Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6 7 8 9 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Сергей Бондарчук. Уникальные кадры из архивов киностудии «Мосфильм»

Около 900 тыс машин зафиксировали на дорогах Подмосковья в понедельник утром

Утренние пробки в Подмосковье составили 3 балла 13 мая

ПВО сбила над РФ 4 ракеты Storm Shadow, 12 снарядов РСЗО «Ольха» и 31 БПЛА

В память о подвиге земляка. Почему улица в Новом Осколе носит имя Михаила Аноприенко

На экране Сергей Бондарчук блистал в драматических ролях, а за его пределами ставил поражавшие мощью и размахом картины. В мире кино он был интеллигентным воеводой, который умел воплотить в кадре литературное слово классиков столь же ловко, как выстроить многотысячную массовку.

Его встречали как звезду что на Родине, что на Западе. Уже в 32 года, беспрецедентно молодом возрасте, он удостоился звания Народного артиста СССР за биографическую роль украинского поэта в «Тарасе Шевченко». Его монументальная «Война и мир» стала первой советской лентой, выигравшей «Оскар». Редакция киноканала «Мосфильм. Золотая коллекция» изучила уникальные кадры, обнародованные архивом студии к 100-летию со дня рождения мастера.

«Судьба человека» (1959)

Бондарчука ценили как актера, но его манили лавры режиссёра. Для своего дебюта в новой ипостаси он выбрал рассказ Михаила Шолохова и себя же назначил на главную роль. Писатель (слева на фото) поначалу не верил, что режиссёр-дебютант справится с материалом, да еще и удачно сыграет главную роль: «У Соколова руки-то другие». Правда, потом Бондарчук приехал к нему в костюме героя, и Шолохов признал, что был неправ. Позже писатель утверждал, что Бондарчук очень точно попал в образ Андрея Соколова.

Руководство «Мосфильма» притязания артиста на кресло постановщика также совсем не воодушевляли. Однако Сергей Федорович, подобно танку, шел к своей цели напролом через все препятствия. Бондарчук барабанил в двери государственных инстанций, пока не дошел до ЦК КПСС и не добился желаемого. Для человека со стальным характером, воевавшего на фронте, капризы чиновников представляли не большую преграду, чем Токио для Годзиллы.

Идиллические сцены довоенной жизни, снятые в Воронеже, подавались длинными и подразмытыми кадрами, которые контрастировали с дальнейшим сумрачным содержанием. По сюжету, изложенному в необычной форме исповеди, шофер Андрей Соколов оставлял семью, чтобы защитить Родину от фашистов. Он попадал в концлагерь, бежал из плена и терял все, кроме своей человечности. Солдаты, захваченные немцами, считались предателями в СССР, и Бондарчук проявил мужество, когда рискнул раскрыть на экране табуированную тему.

Оператор Владимир Монахов признавался, что в фильме они с режиссёром добивались «сплава трагедии и лирики». Военные эпизоды запечатлены экспрессивно, с использованием съемок с рук и субъективной камеры, которая даже переворачивалась в сцене контузии.

Сцены, где герой Бондарчука Соколов переживает пробуждение весны, снимали в двадцати километрах от станицы Вёшенской, на берегу Дона. Это место посоветовал Бондарчуку сам Шолохов. Взгляд героя скользит по облакам на небе, затем спускается к деревьям, залитым половодьем. Среди них выделяется цветущая яблоня, тоже в воде. Это метафора, показывающая внутреннее состояние героя: для него «зима» тоже кончилась, он тоже «расцвел». Подобные яблони в тех местах действительно были, но группа приехала слишком поздно, вода успела отступить. Поэтому яблоню срубили и воткнули в воды Дона, лепестки сделали из бумаги. В кадре она выглядит настоящей. Говорят, что приехавший на съемки Шолохов тоже не сразу заметил подлог.

Бондарчук произнес сакраментальную фразу «Я твой отец» задолго до «Звездных войн». Возможно, с эффектом не столь шокирующим, но зато куда более пронзительным и трогательным.

«Судьба человека» имела колоссальный успех и получила Ленинскую премию. О Бондарчуке заговорили, как о многообещающем режиссёре, а фильм завороженно смотрели даже за рубежом. Наработанный авторитет позволил ему через несколько лет взяться за невыполнимую миссию: экранизацию «Войны и мира».

«Серёжа» (1960)

Дебютный фильм режиссёра Георгия Данелии, снятый совместно с Игорем Таланкиным, душевно рассказывал о том, как отчим становился лучшим другом для мальчика. Главную роль получил Бондарчук, но авторов картины совершенно не обрадовало участие звезды.

Бондарчука постановщикам навязал худсовет против их воли. Актёр в свою очередь потребовал пристроить еще и свою жену Ирину Скобцеву. Пара познакомилась на экранизации Шекспира «Отелло» (1955). Данелию категорически не устраивало, что директора совхоза у него будет играть ревнивый мавр, а деревенскую маму — красотка Дездемона.

Дебютанты подозревали, что совладать с Народным артистом СССР будет непросто, но реальность превзошла их худшие опасения. Бондарчук вел себя деспотично. Временами он делал вид, что слушает установки, но каждый дубль отыгрывал так, как сам считал нужным. Управу на него смог найти только шестилетний Борис Бархатов. По воспоминаниям мальчика, он прошел пробы вместе с сотнями других кандидатур, но утвердили его не сразу. И с условием, что он перекрасит темные волосы в светлые. Ещё Бархатов шепелявил, и Данелии это так понравилось, что он его реплики специально записывал синхронно.

В сцене, где отчим учит приемного сына слову «надо», мальчик столь выразительно смотрел на Бондарчука, что тот каждый раз терялся и забывал свой текст.

Несмотря на эти казусы, Данелия и Бондарчук сохранили дружбу на всю жизнь. Впоследствии Георгий Николаевич с благодарностью признавал, что актёрская трактовка и режиссёрские советы его старшего товарища сделали фильм лучше, а также дали положительный толчок его карьере.

«Война и мир» (1965−1967)

На уникальном кадре мы видим операторскую пробу, осуществлённую Александром Шеленковым и его женой Иоландой Чен. Они отсняли дуэль Безухова и Долохова, а также две батальные сцены (Шенграбен и Аустрелиц), после чего их сменил Анатолий Петрицкий. К слову, в самом фильме белой перчатки в отставленной назад руке Безухова нет.

Если Пьер Безухов смутно представлял, каким концом стреляет пистолет, то Бондарчук знал о войне всё. «Война и мир» прославила его как мастера батальных сцен на весь мир. Чтобы перенести классику русской литературы на экран, Бондарчук провел колоссальную подготовку.

«Может, у самого Кутузова Бородинское сражение не было разработано так, как у Бондарчука. — Писал Георгий Данелия в книге „Сергей Бондарчук. Его война и мир“. — Сколько во время работы перед ним лежало военных карт и чертежей, сколько военно-исторических документов он поднял! Остроумцы поговаривали, что, если бы при Бородино командовал он, то, может быть, и Москву Наполеону не отдали бы».

И целого фильма было мало, чтобы уместить все события романа: грехом пополам хватило 4-серийного эпика. Говорили, будто в съёмках было задействовано чуть ли не 200 000 человек статистами, что стало рекордом Гиннесса. В правдивости таких цифр есть сомнения. Однако в кинематографических сражениях точно засветились 15 тысяч пехотинцев и 950 кавалеристов, пожалованных Министерством обороны для съёмок.

Военные действия получились сколь масштабными, столь и виртуозно снятыми. Камера скользила по сотням проложенных рельс сквозь огонь, взрывы и выстрелы, летала на кранах и вертолете и даже каталась по канатной дороге, чтобы панорамно запечатлеть поле битвы.

На фото видно, как оператор подкрался к Андрею Болконскому (Вячеслав Тихонов) и Безухову во время одного из их философских дебатов. Можно оценить огромный размер кинокамеры. Бондарчук хотел использовать плёнку Kodak, но такой плёнки в Союзе было очень мало, поэтому пришлось пользоваться отечественной, 70 мм.

Из-за этого, как утверждают специалисты киностудии «Мосфильма», после последней реставрации фильм выглядит даже чуть лучше, чем в оригинале.

На площадке Бондарчук отдавал приказы как маршал с железной волей, но в самом фильме он сыграл партию миролюбивого Пьера Безухова. В нем он видел центрального толстовского персонажа, через которого раскрывается мировоззрение автора и вся суть эпопеи. Роль предполагала набор десяти вспомогательных килограммов, и Бондарчук доблестно вживался в роль затяжными налетами на холодильник.

Несмотря на мировой триумф постановки, она дорого далась Бондарчуку. Изнурительное напряжение на работе дважды приводило его к клинической смерти. Первый тяжелый сердечный приступ случился в 1964 году вскоре после сложнейшей сцены бала с полутысячной массовкой. Во второй раз сердце режиссера остановилось в следующем году, когда Министерство культуры торопило его с монтажом первых двух серий.

«Ватерлоо» (1970)

Бондарчук не просто был одним из немногих советских кинематографистов, кого пускали за «железный занавес» — на Западе его талант истинно почитали. Итальянский продюсер Дино Де Лаурентис (по центру в очках) нанял Сергея Федоровича, чтобы он снял историческую драму «Ватерлоо» (1970) про последнюю трёпку, заданную Наполеону.

Режиссеру довелось поработать с зарубежными звёздами. На этом фото по правую руку от Бондарчука сидит исполнитель роли Наполеона американский актёр Род Стайгер. Незадолго до этих съёмок, в 1968 году, он получил «Оскар» за роль в фильме «Полуночная жара». А за «Ватерлоо» у Стайгера ни одной номинации ни на какую премию.

К сожалению, и фильм в целом в прокате оконфузился не меньше Бонапарта при Ватерлоо. Но со временем он заслужил народную любовь, а грандиозно поставленные режиссером баталии навсегда остались в истории кино.

Батальные сцены снимали в Ужгородском районе Закарпатской области, на Украине. Именно эту локацию можно увидеть на фотографиях выше. На территории в 150 га было в точности воссоздано место реального сражения, участвовало 40 военных полков.
Кстати, там же за два года до этого Бондарчук работал над «Войной и миром».

«Дядя Ваня» (1970)

Режиссер Андрей Кончаловский надеялся собрать больших звезд в адаптации чеховской пьесы, и ему это удалось: главные роли в картине исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук.

Некоторые кинокритики пытались найти художественное обоснование, почему изображение в фильме меняется с цветного на чёрно-белое. Только зря потратили время на поиски глубинного смысла: просто у режиссёра в какой-то момент кончилась дорогая цветная плёнка Kodak, привезённая им из Парижа на свои кровные.

Как и на съёмках «Сережи», властный характер Бондарчука схлестнулся с видением Кончаловского (на фото в очках). Режиссер настаивал, чтобы актёр играл Михаила Острова как потасканного алкоголика, уездного крестьянского врача, раздавленного бытом. Бондарчук считал такую трактовку антирусской и хотел показать доктора как красивого и благородного аристократа, как это делал Станиславский в театре.

Кончаловский пытался отстаивать свою правоту партизанскими методами: распорядился тайком подшить изящный наряд врача, чтоб он сидел помешковатей, и оторвал у него пуговицу. Бондарчук в свою очередь гневался, что выглядит недостаточно привлекательным в кадре. Нетрудно догадаться, кто одержал верх в этом противостоянии: Сергей Федорович вновь все сделал по-своему — режиссёр был раздосадован, зато зрителю картина понравилась. Не уступать Бондарчук научился с юных лет: отец мечтал воспитать из него инженера, а мальчик грезил об актёрстве и добился желаемого.

«Они сражались за Родину» (1975)

Фото Бондарчука (в очках и шляпе) и оператора Вадима Юсова со съёмок военной драмы «Они сражались за Родину» вряд ли бы понравилось тогдашнему министру обороны Андрею Гречко. Маршал настойчиво склонял режиссера к экранизации своих мемуаров про битву за Кавказ. Однако принудить Сергея Федоровича к нежеланному делу было не так-то просто. Вместо этого он вновь обратился к прозе Шолохова и поставил ленту об изматывающих боях под Сталинградом в 1942 году.

Картина изобиловала персонажами, многих из которых изображали отборные звёзды. Бондарчук, впрочем, не сюсюкался ни с массовкой, ни с именитыми артистами: всем приходилось дисциплинированно рыть окопы. От Вячеслава Тихонова (справа на фото) Бондарчук хотел неуловимой дрожи в кадре и решил добиться художественной правды своеобразным способом. Режиссёр велел танкистам палить в сторону актера холостыми выстрелами, чтобы тот не расслаблялся. Бедняга едва не оглох.

Сам Бондарчук сыграл рядового Ивана Звягинцева, который получал ранения от разрыва артиллерийской мины. В медсанбате врачи вынимали из него осколки без наркоза, что видно по его невеселому лицу на фото.

«Они сражались за Родину» — последняя картина Василия Шукшина (на фото слева от режиссера), из-за чьей безвременной кончины роль пришлось переозвучивать. Бондарчук крайне трепетно относился к шолоховскому тексту, но талант Шукшина уважал настолько, что даже позволял ему переписывать некоторые реплики. Фильм по праву считается украшением фильмографии Сергея Федоровича.

«Борис Годунов» (1986)

На протяжении своей карьеры Бондарчук лелеял две мечты: снять «Тараса Бульбу» и «Бориса Годунова». Если с Гоголем у него так и не сложилось, то историческую трагедию Пушкина режиссёр поставить всё же успел. Сюжет складывался вокруг царя Бориса Годунова, втянутого в русскую игру престолов.

Съёмки «Бориса Годунова» проходили в самых разных регионах России. Например, сцену убийства царевича Димитрия снимали в Борисоглебском монастыре (посёлок Борисоглебский Ярославской области). А на фотографии мы видим Новодевичий монастырь — особое место для исторического Годунова.

Кстати, тут же похоронили после роли в «Они сражались за Родину» Василия Шукшина, и добивался для него такой чести лично Бондарчук.

Бондарчук благоговейно относился к актерской профессии, и в «Борисе Годунове» он, по своему обыкновению, взял себе главную роль. К своему монологу он готовился целый день, с рёвом прогоняя всех, кто донимал его вопросами по съёмкам.

Грим Годунова разрабатывали более трёх месяцев. За основу в итоге выбрали его посмертную литографию. На сам грим ежедневно уходило от 3,5 часов. Но как говорят, что к концу съёмок процесс оптимизировали до 1,5 часов

Особое внимание создатели уделяли нарядам. Костюмов той эпохи (в фильме действие происходит в конце XVI века) на «Мосфильме» не было, а музеи отказались их предоставить. Поэтому, чтобы успеть по срокам, костюмы разрабатывали и шили параллельно в нескольких странах — СССР, Польше и ГДР.

«Борис Годунов» стал третьей совместной работой Бондарчука и оператора Вадима Юсова (вместе они сняли «Они сражались за Родину» и «Красные колокола») и последним режиссёрским фильмом Бондарчука, вышедшим при его жизни. Картину встретили без энтузиазма. Великий постановщик выпал из фавора у властей, а многие коллеги кинематографисты отвернулись от него.

Впрочем, время всё расставило по местам, и сейчас исключительный дар Бондарчука как никогда очевиден. Современному российскому кинематографу остро не хватает человечности его картин, а превзойти величие его батальных сцен невозможно даже с компьютерной графикой.

Смотрите также:
Легендарные советские фильмы, которые вышли в прокат благодаря Брежневу,
Сказка, основанная на реальных событиях: что в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» — правда

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Перед вихідними на кордоні утворились черги. У ДПСУ розповіли, де найбільше авто

Ректор КНУ Володимир Бугров: про вступну кампанію, Ірину Фаріон, звʼязки зі Стефанчуком та петицію про звільнення

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я