Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022
Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023 Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Кровавое пиршество гайдамаков в Умани

Отключение электричества в Сочи 28 и 29 марта 2024: кто и почему останется без света

В Тернополе дали условный срок патрульному, остановившему судью за превышение скорости

Сергей Орлов, Евгения Добровольская и «Сектор Газа»: анонсы на выходные в Екатеринбурге

Спаситель Санкт-Петербурга: как деятельность Петра Витгенштейна повлияла на исход Отечественной войны 1812 года

Утром 21 июня 1768 года в Умани воздух пах порохом. Осаждавшие город гайдамаки стояли вплотную у крепостных стен. То и дело раздавались пушечные выстрелы, в стане обороняющихся царило смятение. Отряд сотника Ивана Гонты – главной надежды защитников Умани – перешел на сторону противника. Судьба города фактически была решена. Тем не менее, без боя поляки, евреи и униаты, державшие оборону города, сдаваться не собирались. Заняв позиции у бойниц городских стен, они готовились дать отпор противнику.

«И разом – сто конфедераций»

Умань входила в состав Речи Посполитой, находившейся в то время на грани гражданской войны. Причиной конфликта стал вопрос о правовом статусе христиан, не принадлежащих католической конфессии. Они подвергались в польском государстве жесткой дискриминации. Это вызывало сильное недовольство соседей Польши – Российской империи и Пруссии. 24 февраля 1768 года король Станислав-Август подписал с Россией Варшавский договор, в соответствии с которым православным и протестантам предоставлялись равные с католиками права.

Радикально настроенные представители шляхты посчитали, что это окончательно превращает Польшу в российский протекторат. Неделю спустя после подписания «Трактата о вечной дружбе» противники короля Станислава-Августа создали в городе Бар, расположенном на территории современной Винницкой области, собственную конфедерацию. В противовес уже существовавшим Слуцкой, Торуньской и Радомской. Ситуация в Речи Посполитой становилась все более запутанной. «И – разом сто конфедераций», как писал в поэме «Гайдамаки» Тарас Шевченко.

Власти Барской конфедерации сразу же начали жестко преследовать православных священников, разорять православные монастыри и храмы. Ответом на это стало восстание гайдамаков – украинских крестьян, к которым присоединились отдельные отряды запорожских казаков. Оно вошло в историю под названием Колиивщина. В мае 1768 года восставшие под руководством Максима Железняка заняли юго-восточную часть киевского воеводства и стали продвигаться на запад. Среди гайдамаков ходили слухи о том, что российская императрица Екатерина II подписала грамоту с призывом к убийству поляков и евреев.

Между православным молотом и католической наковальней

Казалось бы, какое отношение имеют евреи к конфликту между католиками и православными? На этот вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, евреи были арендаторами принадлежащих польским аристократам земель и непосредственно контролировали работу возделывавших ее украинских крестьян. На этой почве часто возникали конфликтные ситуации. Во-вторых, образ евреев как «врагов Христовых» был прочно укоренен в массовом сознании. Особого повода для погрома и не требовалось. За век до начала Колиивщины, во времена Хмельничины на территории современной Украины были целенаправленно уничтожены около 40 000 евреев. Хотя и восстание запорожских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого было направлено, прежде всего, против владычества польской шляхты.

В июне 1768 года гайдамаки под предводительством Максима Железняка заняли сразу несколько областей Правобережной Украины. Войска конфедератов не оказывали им серьезного сопротивления. На захваченных восставшими территориях происходили жестокие убийства поляков и евреев. Несколько городов – в том числе, Смела, Корсунь, Тульчин, Фастов – были сожжены. Гайдамаки вешали на одном дереве поляка и еврея, оставляя табличку: «Лях, жид и собака – вера однака». Оставшиеся в живых обитатели разоренных городов бежали в крепости, находившиеся под властью конфедератов. Наиболее защищенной из них считалась Умань.

С начала июня сюда стали стекаться подводы с беженцами из охваченных восстанием районов. Ведущий в город тракт вскоре был полностью забит. Несколько десятков возов, в которых находились еврейские семьи и их скарб, стояли недалеко от городских ворот и в тот день, когда повстанцы вплотную приблизились к Умани. Гайдамаки перебили всех, кто попался им под руку, не щадя ни женщин, ни детей.

Из пушки по синагоге

Несмотря на значительное численное превосходство – после перехода отряда Гонты на сторону восставших силы конфедератов сильно поредели – гайдамаки не спешили идти на штурм крепости. Для того, чтобы избежать боя, они решили прибегнуть к хитрости. Гонта был крестным отцом сына губернатора Умани Рафала Младановича. Используя это, переметнувшийся на сторону восставших сотник смог уговорить шляхтича сдать город без боя, пообещав не допустить кровопролития. Существует также версия, в соответствии с которой Гонта смог договориться и с раввином Умани об отказе евреев от сопротивления. От имени общины раввин якобы пообещал предоставить гайдамакам одежду и обувь, а Гонта взамен гарантировал евреям безопасность.

Так или иначе, в середине дня 21 июня защитники крепостных стен начали покидать свои позиции, и гайдамаки вошли в Умань практически без боя. Однако, если Гонта и давал какие-то обещания, выполнять их никто не собирался.

В захваченном городе сразу же началось жестокое избиение евреев. Как писал в той же поэме «Гайдамаки» Шевченко: «На, лукавый, на, поганый, на, свиное ухо! За ударами удары посыпались глухо». У евреев, приготовивших выкуп, принимали ценности, и затем тут же убивали. Те, до кого гайдамаки еще не успели добраться, бросились искать укрытие в главной городской синагоге. Вскоре там собралось около 3000 человек. Некоторые мужчины были вооружены. История сохранила имена руководителей защиты синагоги – это были Лейб Шаргородский и Моше Менакер.

Гайдамаки попытались с ходу смять линии обороняющихся, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление. Несколько нападавших было убито. В романе «Уманская резня» русский писатель Григорий Данилевский так описывает происходившее: «Вооруженные ружьями мужчины усердно стреляли из окон, от непривычки подпаливая себе бороды и пейсы. Ой, Боже ж наш, Боже! – вопили в переполненной синагоге остальные евреи, прикладывая бледные, изуродованные от страха лица к священным свиткам».

Решив не ввязываться в дальнейшее сражение, гайдамаки подкатили к синагоге пушку и выстрелили по ней прямой наводкой. Часть здания обрушилась, погребя под собой сотни людей. Оставшихся в живых евреев гайдамаки безжалостно добивали. «Резня была так велика и ужасна, что кровь зарезанных стояла в синагоге повыше порогов, — писал уцелевший очевидец погрома, записки которого были опубликованы в журнале «Киевская старина» в 1895 году. – Потом буяны вынесли из синагоги все свитки Торы, разложили их по улицам города и верхом проезжали по ним».

Почему рабби Нахман из Брацлава похоронен в Умани

Истребив большинство еврейского населения Умани, гайдамаки принялись с той же жестокостью уничтожать поляков. Их закалывали, вешали, сбрасывали с крыш костелов. Хоронить убитых Гонта запретил. Трупы евреев и поляков сбрасывали в колодцы или оставляли на обочинах дорог на съедение животным. Гонта выполнил лишь минимальную часть данных им обещаний: он не допустил убийства своего крестника Павла Младановича – сына губернатора Умани. От прочих данных им слов он с легкостью отказался.

Вакханалия в Умани продолжалась несколько дней. В итоге гайдамаки вырезали около 20 000 поляков и евреев. Слова «геноцид» тогда не существовало, но назвать по-другому происходившее в Умани в те дни как-то сложно.

Уманская резня запечатлелась в массовом сознании евреев как небывалая по своим масштабам трагедия. Именно поэтому рабби Нахман из Брацлава, заболев чахоткой, в предчувствии близкой смерти, решил переселиться в Умань. «Души умерших там за веру ждут меня», — говорил он. Как известно, в наши дня могила рабби Нахмана из Брацлава является местом массового паломничества, что приносит жителям Умани немалый доход. Она находится рядом с могилами тех жертв Колиивщины, кого все же удалось захоронить после того, как гайдамаки покинули город.

Уманской резней восстание гайдамаков фактически и завершилось. Россия, обеспокоенная вероятным распространением бунта на левобережную Украину, направила на территорию Речи Посполитой свои войска. Отряды гайдамаков были разбиты, их предводители взяты в плен. Максима Железняка били плетьми, вырвали ему ноздри, клеймили и сослали на каторгу в Сибирь. Иван Гонта был выдан польским властям, которые предали его мучительной казни.

«Памятник предводителям народно-освободительного восстания»

Спустя 4 года после Уманской резни, в 1772 году, произошел первый раздел раздираемой внутренними противоречиями Речи Посполитой.  Ее территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Вслед за этим в последующие десятилетия было совершено еще два раздела Речи Посполитой. В результате третьего, происшедшего в 1795 году, Польша окончательно утратила свою государственность, которая была восстановлена только по окончании Первой мировой войны.

В еврейскую и польскую историю Колиивщина вошла как трагедия. В современной Украине восстание гайдамаков оценивается по-другому и является предметом общественной дискуссии. В 2015 году установка памятника Железняку и Гонте в Умани вызвала жаркие споры и протесты со стороны еврейских организаций. Зато в советские времена, когда горсовет Умани принял соответствующее решение, никакого скандала не возникло. Никто не возвысил публично голос, когда в 1968 году на одной из городских площадей появился камень с высеченной на нем надписью: «Здесь будет сооружен памятник Максиму Железняку и Ивану Гонте — предводителям народно-освободительного антифеодального восстания 1768 года». В Большой Советской энциклопедии, в посвященной Колиивщине статье не содержалось ни намека кровавые погромы, учиненные борцами с «феодально-крепостническим, национальным и религиозным гнетом шляхетской Польши». А в статье, посвященной Иване Гонте, отмечались исключительно его «ум и энергия».

Борис Ентин, «Детали». На фото: паломники на могиле рабби Нахмана.
Фото: Nahoumsabban, CC BY-SA 3.0, Wikimedia commons˜


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я