О чем на самом деле рассказал митрополит Ловчанский Гавриил
Накануне Амманской встречи митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская православная церковь) в интервью Болгарскому национальному радио рассказал о причинах отсутствия болгарской делегации на встрече, инициированной в Москве патриархом Иерусалимским Феофилом.
Из сказанного митрополитом явленно следует, что после получения писем, адресованных лично предстоятелю, патриарх Неофит поступил так же, как поступил бы любой другой администратор – хоть госчиновник, хоть начальник в крупной корпорации, хоть архиерей. Патриарх наложил на письма резолюции, которыми передал их на рассмотрение профильной комиссии, чтобы та внесла свои предложения, а сам патриарх уже рассматривал весь вопрос в комплексе. Митр. Гавриил напрасно сетует, что не знал содержания этих писем – адресованы они были не ему. Вряд ли патриарх Московский или любой другой сообщает всему епископату подробности своей переписки с прочими предстоятелями. Так почему патр. Неофит должен был поступить иначе?
Митр. Гавриил с еще тремя коллегами обратился к патриарху с просьбой не оставить письмо патриарха Иерусалимского без ответа. Патриарх пошел им на встречу. Ходатаи предложили либо созвать чрезвычайное заседание Синода, либо – по принятой у них практике – обзвонить митрополитов с соответствующим вопросом Канцелярия пошла по более простому и дешевому пути – второму. Однако большинство митрополитов сочло поездку представителя Болгарской церкви в Амман излишним. Поэтому Синод принял решение отказаться от отправки делегации в Амман.
Причина отказа, по словам митр. Гавриила следующая: специально созданная украинскому вопросу синодальная комиссия пока не приняла какого-либо окончательного решения, а потому болгарской стороне в Аммане невозможно было бы озвучить какую-либо позицию.
Важно отметить, что патриарх Неофит 1) принял не единоличное решение; 2) удовлетворил пожелание митр. Гавриила дать официальный ответ Иерусалимскому патриарху; 3) в ответе была озвучена позиция большинства епископата Болгарской православной церкви; 4) митр. Гавриил не выступает против решения большинства и ни о каком особом мнении в интервью не заявил.
И еще одно важно замечание по украинскому вопросу. В последние дни в болгарской столице Софии находился митрополит из Винницы РПЦвУ Варсонофий. Однако с патриархом Неофитом он так и не присутствовал на совместных богослужениях, хотя и был принят в Патриархии, как впрочем и турецкий посол, и представили инославных Церквей. Патриарх Варсонофия вежливо принял, но ни разу с ним не сослужил.
Качественный и точный перевод интервью подготовила «Русская народная линия». Я добавил одно опущенное переводчиком слово (выделено курсивом).
Митрополит Ловчанский Гавриил: "Хочу начать с того, что наш патриарх Неофит получил два письма – приглашения от патриарха Иерусалимского для участия во встрече в Аммане. Но эти письма он передал для рассмотрения Комиссии – у нас есть синодальная комиссия по украинскому церковному вопросу. И поэтому на последнем заседании Синода, которое было 20 января, письма не рассматривалось, мы даже не знали их содержания. И по этим письмам у нас не было решения. Когда бы узнали, что встреча будет 26 февраля, 18 февраля мы, четверо митрополитов, попросили Его Святейшество принять нас в Софии, и нашей просьбой было то, что нужно ответить патриарху Иерусалимскому, иначе это неуважение, если мы ничего ему не ответим. И мы попросили созвать чрезвычайное заседание Синода по этому вопросу, или, как мы делали – чтобы главный секретарь по телефону опросил всех митрополитов, каково их мнение: быть ли нашему представителю на встрече в Аммане или не быть. В конечном счете, большинство митрополитов посчитали, что сейчас лучше воздержаться и не участвовать, и это и есть решение, которым мы ответили официально. Патриарх Иерусалимский для нас очень важен, мы каждый год ездим в туда за Благодатным огнем, имеем постоянные церковные делегации, и следовало проявить уважение, которое он проявлял к нам, и, слава Богу, это получилось.
Д.Я.: Но почему решение митрополитов было таким?
МГ: Я не знаю почему, потому что они не присутствовали на секретном заседании, чтобы об этом сказать. Но знаю, некоторые из тех, которые за то, чтобы не участвовать во встрече, имели в виду, что мы до сих пор не имеем официально принятого синодального постановления по украинскому церковному вопросу. И они сказали: «Если мы поедем туда, то мы не сможем сказать каково постановление Св. Синода». Т.к. у нас есть специально созданная синодальная комиссия, которая должна была собираться, заседать, работать и предоставить результаты Синоду, но этого не случилось, и поэтому Св. Синод до сих пор не рассматривал официально этот вопрос. Другие митрополиты, которые были за то, чтобы поехать, говорили: «Да, так, но мы хотя бы окажем внимание Церквям-сестрам, которые будут там, и потом будет сделан доклад для Синода БПЦ о том, что там было, какие вопросы рассмотрены». Потому что в письме не уточнялось, какие вопросы будут рассматриваться, но, вероятно, одним из вопросов будет украинский.
Д.Я. Ваше Высокопреосвященство, агентства новостей говорят, что о своем участии во встрече в Аммане заявили только патриархи России и Сербии, почти все предстоятели православных Церквей категорически отказались присутствовать. А Вселенский патриарх со своей стороны сказал, что эта инициатива пришла с опозданием и угрожает единству Православной церкви. Какие есть опасения?
МГ: Ничего вредного и плохого нет в том, чтобы собрались Православные церкви и обсудили какой-то вопрос. Там все между собой равны. Верно, что не много патриархов заявили о своем присутствии, но, насколько знаю, около шести Церквей будут участвовать. От нас тоже не было бы предстоятеля, если бы так решил Его Святейшество, поехали бы какие-нибудь митрополиты, которых определил бы Синод, но таково решение Синода, и мы все-таки радуемся, что успели ответить.
Глава Православной Церкви – Христос, а Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», поэтому самые важные вопросы Церковь всегда решала соборно, с участием Поместных православных церквей. И это – опыт достижения всеправославного участия. Сейчас соберутся шесть, потом, в следующий раз, может, и другие, и тогда можно было бы принять решение, которое успокоит Церковь и решить вопрос самым правильным каноничным способом, и все Церкви примут это решение, потому что в данный момент все не так."