Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Кружевная сказка. Елецкие истории

Памятное шествие прошло в Арктике в День Победы

В Росгвардии прошли торжественные мероприятия, посвященные 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Опубликован план мира, способный улучшить отношения между Россией, Нато, Украиной

В Росгвардии прошли посвященные 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне торжественные мероприятия

Петр Первый не только прорубил окно в Европу, но и стал настоящим «крестным отцом» кружевного дела на Руси.

Резкая смена моды в России в XVIII в. привела к увеличению спроса на шелковое и льняное кружево и практически завершила эпоху русского «металлического» кружева – из золотых и серебряных нитей.Петр I в различных документах, начиная с конца 1699 года и вплоть до указа об Ассамблеях 1718 года, установил новые формы ношения одежды как повседневной, так и праздничной, которую следовало украшать кружевом. На Руси хлопчатобумажные кружева в то время не плели, привозить их из Европы за счет царской казны, было очень дорого, и в 1725 году в московском Новодевичьем монастыре организуется мастерская для обучения 250 девочек-сирот под руководством 30 опытных кружевниц из бельгийского Брабанта.И вскоре мода на кружевоплетение дошла до помещичьих усадеб. Нитяное кружево плели крепостные девушки.

В середине XVIII – начале XIX веков в  Тульской, Симбирской, Рязанской, Орловской, Новгородской, Саратовской губерниях появляются крепостные мануфакатуры – так называемые «девичьи по производству кружев».Исследователи отмечают, что самыми известными в то время были «кружевные девичьи» мануфактуры князей Куракиных и помещицы Н.И. Протасовой Мценского уезда Орловской губернии. Все в них работали 2000 кружевниц, которые создавали невероятной красоты платья, накидки, зонтики от солнца, скатерти, салфетки, перчатки по образцы западноевропейских кружев «шантильи», «валансьен», блонды, «малин». В прейскурантах мануфактур они именовались «французскими».Елецкие кружева родились в городе, а уже оттуда пришли в усадьбы в округе. Произошло это в конце ХIХ века, когда в Ельце и его пригородах насчитывалось 4679 кружевниц, из которых только 500 было городских, остальные являлись жительницами пригорода, сел и деревень. Один из первых исследователей развития русского кружева С.А. Давыдова в 1880 году писала: «Елецкий кружевной промысел - городского происхождения. Сначала он появился в Ельце, а оттуда уже перешел в уезд. Когда и откуда он попал в Елец, сказать трудно. Со слов местных жителей известно, что промысел здесь существует издавна, и старики не помнят время, когда в Ельце не плели кружева».

Однако официальным годом рождения елецкого кружева считается 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». Кружевной конец полотенца выплетен из тонких льняных белых и цветных нитей с шелком. Узор кружева включает три фигуры: раскидистый цветущий куст, олень (символ Ельца) и птицы, похожие на лебедей.Полотенце с кружевами было «изюминкой» Елецкого края. Ими в Ельце убирали зеркала, и вешали их на крючки по стенам (так называемые накрючники), они входили в приданое и их же дарили всем присутствующим во время венчания от лица молодых. В старину говорили: «Много накрючников - много и добра». Заметим, что часто фату и венчальное платье елецкая невеста шила из кружев, сплетенных своими руками.

Одной из главных особенностей русского елецкого кружева первой половины XIX века является его многоцветность, которая достигалась соединением в одном изделии различных материалов: льна, шелка, хлопчатобумажных тонких нитей, шерсти и металлической канители, где искусно сочетались различные цвета и оттенки.До 1850-х годов плетением кружева занимались только в монастырях, купеческих семьях и в помещичьих усадьбах, но постепенно кружевоплетение начинает проникать вглубь уезда, распространяясь в радиусе 30 километров вокруг Ельца.Искусными кружевницами были монахини женского Знаменского монастыря в Ельце, где более 200 мастериц выполняли как штучные заказы для частных лиц, так и украшения для храмов и одежду для священнослужителей. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.

В «Очерках кустарных промыслов Елецкого уезда» за 1913 год З. М. Твердова-Свавицкая пишет: «В то время здесь вырабатывалось большею частью тонкое белое бумажное и нитяное кружево, в небольшом количестве дорогое шелковое и кружевные вещи. Старое елецкое кружево отличалось не только необычайной тонкостью и тщательностью отделки, но и высокой художественностью. Местные кружевницы выработали особый тип Елецкого кружева, отличительной особенностью которого является легкий стиль и тонкие изящные мотивы».Однако славился поначалу Елец не столько кружевами, сколько гарусом – плетеным шнуром из ворсистой шерсти особого шнура гаруса, который шел на отделку военных мундиров. Из него делали темляки, аксельбанты, обшивку на погоны. Плели гарус, так же, как и кружево, при помощи плоской подушки и 8 деревянных толстых коклюшек.В 1850-1860-е годы меняется военная мода, и гарус оказывается невостребованным. А значит, мастерицы, его производившие, лишились источника доходов. Но на смену гарусу пришли кружева – и елецкие кружевницы стали известны не только во всей Росийской империи, но и далеко за ее пределами.

Кружево на первых порах делалось из светлых льняных нитей, а затем и из тонких хлопчатобумажных. В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах кружево плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для «богатых заказов» использовали золото и серебро. В 1885 году, когда известный русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко (старший брат Владимира Ивановича Немировича-Данченко) направлялся через Елец в Пальну, родовое имение Стаховичей, он записал в своем дневнике: «Плетение кружев – один из самых старинных и распространенных промыслов в Елецком уезде и самом Ельце. Особенно хороши шелковые кружева. Они выше всяких сравнений». Скорее всего, Василий иванович имеет в виду «блонды» — тонкое кружево из шелковых черных и белых нитей, где на фоновой решетке, позади сетки, чередуются плотные и прозрачные мотивы. Белые нити на черном шелковом фоне создают блеск серебра. Блонды плели из персидского шелка-сырца. Кружево было очень дорогим.

Тут сделаем короткое отступление и скажем, что «в России были известны не только елецкие кружева, но и Елецкий драматический театр, основанный в 1848 году. Его посещали и выступали на его сцене знаменитые артисты 2-ой половины XIX века: Ермолова, Комиссаржевская, Качалов, Станиславский и другие. В 1894 году. приезжала Мария Ермолова. Она заказала модное кружевное манто. Его должны были изготовить мастера Паленской школы кружевниц Н.А. Огаревой-Стахович.Две мастерицы — художницы по сложным узорам работали более месяца по 12-14 часов в день, изготовляя модное, красивое шелковое манто Ермоловой. Знаменитая артистка была в восторге от этой неповторимой красоты и решила заплатить за изделие золотой монетой. Из любопытства положила на весы платье и полученные золотые монеты, которые по весу оказались больше, чем вес платья из елецких чудесных золотых кружев» (цитата из книги С.П. Ершова  «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».)

В Ельце любили цветочные, растительные узоры. Своеобразие елецких кружев – в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление объемности узора. Так называемые «штучные изделия» елецких мастериц строились из отдельных элементов: в центре был «хоровод» из розеток или квадратов, которые, ритмично повторяясь, отвечали орнаменту края.«Плетут кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит следующим образом: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка». Кружево пользовалось большим спросом, и многие женщины работали по заказам, продавали готовые вещи скупщицам, часто привозившим и нитки, и новые Сколки.

Однако действовали они не из благих побуждений, а в целях своего рода «порабощения» мастериц, которые зависели от них материально «К 1890 году елецкий кружевной промысел прочно завоевал международный рынок, - пишет в своей книге о елецких кружевах С.П. Ершов. -. Его изделия, тонкие, ажурные, продавались и имели спрос не только в странах Европы, но и Индии, Китае, Турции и Америке. Производителям елецких кружев теперь сбывать свои замечательные изделия было гораздо легче на внутреннем российском рынке. Елец стал крупным центром кружевной торговли.На внутреннем рынке в России елецкое и вологодское кружево имело огромный спрос.

Обратите внимание: Как сказка превратилась в ад..

Кружевные изделия были ходовым товаром, поэтому сбыт и торговля кружевным товаром стали монополией скупщиков и различных перекупщиков, которые господствовали на рынке, диктовали цены. Все доходы шли в карманы елецких и приезжих купцов. В Елец приезжали за «русским» кружевом купцы из Варшавы, Одессы, Хельсинки, Украины, Сибири и Крыма.

Наиболее крупными скупщиками кружев в Ельце были Орловы, Левыкины, Мямлины, Малохановы. В городе в конце XIX — начале XX века самой крупной скупщицей была госпожа Икрянникова, она много лет поставляла елецкое кружево Московскому губернскому кустарному складу, который сбывал изделия в страны Европы. Крупные купцы покупали кружевной товар оптом, чаще всего их поставщиками были средние и мелкие скупщики, которым крупные купцы «давали возможность как-то жить».Крупные скупщики, кроме оптовой скупки, покупали кружева на базаре, на дому у кружевниц по заказам, через своих агентов, скупали в деревнях у сельских торговцев…С.А. Давыдова сообщает: «В связи с тем, что скупщики снижали цены на кружева, покупали у кружевниц весь товар без браковки, хорошие и плохие изделия по одной цене, тонкое и изящное плетение должно было уступить место более грубому и жидкому кружеву».Почему так произошло? Ответ на этот вопрос дали материалы Российской комиссии по кустарным промыслам 1886 года: «Дешевые цены, предлагаемые скупщиками кружевницам за их изделия, дают им повод небрежно относиться к своему рукоделию».

Мастера используют худшие материалы, сокращают сложность узора, потерю в цене они пытаются наверстать скоростью в работе. Так на рынке появляется низкосортное, жидкое «мыльное» кружево»,Чтобы спасти народный промысел, активизировалось Елецкое Земство, которое помогло открыть 4 кружевных школы: в селах Большие Извалы (1908), Паниковце Воронецкой волости (1909), Грунином Воргле Ястребинской волости (1910) и Рябинках Казацкой волости (1912), в которых не только учили кружевоплетению, но и помогали мастерицам приобретать нитки и сколки и получать и отправлять заказы. Такую же задачу выполнял Кустарный частный склад А.А. Стаховича, открытый в Пальне-Михайловке в 1891 году. А в 1892 году в этом же имении была  создана частная школа – Паленское кружевное училище. Ее учредителем и попечителем стала Надежда Александровна Стахович (по мужу Огарева, 1854-1919). Заведовала училищем Александра Богдановна Панги, «опытная и интеллигентная кружевница, окончившая курс в образцовом училище Новосильцевой».«Одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Семья елецких дворян Стаховичей широко известна своей ролью в культурной жизни России. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. «К семье Стаховичей я всегда относился с особым уважением, Александр Александрович, Софья Александровна и Михаил Александрович тогда навещали меня. Они были приверженные пушкинианцы, за что я посвятил им свою картину «Пушкин на набережной», — так писал И.Е. Репин в своих воспоминаниях 7 сентября 1913 года. Великий русский художник И.Е. Репин неоднократно посещал в Пальне Стаховичей, написал там несколько своих лучших картин». (С.П. Ершов).

В школу принимались девушки-подростки из бедных крестьянских семей. Они жили на полном пансионе и обучались в течение четырех лет грамоте и искусству кружевоплетения. Самых талантливых учениц направляли учиться в Петербург, в Мариинскую практическую школу кружевниц и коврового ткачества. Паленская школа в Петербурге имела свой кустарный склад, который отправлял в Париж и в другие города Европы изделия елецких кружевниц.В 1893 году в селе Свишни Долгоруковского района в своем имении открывает «Школу сельского хозяйства и домоводства с ремесленными отделениями...» помещица Мария Ивановна Колпенкая (1847-1915 гг.). «Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения.

Французские модные кружева 1890-х годов плелись одинаково тонкими нитками, поэтому узоры, кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли чёткость и художественную выразительность; елецкие кружевницы для большей выразительности рисунка изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой, или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне.В отличие от французских кружевниц, елецкие мастерицы для большей чёткости, выразительности узоров и композиций фон изделия, прозрачную сетку и узоры плели нитками из шелка и бумаги различной тонкости, причем елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерам; французские, да и в некоторых регионах русские кружевницы, при парной технике плетения начинают и заканчивают работу над кружевом с одним и тем же количеством коклюшек.Елецкие кружевницы в зависимости от сложности рисунка для большей рельефности и чёткости рисунка добавляют или снимают некоторое количество пар коклюшек.Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 году был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона рублей» (С.П. Ершов).

Однако елецкий кружевной промысел не был чисто женским. Этой работой занимались не только женщины и девочки, но и мальчики, иногда даже мужчины. В исследовании кружевного промысла Ельца за 1886 год Софья Александровна Давыдова пишет: «Однажды пришлось видеть одного восьмилетнего мальчугана за кружевной подушкой в  селении Грамачихи… Мальчуган спешил изо всех сил, не отрывал глаз от подушки и упорно молчал. Под конец, однако, он не выдержал и отвечал: «вестимо, не весело плесть, да мать сказала, не пустит на улицу, коли урок не доплету». А уж как ему хотелось поскорее уйти! Целая кучка его товарищей в это время змея пускали, а он, бедняга, должен был сидеть за кружевной подушкой, да к тому же и прятаться, чтобы сверстники не видали, а то «совсем засмеют».»Впервые Европа познакомилась с елецкими кружевами елецких мастеров на Всемирной выставке в Вене 1873 году, где они вызвали восхищение. В 1882 году произведения елецких мастеров участвовали в Московской художественной промышленной выставке и были отмечены дипломом за разнообразие и качество кружевных изделий.В годы первой мировой войны кружевной промысел в Ельце пришел почти в полный упадок. Не было сырья, уменьшился спрос на изделия. Многие кружевницы вынуждены были оставить любимое дело.Однако в 1924 году кооперативные артели кружевниц объединились в Елецкое товарищество, в 1924 году оно преобразовывается в «Елецкий союз кружевниц», а в 1936 году елецкие кружева получают на Международной выставке в Нью-Йорке «Большой золотой медали». В 1937 художественные изделия елейкиъх мастериц вновь завоевывают «Золотую медаль» на Международной выставке в Париже.

Интересно, что в 1920-е годы елецкие мастерицы стали вводить в кружева элементы советской эмблематики, потреты вождей, изображения тракторов, самолетов, парашютов, то есть появился не только так называемый агитационный фарфор, но и агитационный текстиль.Во время Великой Отечественной войны кружевные артели были на два года переведены на изготовление теплых вещей для бойцов: шили рукавицы, белье, носки. В результате многие образцы кружев были утеряны, большинство сколков, хранивших интереснейшие старинные узоры, сгорели.В 1943 году в Указе Правительства СССР объявляется о решении восстановить елецкий кружевной промысел и открыть школу по подготовке мастеров кружевоплетения.С тех пор кружевное производство в Ельце не прекращается. Однако в 1990-е годы производство хлопчатобумажных кружев по всей России настолько возросло, что продукция ельчан стала терять рынок сбыта. В 1996 году «Елецкие кружева» были на грани банкротства.  Однако все трудности удалось преодолеть, сейчас «Елецкие кружева» сотрудничает с 60 регионами России и ближним зарубежьем.

Коллекции елецких кружев хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии, Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Липецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях.

В 2000 году в Ельце был открыт частный Дом-музей елецкого кружева усилиями коллекционера и мецената Евгения Павловича Крикунова. К слову он открыл в городе не только пять частных музеев, но еще и 4 памятника.На месте 2-этажного особняка когда-то был заброшенный дом, который Крикунов купил, достроил и открыл в нем для бесплатного посещения Музей елецкого кружева. Посетители же просто могут оставить небольшой взнос по желанию на оплату коммунальных расходов. В интервью коллекционер вспоминал, как собирал коллекцию кружевных изделий по деревням, заказывал кружевницам определённые орнаменты и рисунки, как отбирал современные изделия. Сейчас в экспозиции есть экземпляры с более чем вековой историей.

Музей расположен по адресу: Елец, ул. Октябрьская, 108. (с) Наталия Будур, Зелимхан Евлоев, фотографии и текст.

Фотографии сделаны в Краеведческом музее Ельца и Доме елецкого кружева.

#елец #елецкие истории #елецкие кружева #история россии #кружевоплетение #кружево #внутренний туризм #малые города россии #мария еромолова #куда поехать в россии

Еще по теме здесь: История.

Источник: Кружевная сказка. Елецкие истории.

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я