Ромен Роллан – 155 лет со дня рождения
«Человек не всегда делает то, что хочет. Одно дело жить, другое хотеть. Не надо огорчаться. Главное, не уставать желать и жить. А все остальное от нас не зависит»
Р. Роллан. «Жан-Кристоф»
Ромен Роллан (1866-1944) – французский писатель, драматург и музыковед, лауреат Нобелевской премии по литературе. Родился 29 января 1866 года в Бургундии. После окончания высшей школы в Париже, Ромен два года провел в Италии, где ярко проявилась его любовь к искусству – музыке и рисованию.
По возвращении домой, Ромен защитил диссертацию о современном оперном театре, получил звание профессора истории музыки и стал преподавать в Сорбонне. Первым печатным произведением Роллана стала трагедия «Святой Людовик», рассказывающая о времени Крестовых походов.
Ромен Роллан глубоко интересовался событиями, происходящими в России, Февральской и Октябрьской революциями. Во время Первой мировой войны он занял пацифистскую позицию и написал множество антивоенных статей. Роллан стал широко известен не только как писатель, но и как общественный деятель. Он боролся за права человека, встречался со многими выдающимися людьми XX века: Ганди, Тагором, Горьким, Сталиным. По словам самого Роллана, он вместе с человечеством «шел дорогой, петляющей вверх». По приглашению Максима Горького Ромен Роллан посетил СССР, а в 1932 году писатель стал иностранным почетным членом АН СССР. Выступая за строительство нового мира, Роллан пытался избежать насилия. Узнав о репрессиях в СССР, он написал несколько писем лично Сталину, прося о помиловании заключенных, но письма остались без ответа.
«Четырнадцатое июля», «Дантон», «Робеспьер»
Роллан активно боролся против лозунга «искусство для искусства». Он считал, что все виды искусства должны быть доступны народу. Особенное значение он уделял театру, который может побудить народ к действию. Написанные им пьесы «Четырнадцатое июля», «Дантон» и «Робеспьер» были посвящены событиям Великой французской революции 1789-1794 гг., но перекликались и с проблемами современной Франции. Так, главным героем пьесы «Четырнадцатое июля» стал народ, который имеет огромную силу, если его пробудить ото сна. Но не все способы борьбы за справедливость хороши. И в пьесе «Робеспьер» Роллан осуждает терроризм как недопустимый метод.
«Жан-Кристоф»
Один из самых значимых трудов Р. Роллана – роман «Жан-Кристоф». Именно он принес писателю мировую славу. Это большое произведение состоит из десяти книг: «Заря», «Утро», «Отрочество», «Бунт», «Ярмарка на площади», «Антуанетта», «В доме», «Подруги», «Неопалимая купина», «Грядущий день». Роман был написан в период с 1904 по 1912 гг. и рассказывает о становлении талантливого музыканта, о трудностях на его пути. Многие исследователи считают, что прототипом главного героя выступил Бетховен, а также и сам Роллан – сюжеты их жизни можно найти в этом произведении. Маленький Кристоф родился в семье музыкантов и сам стал рано играть. Семья была бедная, и мальчик стал подрабатывать в местном оркестре, играя на скрипке. Впереди у юного Кристофа познание мира – суровая реальность жизни, необходимость выживать на грани нищеты. Но также его ждет дружба и любовь. Жизнь полна противоречий – это юный Кристоф осознал очень рано. Как и Пер Гюнт, Кристоф путешествует по миру в поисках смысла жизни. Он видит страдания и радость, мрак и свет. Все это дает толчок к творческому совершенствованию музыканта. Повзрослевший Кристоф сам начинает писать музыку – живую и яркую. Он хочет выразить через нее саму жизнь – прекрасную и удивительную.
Роллан Ромен - Жан Кристоф (радиоспектакль, реж. Р. Иоффе, с уч. В. Сперантовой, 1957)
«Кола Брюньон»
Повесть «Кола Брюньон» рассказывает о родной писателю Бургундии в эпоху Возрождения. Главный герой Кола – резчик по дереву, веселый и остроумный. Для него работа – не только труд, но и искусство. Резьба по дереву превращается в настоящий творческий процесс, во время которого Кола забывает болезни, страдания и горе. Главное, что Кола остался верен себе и своей семье, и принимает каждый день жизни как подарок. Интересно отметить, что советский композитор Д. Кабалевский, накануне Второй мировой войны, использовал образ Колы Брюньона для создания своей оперы. Позднее Дмитрий Шостакович отметил: «Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».
Кола Брюньон: Увертюра
Кола Брюньон – неиссякаемый носитель народной мудрости. Его юмор и ирония помогли жителям Европы пережить трудное время Первой мировой войны. Максим Горький справедливо отметил: «Это, может быть, самая изумительная книга наших дней. Нужно иметь сердце, способное творить чудеса, чтобы создать во Франции, после трагедий, пережитых ею, столь бодрую книгу - книгу непоколебимой и мужественной веры в своего родного человека, француза. Я преклоняюсь перед Роменом Ролланом именно за эту его веру».
«Лилюли», «Пьер и Люс»
Мирная жизнь человека и разрушительная сила войны – все это запечатлелось в произведениях Р. Роллана. Велика сила печатного слова, и Ромен Роллан много раз говорил о социальной ответственности писателя за свои произведения. Литература должна быть нравственной – это было главное правило писателя. Нельзя призывать читателя к жестокости и преступлениям. Мир и без того так хрупок! Памфлет «Лилюли» был написан Ролланом уже после Первой мировой войны. В сатирической манере он разоблачает войну, снимает с нее напыщенный псевдогероизм. В современном обществе люди живут в мире идеалов, они верят в Разум, Братство и Свободу, но не видят, что сильные мира сего используют многочисленные иллюзии, чтобы стравливать один народ с другим ради собственной выгоды. Так же как и «Лилюли», трагедия «Пьер и Люс» провозглашает пацифистские настроения писателя. Пьер и Люс – молодые люди, любовь которых пришлась на военное время. Едва успев расцвети, их нежные чувства были уничтожены, когда влюбленные погибли под ударом бомбы.
Цикл «Жизни великих людей»: «Жизнь Бетховена», «Жизнь Микеланджело», «Жизнь Толстого»
Будучи с детства музыкально одаренным, Ромен прекрасно играл на фортепьяно, и годы в Италии помогли раскрыться его дарованию. История музыки стала одной из основ его творчества. Им написаны биографии великих композиторов – Генделя, Бетховена, а также истории жизни великих людей. Интересна работа «Жизнь Микеланджело». В ней представлен конфликт человека искусства, который, безусловно, был гением, но в то же время слабым и безвольным человеком в обычной жизни. Особо интересовала Роллана и личность Бетховена. Испытав на себе многочисленные жизненные трудности, Бетховен навсегда вошел в мировую историю как величайший из гениев человечества. Для Роллана была очень близка идея непротивления злу насилием, которую выразил Толстой. Льва Толстого Р. Роллан почитал как великого гуманиста.
«Толстой - великая русская душа, светоч, воссиявший на земле сто лет назад, - озарил юность моего поколения. В душных сумерках угасавшего столетия он стал для нас путеводной звездой; к нему устремлялись наши юные сердца; он был нашим прибежищем. Вместе со всеми - а таких много во Франции, для кого он был больше, чем любимым художником, для кого он был другом, лучшим, а то и единственным, настоящим другом среди всех мастеров европейского искусства, - я хочу воздать его священной памяти дань признательности и любви…».
«Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны», «Жизнь Вивекананды»
Индийская философия в начале XX века не была так широко известна в Европе, как сегодня. Одним из первых, кто обратился в своих произведениях к культуре Индии, стал Р. Роллан. В книге «Жизнь Рамакришны» он рассказывает удивительную историю жизни скромного брахмана из небольшой деревни, который стал великим философом, известным всему миру как Шри Рамакришна. Его учение стало известно по всей Индии, а его гуманистическими идеалами восхищались М. Ганди, Л. Толстой, Н. Рерих, Дж. Неру и многие мыслители во всем мире. Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и просветитель. Именно под его влиянием окрепло желание Индии о независимости. Его учения полны социальных идеалов – он выступал против угнетения, расизма и колониализма. Другой выдающейся личностью, способной противостоять насилию без проявления жестокости, был Махатма Ганди - духовный отец Индии. Философия Ганди глубоко запала в душу Роллану и он написал книгу «Махатма Ганди».
«Очарованная душа»
Роман «Очарованная душа» многие исследователи считают вершиной творчества писателя. Основная проблема произведения - пути и судьбы французской интеллигенции в современном мире. Писателю удалось показать, как меняется внутренний мир человека с изменением мира внешнего. Главная героиня книги – женщина, которая не боится отстаивать свои права. В ее жизни случилась трагедия – она потеряла сына, которого убил итальянский фашист. Борьба за справедливость стала главным делом ее жизни. Роман был написан в 1920-ые годы, и стал одним из первых антифашистских произведений Р. Роллана.
Ромен Роллан жил в эпоху революций и мировых войн. Он родился в старом мире и видел становление нового. Во время Второй мировой войны Роллан оказался в оккупации. Последнее произведение писателя вышло в 1944 году – незадолго до его смерти. Это была статья «Пеги», посвященная другу Роллана, который был известным редактором «Двухнедельных тетрадей». За свою жизнь Ромен Роллан создал более двадцати романов, десятки сборников пьес, статей и писем. В памяти людей он остался не только как писатель, но как гуманист и борец за правду и справедливость.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна
Р. Роллан. «Жан-Кристоф»
Ромен Роллан (1866-1944) – французский писатель, драматург и музыковед, лауреат Нобелевской премии по литературе. Родился 29 января 1866 года в Бургундии. После окончания высшей школы в Париже, Ромен два года провел в Италии, где ярко проявилась его любовь к искусству – музыке и рисованию.
По возвращении домой, Ромен защитил диссертацию о современном оперном театре, получил звание профессора истории музыки и стал преподавать в Сорбонне. Первым печатным произведением Роллана стала трагедия «Святой Людовик», рассказывающая о времени Крестовых походов.
Ромен Роллан глубоко интересовался событиями, происходящими в России, Февральской и Октябрьской революциями. Во время Первой мировой войны он занял пацифистскую позицию и написал множество антивоенных статей. Роллан стал широко известен не только как писатель, но и как общественный деятель. Он боролся за права человека, встречался со многими выдающимися людьми XX века: Ганди, Тагором, Горьким, Сталиным. По словам самого Роллана, он вместе с человечеством «шел дорогой, петляющей вверх». По приглашению Максима Горького Ромен Роллан посетил СССР, а в 1932 году писатель стал иностранным почетным членом АН СССР. Выступая за строительство нового мира, Роллан пытался избежать насилия. Узнав о репрессиях в СССР, он написал несколько писем лично Сталину, прося о помиловании заключенных, но письма остались без ответа.
«Четырнадцатое июля», «Дантон», «Робеспьер»
Роллан активно боролся против лозунга «искусство для искусства». Он считал, что все виды искусства должны быть доступны народу. Особенное значение он уделял театру, который может побудить народ к действию. Написанные им пьесы «Четырнадцатое июля», «Дантон» и «Робеспьер» были посвящены событиям Великой французской революции 1789-1794 гг., но перекликались и с проблемами современной Франции. Так, главным героем пьесы «Четырнадцатое июля» стал народ, который имеет огромную силу, если его пробудить ото сна. Но не все способы борьбы за справедливость хороши. И в пьесе «Робеспьер» Роллан осуждает терроризм как недопустимый метод.
«Жан-Кристоф»
Один из самых значимых трудов Р. Роллана – роман «Жан-Кристоф». Именно он принес писателю мировую славу. Это большое произведение состоит из десяти книг: «Заря», «Утро», «Отрочество», «Бунт», «Ярмарка на площади», «Антуанетта», «В доме», «Подруги», «Неопалимая купина», «Грядущий день». Роман был написан в период с 1904 по 1912 гг. и рассказывает о становлении талантливого музыканта, о трудностях на его пути. Многие исследователи считают, что прототипом главного героя выступил Бетховен, а также и сам Роллан – сюжеты их жизни можно найти в этом произведении. Маленький Кристоф родился в семье музыкантов и сам стал рано играть. Семья была бедная, и мальчик стал подрабатывать в местном оркестре, играя на скрипке. Впереди у юного Кристофа познание мира – суровая реальность жизни, необходимость выживать на грани нищеты. Но также его ждет дружба и любовь. Жизнь полна противоречий – это юный Кристоф осознал очень рано. Как и Пер Гюнт, Кристоф путешествует по миру в поисках смысла жизни. Он видит страдания и радость, мрак и свет. Все это дает толчок к творческому совершенствованию музыканта. Повзрослевший Кристоф сам начинает писать музыку – живую и яркую. Он хочет выразить через нее саму жизнь – прекрасную и удивительную.
Роллан Ромен - Жан Кристоф (радиоспектакль, реж. Р. Иоффе, с уч. В. Сперантовой, 1957)
«Кола Брюньон»
Повесть «Кола Брюньон» рассказывает о родной писателю Бургундии в эпоху Возрождения. Главный герой Кола – резчик по дереву, веселый и остроумный. Для него работа – не только труд, но и искусство. Резьба по дереву превращается в настоящий творческий процесс, во время которого Кола забывает болезни, страдания и горе. Главное, что Кола остался верен себе и своей семье, и принимает каждый день жизни как подарок. Интересно отметить, что советский композитор Д. Кабалевский, накануне Второй мировой войны, использовал образ Колы Брюньона для создания своей оперы. Позднее Дмитрий Шостакович отметил: «Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».
Кола Брюньон: Увертюра
Кола Брюньон – неиссякаемый носитель народной мудрости. Его юмор и ирония помогли жителям Европы пережить трудное время Первой мировой войны. Максим Горький справедливо отметил: «Это, может быть, самая изумительная книга наших дней. Нужно иметь сердце, способное творить чудеса, чтобы создать во Франции, после трагедий, пережитых ею, столь бодрую книгу - книгу непоколебимой и мужественной веры в своего родного человека, француза. Я преклоняюсь перед Роменом Ролланом именно за эту его веру».
«Лилюли», «Пьер и Люс»
Мирная жизнь человека и разрушительная сила войны – все это запечатлелось в произведениях Р. Роллана. Велика сила печатного слова, и Ромен Роллан много раз говорил о социальной ответственности писателя за свои произведения. Литература должна быть нравственной – это было главное правило писателя. Нельзя призывать читателя к жестокости и преступлениям. Мир и без того так хрупок! Памфлет «Лилюли» был написан Ролланом уже после Первой мировой войны. В сатирической манере он разоблачает войну, снимает с нее напыщенный псевдогероизм. В современном обществе люди живут в мире идеалов, они верят в Разум, Братство и Свободу, но не видят, что сильные мира сего используют многочисленные иллюзии, чтобы стравливать один народ с другим ради собственной выгоды. Так же как и «Лилюли», трагедия «Пьер и Люс» провозглашает пацифистские настроения писателя. Пьер и Люс – молодые люди, любовь которых пришлась на военное время. Едва успев расцвети, их нежные чувства были уничтожены, когда влюбленные погибли под ударом бомбы.
Цикл «Жизни великих людей»: «Жизнь Бетховена», «Жизнь Микеланджело», «Жизнь Толстого»
Будучи с детства музыкально одаренным, Ромен прекрасно играл на фортепьяно, и годы в Италии помогли раскрыться его дарованию. История музыки стала одной из основ его творчества. Им написаны биографии великих композиторов – Генделя, Бетховена, а также истории жизни великих людей. Интересна работа «Жизнь Микеланджело». В ней представлен конфликт человека искусства, который, безусловно, был гением, но в то же время слабым и безвольным человеком в обычной жизни. Особо интересовала Роллана и личность Бетховена. Испытав на себе многочисленные жизненные трудности, Бетховен навсегда вошел в мировую историю как величайший из гениев человечества. Для Роллана была очень близка идея непротивления злу насилием, которую выразил Толстой. Льва Толстого Р. Роллан почитал как великого гуманиста.
«Толстой - великая русская душа, светоч, воссиявший на земле сто лет назад, - озарил юность моего поколения. В душных сумерках угасавшего столетия он стал для нас путеводной звездой; к нему устремлялись наши юные сердца; он был нашим прибежищем. Вместе со всеми - а таких много во Франции, для кого он был больше, чем любимым художником, для кого он был другом, лучшим, а то и единственным, настоящим другом среди всех мастеров европейского искусства, - я хочу воздать его священной памяти дань признательности и любви…».
«Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны», «Жизнь Вивекананды»
Индийская философия в начале XX века не была так широко известна в Европе, как сегодня. Одним из первых, кто обратился в своих произведениях к культуре Индии, стал Р. Роллан. В книге «Жизнь Рамакришны» он рассказывает удивительную историю жизни скромного брахмана из небольшой деревни, который стал великим философом, известным всему миру как Шри Рамакришна. Его учение стало известно по всей Индии, а его гуманистическими идеалами восхищались М. Ганди, Л. Толстой, Н. Рерих, Дж. Неру и многие мыслители во всем мире. Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и просветитель. Именно под его влиянием окрепло желание Индии о независимости. Его учения полны социальных идеалов – он выступал против угнетения, расизма и колониализма. Другой выдающейся личностью, способной противостоять насилию без проявления жестокости, был Махатма Ганди - духовный отец Индии. Философия Ганди глубоко запала в душу Роллану и он написал книгу «Махатма Ганди».
«Очарованная душа»
Роман «Очарованная душа» многие исследователи считают вершиной творчества писателя. Основная проблема произведения - пути и судьбы французской интеллигенции в современном мире. Писателю удалось показать, как меняется внутренний мир человека с изменением мира внешнего. Главная героиня книги – женщина, которая не боится отстаивать свои права. В ее жизни случилась трагедия – она потеряла сына, которого убил итальянский фашист. Борьба за справедливость стала главным делом ее жизни. Роман был написан в 1920-ые годы, и стал одним из первых антифашистских произведений Р. Роллана.
Ромен Роллан жил в эпоху революций и мировых войн. Он родился в старом мире и видел становление нового. Во время Второй мировой войны Роллан оказался в оккупации. Последнее произведение писателя вышло в 1944 году – незадолго до его смерти. Это была статья «Пеги», посвященная другу Роллана, который был известным редактором «Двухнедельных тетрадей». За свою жизнь Ромен Роллан создал более двадцати романов, десятки сборников пьес, статей и писем. В памяти людей он остался не только как писатель, но как гуманист и борец за правду и справедливость.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна