Собор-мученик
На фото — Нотрдам, но не в Париже, а в Реймсе.
Первый снаряд попал в здание 4 сентября 1914 года и нанёс ему незначительные повреждения. Более серьёзно собор пострадал во время следующих бомбардировок, когда 17 сентября в него попало 3 снаряда, а 18 сентября — 13. Однако наибольший ущерб ему нанёс пожар, вспыхнувший 19 сентября в результате попадания снаряда в строительные леса. Обрушившись, леса повредили многие статуи на фасаде собора; средневековые витражи разбились; свинцовая кровля расплавилась в огне, и потоки жидкого свинца залили внутренность собора и статуи. Известняк, из которого они были сделаны, потрескался, почернел или приобрёл под воздействием высоких температур несвойственный ему розовый цвет. В последующие годы собор ещё не раз подвергался бомбардировкам; в общей сложности в него попало около 300 снарядов. Вопреки часто встречающемуся утверждению, собор не был превращён в руины, однако ко времени окончания войны пребывал в плачевном состоянии, в том числе и потому, что долго стоял без кровли, полностью сгоревшей в огне.
Разрушение Реймсского собора вызвало живые отклики мировой общественности. В числе тех, кто с болью и осуждением писал о «соборе-мученике», были Анри Бергсон, Анатоль Франс, Марсель Пруст. В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью Pro aris (с лат. — «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили Эмиль Далькроз и русские художники объединения «Мир искусства». Осип Мандельштам написал стихотворение «Реймс и Кёльн», заканчивающееся риторическим вопросом: «Что сотворили вы над реймским братом?»
Реставрационные работы возглавил архитектор Анри Денё, полностью посвятивший себя делу возрождения реймсских памятников, пострадавших в военные годы. В числе прочего Денё заменил деревянные конструкции собора конструкциями из армированного бетона, более прочными, лёгкими и невозгораемыми.
В 1938 году работы по реставрации собора завершились, и в нём вновь начали проводить богослужения.
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!
Мои книги
Последняя война Российской империи
Другие
Первый снаряд попал в здание 4 сентября 1914 года и нанёс ему незначительные повреждения. Более серьёзно собор пострадал во время следующих бомбардировок, когда 17 сентября в него попало 3 снаряда, а 18 сентября — 13. Однако наибольший ущерб ему нанёс пожар, вспыхнувший 19 сентября в результате попадания снаряда в строительные леса. Обрушившись, леса повредили многие статуи на фасаде собора; средневековые витражи разбились; свинцовая кровля расплавилась в огне, и потоки жидкого свинца залили внутренность собора и статуи. Известняк, из которого они были сделаны, потрескался, почернел или приобрёл под воздействием высоких температур несвойственный ему розовый цвет. В последующие годы собор ещё не раз подвергался бомбардировкам; в общей сложности в него попало около 300 снарядов. Вопреки часто встречающемуся утверждению, собор не был превращён в руины, однако ко времени окончания войны пребывал в плачевном состоянии, в том числе и потому, что долго стоял без кровли, полностью сгоревшей в огне.
Разрушение Реймсского собора вызвало живые отклики мировой общественности. В числе тех, кто с болью и осуждением писал о «соборе-мученике», были Анри Бергсон, Анатоль Франс, Марсель Пруст. В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью Pro aris (с лат. — «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили Эмиль Далькроз и русские художники объединения «Мир искусства». Осип Мандельштам написал стихотворение «Реймс и Кёльн», заканчивающееся риторическим вопросом: «Что сотворили вы над реймским братом?»
Реставрационные работы возглавил архитектор Анри Денё, полностью посвятивший себя делу возрождения реймсских памятников, пострадавших в военные годы. В числе прочего Денё заменил деревянные конструкции собора конструкциями из армированного бетона, более прочными, лёгкими и невозгораемыми.
В 1938 году работы по реставрации собора завершились, и в нём вновь начали проводить богослужения.
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!
Мои книги
Последняя война Российской империи
Другие