Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1
2 3
4
5
6
7
8
9
10
11 12
13
14
15
16
17
18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Провокация из трех букв не искусство». Художница - о культурной элите

0 13
«Провокация из трех букв не искусство». Художница - о культурной элите

Укрзалізниця розпочала будівництво євроколії від Ужгорода до кордону з Євросоюзом

На Закарпатті змонтували перші 20 м євроколії, яка з’єднає Чоп та Ужгород

Виїзд з України. Які черги на кордоні перед вихідними

Україна відкрила посольство у ДР Конго

Искусствоведов называют элитой, потому что они переводчики с художественного языка на понятный. Искусство не всегда однозначно, а эрудиты объясняют, помогают его полюбить. Собеседница «АиФ-Юг» получила профильное обучение в Санкт-Петербурге, много ездила по Европе, а в Краснодар переехала полтора года назад. Сегодня Дарья Тоцкая - независимый искусствовед и талантливая художница, за короткий срок её имя стало знакомо многим интересующимся культурной жизнью.

Сбила с курса Оранжевая революция

Светлана Мамина, «АиФ-Юг»: Дарья, вряд ли вы с детства мечтали стать искусствоведом? Расскажите о своём выборе.

Дарья Тоцкая: Я получила образование арт-эксперта (искусствоведение плюс арт-экспертиза) потому, что на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге встретила девушку с флаерами университета культуры. Если серьёзно, ответственно готовилась к поступлению в мед. Да, за плечами была «художка», зарубежные гранты, пленэры и даже персональная выставка. Дома большая библиотека, альбомы и издания по истории искусств. Мне было интересно, и рисовать самой, и рассматривать репродукции, определять стили, разбираться в эпохах.

Сбила с курса меня Оранжевая революция. О событиях в Украине, наверное, каждый наслышан. Я жила в Ужгороде, школу, где я училась, угрожали взорвать за преподавание русского языка, протестующие кричали об этом под окнами. Русское консульство во Львове обстреливали, когда я получала документы. Какое тут искусство? Профессия медика казалась основательнее, актуальнее. Мы переехали в Россию, война осталась далеко, я готовилась в мед. Но случайная встреча с девушкой на набережной стала судьбоносной.

Перед поступлением в Кулёк (так ласково студенты называют СПбГУКИ, сейчас СПбГИК) меня спросили, что я знаю об истории искусств. Если совсем ничего, то лучше не подавать документы даже на платное отделение. Учиться было тяжело и дорого, приходилось трудиться на двух работах. Большое количество студентов отсеивалось. В одну из ночей перед экзаменами мы готовили 100 вопросов, а за пересказ Википедии сразу ставили «три». К нам приезжали учиться из Латвии и США, а наши преподаватели читали лекции в Нью-Йорке. При сдаче дипломной работы мне задали 28 вопросов, в составе комиссии был старший научный сотрудник Эрмитажа. Наш вуз единственный в стране готовил арт-экспертов, а после он попал под реорганизацию, специальность закрыли. Так что мне несказанно повезло, я вскочила в последний вагон.

- Где работают искусствоведы, насколько они востребованы, какие у них зарплаты?

- Можно защитить учёную степень и остаться преподавать в вузе. А можно по протекции устроиться в музей на должность куратора. В среднем зарплата краснодарского музейного куратора будет чуть ниже зарплаты водителя трамвая. «Вольные» кураторы сами ищут площадку для конкретной выставки, спонсоров фуршета, работают дизайнерами экспозиции и занимаются освещением в прессе, отбирают работы и пишут концепции, а иногда своими руками делают развеску. Их хлеб - 10-20 % от продажи лотов экспозиции, но в Краснодаре продажи не часты. В Москве же значительная дифференциация труда: в штате музея есть должности PR-менеджера и даже редактора каталогов, зарплаты от 65-85 тысяч рублей.

В России экзамен перфомансом не сдать

- Считается, что у каждого профессионала, в любом деле, есть узкая специализация, в которой он лучший или стремится им быть, ваша какая?

- Моя специализация - «здесь и сейчас». За полтора года жизни в Краснодаре удалось реализовать несколько выставочных проектов («Дикое место», «Заводь» и др.), создать с нуля фестиваль искусств для молодёжи «Стужа», написать работу о становлении абстрактного искусства Кубани (она издана в научном сборнике). Также занималась арт-журналистикой и арт-критикой, Краснодару этого не хватает для стабильного развития. Как не хватает и арт-ярмарки, биеннале актуального искусства, арт-форумов и бесплатных лекций, очень не хватает всероссийских и международных фестивалей, особенно для молодёжи - эту нишу закрывают только кураторы-энтузиасты. Мы же понимаем, что фестивали сыров и вареников - это к кулинарии, а не к культуре?

Также инвестиционно привлекательным стал бы арт-парк, климат позволяет. Совершенно бездействует закон об «аренде за один рубль», который решил бы одновременно проблему сохранности домов в границах исторического поселения и обеспечил бы частные галереи и музеи площадью, позволяя работать на благо культуры города.

- Хватит ли базы вуза, чтобы оставаться профессионалом, или мастерство придётся всю жизнь расширять?

- Наверное, авторитетному искусствоведу не стоит быть человеком в футляре. «Мы ничему не учим, только систематизируем ваши знания и заставляем восполнять пробелы», - говорили нам преподаватели. Пробелов хватает. В отличие от Запада, наше неофициальное искусство десятилетиями пряталось по квартирам. Искусствоведы советских времён не изучали реальную обстановку в мире 1950-60-х годов. Из-за этого многим кажется сейчас, что они открывают что-то новое, тогда как в мире всё это перестало быть актуальным более полувека назад. Есть и проблема консерватизма, настороженности к новым форматам. Попробуйте сейчас сдать в наших художественных вузах экзамен перфомансом или видеоинсталляцией. А в Словакии всё это происходило на моих глазах в начале 2000-х.

- Существует ли профессиональная «иерархия», каков карьерный потолок?

- Потолка нет, всё зависит от личных амбиций. Можно осесть в региональном музее, а можно и с престижным дипломом не постесняться стать стажёром в зарубежной галерее или арт-институции. Во втором случае никакой предопределённости, придётся забыть о позиции «я уже всё знаю», постоянно учиться, в том числе бизнес-уровню владения языками. Большим плюсом станет доскональное знание техники живописи.

Художник - не поставщик

- Не мешает ли профессия получать удовольствие от искусства? Как проявляется профессиональная деформация?

- Не мешает ли работа повара ужинать дома? Оценочное суждение - не назойливая муха разума, а выражение натренированных, развитых чувств. Я уверена, что художник, когда пишет картину, уже знает, достойная она или же он сфальшивил, недотянул. Даже не получив откуда-то технику, можно за счёт развитого чувства и отсутствия поблажек к себе стать художником, история знает много талантливых самоучек. О деформации... Я бы не хотела жить в месте, где висят дурно написанные картины. Это раздражающий фактор, примерно, как если вам всё время включать музыку, сыгранную не по нотам.

- Почему искусствоведов называют элитой культурной среды?

- Потому что искусствоведы находятся очень близко к пониманию самой сущности красоты. А именно красота искусства, его философия и показывают нашему обществу, каким оно могло бы быть, чтобы все смогли стать счастливыми, а не только определённый круг людей. Русское искусство только тогда ценится во всём мире, когда создаётся с душой и апломбом, а не в качестве сиюминутной провокации со словом из трёх букв или в виде выхолощенной от эмоций кабинетной картинки. Когда художник будет считать себя художником, а не, как требуют у нас зачастую галеристы и дизайнеры, поставщиком красочных пятен для интерьера. В картине важна картина, а не то, в какую словесную обертку её завернули ради продажи. И искусствовед - как раз тот человек, который знает это. Поэтому вся надежда на искусствоведов и на то, что они станут больше рассказывать об этом, и будут находиться желающие их слушать.

- Считается, что любой искусствовед в совершенстве знает историю и теорию искусства, критику, а ещё он владеет методиками определения подлинников.

- На самом деле, искусствовед может не знать всех экспертных тонкостей, а вот арт-эксперт разбираться в истории искусств и экспертизе должен. Возможно, вы удивитесь, но не всегда экспертиза проводится на глаз. Существуют исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне, срез полотна могут изучать под микроскопом. Есть различные способы искусственного «состаривания» полотна, речь даже не о кракелюрном лаке, создающем трещины, им экспертов не обманешь. Качественные подделки создаются при помощи пигментов и красок нужной эпохи. Поэтому эксперты изучают химию живописи, например, им показывают срез «Лунной ночи над Днепром». А слышали ли вы, к примеру, версию, что раньше один пигмент получали от коровы, съедавшей листья манго?


Читайте также

В тренде на этой неделе

Одобрены корректировки проекта обхода населенных пунктов в Рязанской области и Мордовии на трассе М-5 Урал

Виїзд з України. Які черги на кордоні перед вихідними

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я