МУКИ ТВОРЧЕСТВА. или ЦЕНА ДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ
К 225-й годовщине Одессы, что состоится через пару дней, выпущена памятная медаль. Одна-единственная, но какая, куда до нее отменно выполненному набору из пяти памятных медалей, появившихся на свет в приснопамятном 2014 году, когда Одессе исполнилось 220 лет. Это же надо было такому случиться, ведь до того юбилея было, как до Юморины, ибо все помыслы восставшего против тирании Януковича народа, предвкушавшего сладкую жизнь в Евросоюзе на днях или раньше, были посвящены исключительно воплощению в жизнь предначертаний Революции Достоинства. А через год, когда Одессе исполнился 221 год, свет увидело замечательное произведение медальерного искусства работы Александра Коваля – памятная медаль «Одессе 600», выпущенная тиражом 2 (два) экземпляра.
О предыстории создания медали ее творец поведал специализированному изданию «Худкомбинат»: «Меня пригласили в комитет «Одессе – 600» и предложили поработать над памятным знаком. На одной стороне медали изображен польский король Владислав Ягайло, при правлении которого был впервые упомянут Хаджибей в 1415 году. С другой стороны – изображение старой крепости, которая существовала здесь много веков назад. Из-за корабля я несколько раз переделывал эту композицию. Не могли найти достоверные сведения о том, как выглядели корабли, приходившие к берегам Одессы. С трудом вышли на человека, у которого нашлось изображение такого судна». Удивительно, но факт: в «Одессе – 600» столько знатоков истории, не говоря уже о докторах именно этой науки, неужто не могли подсказать за тот самый корабль, из-за которого Александр Коваль столько намучился, слава Богу, что хоть с трудом, но все-таки вышли на доброго человека, у которого нашлось изображение…
Я неоднократно демонстрировал подлинники уникальных экспонатов, связанных с историей Одессы, и никогда никому не отказывал в помощи. А изображение того самого корабля запросто мог бы даже подарить Александру Ковалю. Эта самая тайна за семью печатями для «Одессы-600», диво-дивное – каботажное судно генуэзцев 12 века, запечатлено на одном из фрагментов книжной иллюстрации. Давно уже рассказал обо всем, что можно и даже нельзя за штампы и клейма, что до медали работы Александра Коваля, выпущенной всего в двух экземплярах, то еще один фрагмент иллюстративной мозаики наглядно доказывает: при желании ее можно было бы наполировать даже на дому, с минимальными затратами, в том числе – хоть в экспортном варианте, с гарантией дальнейшей реализации в Европе в весьма немалом количестве.
Как мы между прочим совсем не случайно Юлик Мазур отчего-то советовался по поводу выпуска книжки А. Болдырева «Одесі-600» со мной, а не обвешанными званиями знатоками истории, и этот самопал несуществующего издательства «Юг» увидел свет четверть века назад. Ныне он является прямо-таки Библией для общественной организации «Одесса 600». Той самой, что со смаком проглотила очередную залипуху, состряпанную за меня посланной в строго определенное самой природой место главной достопримечательностью Одесской киностудии, умудрившейся не снять ни единого фильма, но поднаторевшей в созидании легко разоблачаемых фейков. После чего эта компания допустила самую большую ошибку в своей гопщественной жизни, за последствия которой осведомлены многие.
А ведь все могло бы сложиться для них куда удачнее и успешнее, однако зачем сейчас нужны за рибу гроши? Лучше поведаю откуда узнал за страшную для них по сей день историческую тайну за семью печатями, что для меня, мягко говоря, семечки. Тот самый корабль, который не давал покоя воображению художника Александра Коваля, вместе с пресловутыми достоверными сведениями стоил пресловутые три копейки, как по номиналу, так и в базарный день, ибо был выпущен в виде открытки в 1986 году издательством «Изобразительное искусство» тиражом 150 тысяч экземпляров.
В искусстве есть сравнительные величины, и, как часто говаривал один напрасно посчитавший крышу Карабаса своим спасительным кругом покойник «У каждого вопроса есть своя цена». Памятуя за истрепанную фразу «Обидеть художника может каждый» могу лишь напоследок заметить, что даже по цене сырья, из которого изготовлены медали в честь 600-летия Коцюбиева и 225-летия Одессы, они элементарно несоизмеримы.
Почтение, мистер Келли...