Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Больше крови и эпатажа! «Кармен» из Перми на «Золотой маске»

Опубликован план мира, способный улучшить отношения между Россией, Нато, Украиной

Рецепт: Масленица. Самые тонкие блины без сахара и без соды

ЧИТАЙТЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ПЛАН МИРА МЕЖДУ РОССИЕЙ, НАТО И УКРАИНОЙ.

Депутат Мособлдумы Барсуков посетил музей Чуйкова в округе Серебряные Пруды

Эпатажный спектакль по мотивам «Кармен» Константина Богомолова привезли из Перми в рамках «Золотой маски». Действо больше напомнило капустник «Камеди клуба», чем оперу Бизе.

Главной «бомбой» музыкальной афиши нынешнего фестиваля «Золотая маска» должна была стать «Кармен» Пермского театра оперы и балета — имя режиссера-постановщика Константина Богомолова всегда придает эпатажности. Премьера состоялась в Перми около года назад и оттуда уже долетели крики как возмущения, так и восхищения этой постановкой, в соцсетях появились перепалки сторонников и противников нового акта творчества, а особо любопытные театралы могли найти в сети кусочки пиратского видео. Общий знаменатель не давал усомниться — в Перми поставили что-то совершенно революционное, необычное, не вписывающееся ни в какие рамки и каноны.

И вот спектакль доехал до Москвы. Примечательно, что показ прошел на сцене Музыкального театра — того, где когда-то великий Немирович-Данченко сделал своих «Карменситу и солдата», радикально перелопатив оперу Бизе, и того, где осенью 2018-го Богомолов впервые попробовал себя в оперной режиссуре (постановка генделевского «Триумфа времени и разочарования»). Пермская оператакже не впервые знакомит москвичей с модернизированной «Кармен»: в 2006-м на той же «Золотой маске» ею была показана версия Георгия Исаакяна, в которой одной из примечательных визуальных доминант сценографии были унитазы и писсуары — естественные потребности хор-миманс отправлял прямо на глазах у столичной публики (понятно, что это была имитация, но весьма натуралистичная).

Гигиеническая тема оказалась весьма важной и в богомоловской версии: вместо цветка Хозе получает от Кармен на память окровавленный тамппакс — именно его он «свято сохраняет» в период девятимесячного (по Богомолову) тюремного заключения и предъявляет героине во втором акте как залог любви и верности. Срок неслучайный — Кармен на сносях и разрешается от бремени прямо на свидании с Хозе, акушером при этом выступает Цунига — по изначальной версии либретто непримиримый соперник влюбленного солдата. Но, стоп: пересказывать все новации постановки нет ни смысла, ни возможности: во-первых, поскольку это уже секрет полишинеля, во-вторых, их такое количество, что на описание уйдет весь объем рецензии.

Собственно, весь спектакль — это одна сплошная новация, где от «Кармен» Бизе остались рожки да ножки. Если очень кратко изложить режиссерскую редакцию либретто — хотя это, конечно, никакая не редакция, а абсолютно новая история — то дело обстоит примерно так: в предвоенной (перед Первой мировой) Одессе работница табачной фабрики еврейка Кармен соблазняет русского солдата из архангельской глубинки, венчается с ним по православному обряду, с головой окунается в революцию, партработу и общественную жизнь, в итоге закрутит роман с немецкий киноактером Эскамильо Херцогом, снимающемся во вновь предвоенном (на этот раз перед Великой Отечественной — трагедия растянута на четверть века) приморском мегаполисе в киносериале про корриду (видимо, на киностудии имени Довженко), и закончит жизнь под звуки бензопилы — ведь расчлененка и маньяки это фирменный стиль режиссера Богомолова.

Но главная беда этого спектакля — не в режиссерском радикализме: в конце концов самую популярную в мире оперу в век режиссерского доминирования куда уже только не отправляли и как уже только не переиначивали, этим никого не удивишь. «Бед» у пермской продукции несколько — какая из них плачевнее, сказать трудно.

Во-первых, стремление сказать сразу обо всем, насытить действо сотней тем и лейтмотивов, простебать всех и вся — и либералов, и консерваторов, и коммунистов, и националистов всех мастей, и феминисток с ЛГБТ, и еще кучу слоев и группировок, сорвать все мыслимые табу (тампакс тут и вправду оказывается — только цветочком). Это оказывается для действа поистине роковым. Оно настолько перегружено, что в итоге получается уже даже не постмодернистская эклектика, а сущий хаос, в котором царит эстетика бездраматургийного, а то и вовсе бессмысленного капустника. Кажется, идеи нет никакой — кроме как зло посмеяться надо всеми. Если Богомолов тут воображает себя не ведающей страха Кармен, в своей смелости и свободолюбии идущей до конца, вплоть до саморазрушительного безрассудства, то у него это вполне получилось и финал так же трагичен: вместо спектакля — хаотичная мозаика, пазл не сложился.

Впрочем, перед спектаклем, обращаясь к зрителям он заявляет: «Это творчество. Не знаю, можно ли это назвать искусством...». Похвальная в своей трезвости самооценка, жаль, что поздновато пришедшая на ум: искусством это и впрямь назвать очень затруднительно. А если еще узнать, что перед московским показом из титров (французское пение сопровождается русским текстом, не имеющим ничего общего с исходником) спешно вымарывали наиболее одиозные фразы и слова, совсем уж неуместные в марте 2022-го, то становится абсолютно понятна суть этого «творчества» — хайп и конъюнктура.

Вторая беда спектакля в его музыкальной беспомощности. Партитура Бизе изуродована, ее ополовинили, «обогатили» чужеродными вставками (этнографическими плачами и кабацкими куплетами, переливами гитары в оркестре, посторонними акустическими эффектами типа звука бензопилы и прочее), поверх музыки в микрофоны постоянно что-то вещают, как бы стараясь изо всех сил заглушить музыку. Модный дирижер Филипп Чижевский старается удивить мастерством в нюансировке и темпах, но это сизифов труд в условиях столь разрушительной для партитуры режиссерской редакции. Есть у исполнения и просто провальные места — плохие духовики, интонационнная приблизительность у некоторых солистов (включая номинантку Наталью Ляскову — Кармен, чей тембр и чья харизма не могут не нравиться, но этого недостаточно), неважное владение верхним регистром (Борис Рудак — Хозе), смутное понимание французского стиля у Анжелики Минасовой — Микаэлы. Даже те вокальные номера, что были исполнены пристойно или даже хорошо, оказывались по своему эмоциональному наполнению формальными, не более, чем эффектный номер на концерте. Ну и говоря об опере, жанре синтетическом, где все взаимосвязано, невозможно искренне, правдиво и проникновенно петь про муки любви и страдания в тюрьме, держа в руках тампакс.

И третье, возможно, это самое главное: привезенный спектакль-номинант и вовсе вряд ли можно назвать оперой. Было бы, наверное, логичнее представить на фестивале этот театральный продукт в номинации «эксперимент», «новация», быть может, «работа режиссера (дирижера, художника) в музыкальном театре», но никак не под видом оперы.

Фотографии: Никита и Андрей Чунтомов/ "Золотая маска".

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я