Великий Князь Киевский Влади́мир Святосла́вич
Великий Князь Киевский Влади́мир Святосла́вич
(др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, около 960 — 15 июля 1015 года)
Владимир Святославич
— князь новгородский (970—988),
- князь киевский (978—1015),
при котором произошло Крещение Руси.
К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»
Стал новгородским князем в 970 году,
захватил киевский престол в 978 году.
В 988 году принял христианство по греческому обряду,
а также сделал его государственной религией Киевской Руси.
В крещенииполучил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).
В ряде источников отождествляется с Владимиром Красное Солнышко[1].
Андрей Петрович Рябушкин. «Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία[1] — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение»[2]) — одно из основных и древнейших направлений в христианстве, возникшее, как считается, около 33 года в Иерусалиме и сложившееся в Византии в первом тысячелетии в эпоху 7 Вселенских соборов[3][4][5][6]. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек)[7][8] среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).
русское православие
Прославлен в лике святых как равноапостольный.
День памяти в православии и католичестве[2] — 15 (28) июля[3] и
в Соборах Галицких,
Русская православная церковь и Русский культурный центр во Львове.
@3967@ Подпись к иллюстрации: Псковский Троицкий собор
Собор Святой Софии в Киеве
Собор Успения Пресвятой Богородицы, или Мстиславов храм во Владимире-Волынском — древнейший на Волыни памятник церковной архитектуры, кафедральный собор Владимиро-Волынской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата).
Он был построен в 1160 году волынским князем Мстиславом Изяславичем по типу шестистолпного крестовокупольного одноверхого храма (как Кирилловская церковь в Киеве), что свидетельствует, что его строили киевские строители. Храм был расположен не в детинце Владимира-Волынского, а по соседству с ним в окольном городе. Стены храма гармонично расчленены арками на полуколонны; имел фресковые росписи; перестроен в XVIII веке. Общий вид монументальный, несмотря на не очень удачную реставрацию, выполненную в 1896—1900 архитекторами Адрианом Праховым и Григорием Котовым.
Владимир Святославич — третий киевский князь, носящий славянское имя. Согласно Фасмеру, первая часть связана с церковнославянским владь («власть», восходит к индоевропейской основе *wal- со значением «сила»), тогда как вторая часть родственна гот. -mērs («великий»), греч. ἐγχεσίμωρος («знаменитый [своим] копьём»), ирл. mór, már(«большой, великий»)[7]. Согласно Ф. Успенскому и А. Литвиной, Владимир — двусоставное имя, сходное как с теми именами, которые носила знать из окружения Рюриковичей в X—XI вв., так и с теми, что использовались в правящих династиях других славянских стран[8]. По их мнению, имя Владимир состоит из двух основ: славянской влад и древнегерманской -mer[9].
Тем не менее, происхождение компонента «-мѣръ» вызывает некоторые споры. Так, Александр Назаренко считает, что данный компонент имеет славянское происхождение и рассматривает восточнолехитскую форму *Vlodimer, как близкую к древнерусскому имени Володимѣръ[10]. Аполлон Кузьмин считал компонент «-мѣръ» сравнительно поздним когнатом из германских или кельтских частиц «mar» и «mer» (как в именах Валамер или Видимир)[11]. Анджей Поппэсчитает, что имел место обратный процесс (из славянского «-мир» в германский «-мер»)[12]. А. Шапошников отмечает, что славянские словообразования на -мир-/-мер- обнаруживают параллели с ономастическими реликтами готского племенного союза III—V века и могут быть наследием позднепраславянской эпохи[13]. В свою очередь, Андрей Зализняк полагает, что второй компонент имени имеет германское происхождение[14].
В русском языке, согласно принципам народной этимологии, вторая часть имени (-мир) была переосмыслена под влиянием существительных миръ («спокойствие»), міръ («вселенная»), а всё имя, таким образом, стали понимать как означающее «владеющий миром»[15]. Ко времени жизни Владимира Святославича основа «-мѣръ» не только славянам, но и германцам представлялась семантически прозрачной и связанной со славянским «мир», «покой», а само имя понималось как аллегорическое противопоставление между сиюминутной властью и вечным миром (покоем)[9].