось уехать, и конец своей жизни он провел в Берлине. В Европе его много издавали, а у нас почти никто не знал. У него, кстати, есть замечательная пьеса, которую Петя Фоменко поставил в Театре имени Вахтангова, она называлась «Детоубийца». Это тоже очень крупное произведение.
Я почему так о нем подробно говорю? Я с ним вместе учился на Высших сценарных курсах кино. Масштаб этого писателя феноменален, и, я уверен, в будущем его литературные заслуги еще будут оценены по достоинству.
— Его заслуга в том, что он говорил правду в то время, когда ее нельзя было говорить?
— Его заслуга в том, что боли народные и частные судьбы отдельных людей у него всегда переплетены и составляли художественный монолит прозы. Реализм и фантазия у него воспроизводят картину мира — внутреннего и обобщенного. Горенштейн говорил правду о нашем времени, и это дает возможность оценить это время — философски, исторически и во всех подробностях бытия. Я не преувеличиваю. Сегодня, по смерти писателя, его часто сравнивают с Толстым, Чеховым и Достоевским. Он писал на кристально чистом русском языке, хотя сам был родом с Украины. В театре имени Маяковского, кстати, сейчас идет пьеса «Бердичев» Горенштейна. Посмотрите, если не видели. Вас поразит то, насколько он умел скрестить психологию с визуальным, очень интересным зрелищем. Поэтому-то он и в кино так много работал.
— И вы взяли за основу его рассказ…
— Я взял за основу его рассказ «С кошелочкой», сделав из него моноспектакль, ретро-комедию. Это история простой женщины, достаточно пожилой, которая в советское время, во времена брежневского счастья и застоя носится по магазинам. Помните, когда были пустые полки и всюду стояли очереди? Писатель описал это времяпрепровождение в очередях на уровне гоголевской «Шинели». Он показал историю маленького человека, который никак не влияет ни на какую общественную и политическую жизнь. Исторически эта личность никак не грандиозна. Но когда мы присматриваемся, то ощущаем, что в судьбе героини «дышит почва» и реальность. Это очень жесткая правда о том времени. Старушку играет Татьяна Кузнецова, актриса среднего поколения, но она делает свою героиню очень убедительной.
А вы сами-то помните время, когда в Москву приезжали «колбасные» электрички из провинции, а на полках были лишь банки кильки и березовый сок? В моей постановке это время контрапунктно отражается. Героиня смотрит телевизор, новости. Она ассоциирует себя с любимыми артистами на экране, с их жизнью. В спектакле звучат знаковые песни советского времени, текст которых тоже контрапунктно включен в действие. И, конечно, вся ее (и наша тогдашняя) жизнь поданы через призму иронии и самоиронии.
— Ну, а почему вы сейчас прибегли к этой тематике?
— Это ведь было и мое время, которое я хорошо помню. Сегодня очень многие люди довольно часто выступают со странными призывами вернуть советскую эпоху и даже сталинщину. Но они просто не знают правды о том времени! Они правды этой не нюхали. Наш спектакль — честное свидетельство большого, и может быть, даже великого писателя нашего времени о том периоде жизни страны. Кроме того, проблема бедности в нашем новом, постсоциалистическом социуме, она ведь осталась, несмотря на то, что страна живет уже несколько десятилетий в рыночных отношениях. Может быть, она в Москве не так чувствуется, но люди в провинции просто недоедают, давайте посмотрим правде в глаза. Вот я и хочу напомнить об этом, сделав акцент на той правде, которая была и есть, которую изрекали лучшие люди страны, рискуя своей жизнью и биографией, которые сами страдали и вынуждены были уезжать. Кроме того, я очень надеюсь, что после просмотра спектакля зрители захотят прочитать другие романы и рассказы Фридриха Горенштейна. Каждый из них — произведение искусства, очень серьезное, глубинное и честное исследование истории XX века.
Елена Булова.
Фото предоставлено театром «У Никитских ворот»
Сообщение Марк Розовский: Спектакль «С кошелочкой» — честное и ироничное высказывание о советской эпохе появились сначала на Московская правда.