Витте о социализме
Васильев Н.И. Витте. (К первой годовщине смерти гр. С.Ю. Витте — 28 февраля). // Биржа За Неделю. Пг., 1916. №8—9, 28.02 (12.03), с. 4—6.
{с. 5} (...)
Года три тому назад гр. С.Ю. Витте, на мою просьбу высказать свой взгляд на роль социализма в будущих судьбах России, сказал:
— Только не для газет!.. Не для печати текущего дня!.. Пусть мой искренний взгляд на этот вопрос, да и многие другие — узнают тогда, когда меня уже не будет... Сообшаю его вам, зная, что вы аккуратно ведете свои мемуары о современных событиях и людях...
— Социалистических учений,— продолжал Витте,— я по существу не могу переварить... Эта пища не для моего желудка!.. Но я в глубине души не могу не уважать некоторых из наших и заграничных социалистов за их талант, твердость и самоотверженность. Я не сомневаюсь, что социализм имеет свою большую будущность, хотя вполне уверен, что он никогда не получит доминирующей роли, по крайней мере, в тех догмах, в какие он выливается в наше время. Как и во всем мире, жизнь внесет в него свои поправки,— и весьма существенные, которые окончательно парализуют его разрушительные элементы и сделают его, может быть, допустимым даже для таких буржуа, как ваш покорнейший слуга...
С.Ю. Витте тонко усмехнулся.
— По своей долгой государственной службе, по заимствованным из нея навыкам я, конечно, бюрократ...— сказал он после некоторого раздумья.— Но чем дальше будет продолжаться мое пребывание не у дел, чем дольше я буду в вынужденной оппозиции с этим властвующим еще доныне человеческим хламом из дряхлеющих старичков и авантюристов из молодых, да ранних, тем скорее сойдет с меня бюрократический налет, и я, как самостоятельный и богатый человек, обращусь в самого заправского буржуа, правда, западно-европейского или американского типа. А, по примеру Франции, для таких буржуев социализм может быть... ну не приемлемым, конечно, а, как бы сказать, ну терпимым что-ли... впрочем, с большими, очень большими оговорками...
— Но я,— продолжал С.Ю., при чем лицо его приняло серьезное и даже суровое выражение,— не из типа тех французских буржуа, которые влезли в государственное управление своим отечеством вместе с Наполеоном III и грязными сапогами, которых так достойно и праведно клеймит Эмиль Золя. Поэтому мне противен грязный и подлый разврат крупной буржуазии, разврат духовный и физический... Поэтому я, принципиальный враг левых, преклоняюсь, например, перед кристальной духовной красотой Короленки или Анненского. Я считаю дружную благородную чету Анненских лучшею из семей в мире!.. И если наши левые, хотя и в незначительном меньшинстве, сохранят в себе это святое святых, они сыграют благотворнейшую роль в нашем отечестве. Они явятся энергичнейшими и самоотверженнейшими борцами против всего того, что вносят в нашу, и общественную, и частную, жизнь наши современные буржуазные круги. Все эти темными делами разбогатевшие ярославские и тверские мужики, все эти бывшие факторы или недоучившиеся дети факторов из Одессы и нашего Западного края, спекулянты, аферисты, игроки деньгами и всевозможными фокусническими манипуляциями, захватившие в свои руки банки, торгово-промышленные предприятия и пр. и пр., все эти люди, из грязи вышедшие в князи,— уже сами по себе сплошная грязь!..
— Вы, вероятно, и представить себе не можете,— воодушевляясь, с резкими движениями произнес С.Ю.,— до какой виртуозности доходят эти выходцы из общественной помойной ямы в удовлетворении своих низменных инстинктов! Да, разве они не развращают всю нашу жизнь, нашу молодежь, всех своих многочисленных служащих от самого низа до самого верха?.. Разве не они своими требованиями вносят растлевающее влияние и в искусство, и в литературу, и в печать, и на сцену, и в общественные учреждения, и повсюду, куда только могут протянуться их цепкие руки?.. Стыдно за современное искусство!.. Прекраснейшее творение человеческого духа, оно под подлым дыханием людей случая и грязи, само претворяется в какую-то зловонную клоаку! И левые идеалисты, гонясь за своими несбыточными иллюзиями, сами того не замечая, дадут сильнейший отпор этому тлетворному влиянию и, я в этом глубоко убежден, что {с. 6} победят, но не во имя своих утопий, а просто во имя торжества человеческого духа, ищущего красоты и разума. Но победят они только грязную сторону буржуазии, а не самую буржуазию... Трудно победить ту буржуазию, которая, стремясь к красивой жизни, уделит долю этой красоты и народным массам, удовлетворит их умственные и материальные запросы, даст им просвещение, благоустройство и благоденствие!.. (...)
{с. 5} (...)
Года три тому назад гр. С.Ю. Витте, на мою просьбу высказать свой взгляд на роль социализма в будущих судьбах России, сказал:
— Только не для газет!.. Не для печати текущего дня!.. Пусть мой искренний взгляд на этот вопрос, да и многие другие — узнают тогда, когда меня уже не будет... Сообшаю его вам, зная, что вы аккуратно ведете свои мемуары о современных событиях и людях...
— Социалистических учений,— продолжал Витте,— я по существу не могу переварить... Эта пища не для моего желудка!.. Но я в глубине души не могу не уважать некоторых из наших и заграничных социалистов за их талант, твердость и самоотверженность. Я не сомневаюсь, что социализм имеет свою большую будущность, хотя вполне уверен, что он никогда не получит доминирующей роли, по крайней мере, в тех догмах, в какие он выливается в наше время. Как и во всем мире, жизнь внесет в него свои поправки,— и весьма существенные, которые окончательно парализуют его разрушительные элементы и сделают его, может быть, допустимым даже для таких буржуа, как ваш покорнейший слуга...
С.Ю. Витте тонко усмехнулся.
— По своей долгой государственной службе, по заимствованным из нея навыкам я, конечно, бюрократ...— сказал он после некоторого раздумья.— Но чем дальше будет продолжаться мое пребывание не у дел, чем дольше я буду в вынужденной оппозиции с этим властвующим еще доныне человеческим хламом из дряхлеющих старичков и авантюристов из молодых, да ранних, тем скорее сойдет с меня бюрократический налет, и я, как самостоятельный и богатый человек, обращусь в самого заправского буржуа, правда, западно-европейского или американского типа. А, по примеру Франции, для таких буржуев социализм может быть... ну не приемлемым, конечно, а, как бы сказать, ну терпимым что-ли... впрочем, с большими, очень большими оговорками...
— Но я,— продолжал С.Ю., при чем лицо его приняло серьезное и даже суровое выражение,— не из типа тех французских буржуа, которые влезли в государственное управление своим отечеством вместе с Наполеоном III и грязными сапогами, которых так достойно и праведно клеймит Эмиль Золя. Поэтому мне противен грязный и подлый разврат крупной буржуазии, разврат духовный и физический... Поэтому я, принципиальный враг левых, преклоняюсь, например, перед кристальной духовной красотой Короленки или Анненского. Я считаю дружную благородную чету Анненских лучшею из семей в мире!.. И если наши левые, хотя и в незначительном меньшинстве, сохранят в себе это святое святых, они сыграют благотворнейшую роль в нашем отечестве. Они явятся энергичнейшими и самоотверженнейшими борцами против всего того, что вносят в нашу, и общественную, и частную, жизнь наши современные буржуазные круги. Все эти темными делами разбогатевшие ярославские и тверские мужики, все эти бывшие факторы или недоучившиеся дети факторов из Одессы и нашего Западного края, спекулянты, аферисты, игроки деньгами и всевозможными фокусническими манипуляциями, захватившие в свои руки банки, торгово-промышленные предприятия и пр. и пр., все эти люди, из грязи вышедшие в князи,— уже сами по себе сплошная грязь!..
— Вы, вероятно, и представить себе не можете,— воодушевляясь, с резкими движениями произнес С.Ю.,— до какой виртуозности доходят эти выходцы из общественной помойной ямы в удовлетворении своих низменных инстинктов! Да, разве они не развращают всю нашу жизнь, нашу молодежь, всех своих многочисленных служащих от самого низа до самого верха?.. Разве не они своими требованиями вносят растлевающее влияние и в искусство, и в литературу, и в печать, и на сцену, и в общественные учреждения, и повсюду, куда только могут протянуться их цепкие руки?.. Стыдно за современное искусство!.. Прекраснейшее творение человеческого духа, оно под подлым дыханием людей случая и грязи, само претворяется в какую-то зловонную клоаку! И левые идеалисты, гонясь за своими несбыточными иллюзиями, сами того не замечая, дадут сильнейший отпор этому тлетворному влиянию и, я в этом глубоко убежден, что {с. 6} победят, но не во имя своих утопий, а просто во имя торжества человеческого духа, ищущего красоты и разума. Но победят они только грязную сторону буржуазии, а не самую буржуазию... Трудно победить ту буржуазию, которая, стремясь к красивой жизни, уделит долю этой красоты и народным массам, удовлетворит их умственные и материальные запросы, даст им просвещение, благоустройство и благоденствие!.. (...)