Царь терских казаков Лжепетр Муромец: самый экзотический самозванец русской истории
После гибели Лжедмитрия I лагерь противников царя Василия Шуйского стал редеть. Оставшиеся сторонники самозванца Гришки Отрепьева понимали, что нужен новый «царевич Дмитрий». Иван Болотников писал грамоты в центр повстанческого движения — город Путивль и просил местного воеводу Григория Шаховского «прислать нового царя». Бунтари уверяли своих людей, что сын Ивана Грозного спасся и скоро вернется с войском, но время шло, а обещанная помощь не приходила.
Пока в Речи Посполитой для русских готовили нового самозванца, Шаховской решил обратиться к местным «кадрам». Ходили слухи, что среди донских казаков объявился чудом спасшийся сын царя Федора Ивановича, царевич Петр. Воевода послал к самозванцу грамоту с приглашением. В ноябре 1606 года Лжепетр прибыл в Путивль, ставший его резиденцией.
Царский сын и полумедведь
В отличие от Лжедмитриев, при Лжепетре не было русских бояр или иностранных покровителей, которые придумали бы ему складную версию спасения. Поэтому его история имеет отголоски влияния народного фольклора. В декабре 1606 года с лжецаревичем встретился Литовский гетман и активный участник русской Смуты Ян Сапега.
В письме королю Речи Посполитой Сапега писал, что Петру 25 лет и он утверждает, что его родители — сын Ивана Грозного царь Федор и Ирина Годунова. Когда он родился, мать решила спасти сына и сказала брату Борису Годунову, что вместо наследника родила полумедведя-получеловека. Ирина передала младенца одной вдове, которая отнесла ребенка в подмосковное село Братошино и вырастила его.
Борис Годунов отравил царя Федора, а сестру забил посохом и сам стал править Московией. Петр подрос и ушел в Астрахань, где стал помощником стрельца. Сапега спрашивал самозванца, от кого он узнал о своем царском происхождении, но тот ответить не смог. Видимо, к такому вопросу самозванец был не готов.
Казни в Путивле
Приход Лжепетра в Путивль поменял расклад сил в лагере бунтовщиков. Уже к началу 1607 года войско самозванца насчитывало 7 тысяч бойцов. Его костяком стали терские, волжские и донские казаки, ненавидящие бояр и дворян. Если Отрепьев-Лжедмитрий был образован и умел понравиться как народу, так и родовитым боярам, то Лжепетр был простолюдином и оказался менее щепетилен в отношении своих сторонников.
Некоторые дворяне, приехавшие посмотреть на нового царя, узнавали среди его приближенных своих беглых холопов. Оказалось, что сам «царевич» в прошлом был «товарищем» казака Семенова, который служил боярину Черкасскому. Каждый день на центральной площади Путивля происходили массовые казни. Летописцы пишут, что многих дворян сварили в кипятке, их сбрасывали со стен, сажали на кол, рубили топорами.
Причина казней раскрыта в Книге Разрядного приказа: «Побили за то, что вору креста не целовали». Однако не только дворяне и бояре отказывались видеть в мужике «Петрушке» своего царя. Против самозванца выступили монахи Богородицкого Молчинского монастыря Путивля. Настоятель обители Дионисий открыто назвал Петра обманщиком и лжецом. Тогда «царевич» лично сбросил игумена с монастырской колокольни.
Воевода Ивана Болотникова
Зимой 1607 года войска «царя Петра» пошли на соединение с Иваном Болотниковым. После нескольких незначительных успехов в июне 1607 года казаки сразились с ратниками воеводы Ивана Голицина. Лжепетр битву проиграл и потерял «цвет» свой казачьей армии. «Царевич» ушел к Болотникову в Тулу, где он опять устроил террор. Ежедневно по его приказу казнили десятки людей.
Очевидцы писали, что любимой забавой самозванца было травить людей медведями. Урезонить своего воеводу Болотников не решался, ведь реальная власть в городе была у казачьих атаманов. Гарнизон Тулы стойко сопротивлялся войскам воеводы Михаила Скопина-Шуйского, но, когда за крепостными стенами начался голод и мор, бунтари пошли на переговоры. 10 октября 1607 года они сдали Тулу воеводам царя Василия Шуйского. Изменника Болотникова отправили в далекий Каргополь, где ослепили и убили. А по делу самозванца Петра началось следствие.
Сирота из Мурома
Преступника оправили в Москву, где на боярском суде он рассказал правду. На самом деле Лжепетра зовут Илейко Коровин из Мурома. Родителями самозванца была вдова торгового человека Тихона Юрьева Ульяна и посадский человек Иван Коровин. Когда отец умер, мать ушла в монахини, а мальчик оказался при купце Грозильникове. Тот увез сироту в Нижний Новгород и определил его помощником в торговую лавку.
Илейко устал от придирок хозяина и скучной жизни и через три года сбежал к казакам, охранявшим струги купцов, которые плавали по Волге. Коровин побывал в Вятке, Казани и Астрахани, где год жил у некоего стрельца Харитона. Был в Москве, а в 1604 году в составе стрелецкого приказа участвовал в походе на Тарку и пошел в холопы к боярскому сыну Елагину. Позднее сбежал к волжским казакам, которые воевали в составе войска Лжедмитрия I.
Царь терских казаков
В 1605 году Илейко Коровин зимовал на Тереке. Местные атаманы Федор Бодырин и Гавриил Пан собрали три сотни казаков и предложил пограбить торговые суда на Волге. Для успеха разбоя и дальнейших перспектив терцы решили выдвинуть своего казачьего царя. Из всех претендентов только Илейко бывал в Москве и служил при Лжедмитрии, поэтому выбор атаманов пал на него.
К терцам присоединились казаки Астрахани и войско Лжепетра двинулось к Царицыну, грабя торговые караваны и громя отряды Лжедмитрия I. «Погуляв» по Волге, казаки ушли на Дон, куда Шаховской и прислал свою грамоту. Когда истина была установлена, Илейко-Петра вывели за стены Москвы и повесили как преступника и самозванца.