Неповторимый бессарабский вклад в Холокост: выкуп евреев для убийства ради одежды
В селе Чепелеуцы Единецкого района открыт памятник жертвам Холокоста, зверски убитым румынскими карателями и их пособниками, сообщил ТГ-канал «Гений Карпат». На гранитных плитах имена 189 человек - женщин, стариков, детей...
«6 июля 1941 года в Чепелеуцы вошли румынские войска. Да-да, те самые, которым в современной Молдове с воинскими почестями открывают памятники и которых именуют "героями". Согнав к месту казни евреев, румынские фашисты начали расправу. Помогали им в этом местные коллаборационисты. Среди убийц были и две женщины, проявившие особую жестокость: «Корорарь, жена Корорарь Василия Ивановича, добивала раненых граждан свинцовым нарукавником… Рокимчук Евгения с еще не умерших от ран выбивала золотые зубы изо рта, обрезала пальцы с золотыми кольцами».
Инициаторы создания памятника - лидеры Еврейской общины семья Аккерман и историк Юрий Загорча - намерены продолжить свою благородную миссию в Единецком районе.
Приказы, полученные румынской жандармерией еще до начала военных действий на территории СССР, о «зачистке территории» в Бессарабии и Северной Буковине не оставляют места для интерпретаций, рассказывает Алексей Тулбуре, директор института устной истории Молдовы, на портале Оralhistory.md.
Специальные приказы от 18 и 19 июня 1941 года предусматривали разворачивание в этих двух провинциях легионов жандармов, которым генерал Константин (Пики) Василиу, генеральный инспектор жандармерии, дал следующие инструкции: «Первая мера, которую надо предпринять, - это зачистка территории... уничтожение на месте всех евреев, находящихся в сельской местности; закрытие в гетто всех городских евреев; арест всех подозрительных, партийных активистов, тех, кто занимал ответственные посты при советской власти и их конвоирование в расположение легиона». Как вспоминал позже один из жандармов, командир оргеевского жандармского легиона призывал подчиненных убивать всех евреев, от младенцев до беспомощных стариков как «угрозу румынской нации».
«Первые убийства совершали румынские военные и жандармерия с участием местных экстремистов (как правило, бывших членов фашистских партий) и оппортунистов, - констатирует историк Владимир Солонарь. - «Затем главную роль начинали играть местные жители, которые выявляли, собирали и эскортировали евреев к месту казни. Они же иногда принимали участие в расстрелах, добивании раненых и грабеже мертвых тел».
У евреев, не успевших эвакуироваться, шансов на спасение было очень мало. Спасение могло прийти только от соседей-односельчан, но таких случаи были очень мало. Солонарь приводит такой пример: в буковинском селе Выртекэуць люди стали на колени перед румынскими жандармами, ведущими 12 семей евреев на расстрел, и тех освободили.
Но защиты практически не было - было активное и массовое участие в убийствах и грабежах. Большинство таких случаев хорошо изучено и задокументировано, свидетельствует Тулбуре.
В селе Чепелеуцы Бричанского района Бельцского уезда убили свыше 190 местных евреев и беженцев. В убийствах участвовали 14 местных жителей, имена которых были установлены.
В селе Цыганешты местные жители помогли жандармам выявить евреев и вызвались участвовать в расстреле, чтобы взять одежду убитых.
В Хынчештах румынский солдат отказался стрелять. Тут же двое местных жителей пожелали участвовать в казни и после расстрела добили раненых «контрольными выстрелами».
В Думбравенах нееврейское население, поддержанное крестьянами сел Дубно, Вэдены и Парканы, устроили погром: растащили имущество, угнали скот. В течение нескольких дней «соседи» зверски избивали и расстреливали евреев.
Погром был и в местечке Згурица. Ефим Френкель, выживший в резне, вспоминал: «Молдаване начали забирать все, начали насиловать, молдаване начали бить людей, молдаване отрезали голову еврею косой».
Населенные пункты, в которых прошли погромы: Кишинев, Бельцы, Единцы, Оргеев, Бричаны, Кагул, Котовск (Хынчешты), Ниспорены, Пепены, Скулены, Татарешты, Черновцы, Херца, Хотин, Чудей, Сторожинец, Ропча, Иорданешты, Петровцы, Панка, Бросковцы, Липканы, Стэнешты, Жадова Веке, Костешты, Хлиница, Будинешты и т. д.. Историк Диана Думитру об убийцах: «С небольшими исключениями это были этнические молдаване, мужчины в возрасте от 30 до 40 лет (иногда от 20 до 30), женатые, имеющие детей. Большинство - так называемые середняки, <…> почти половина - грамотные…».
Это было исключение евреев из числа людей. Выживших согнали в концлагеря и гетто, затем депортировали в Транснистрию. В «маршах смерти» (пешие переходы) многие погибли, и очень многих убили местные жители: выкупали у конвоиров, выводили из колонны и убивали, чтобы снять одежду и обувь (более ценные вещи доставались «румынским героям»). Выкуп людей для убийства ради одежды – это неповторимый бессарабский вклад в Холокост.
После победы Красной Армии в Сталинградской битве Антонеску отказался от плана «зачистки» всей Румынии. Полное уничтожение евреев ему удалось только в Бессарабии и Северной Буковине.
Сегодня о Холокосте, о роли Румынии, об участии молдавского населения предпочитают не говорить, констатирует Тулбуре. Учебная программа либо игнорируется, либо профанируется, системного научного исследования темы нет, государство такую работу не стимулирует, нет продуманной, политики сохранения памяти жертв Холокоста.