Чтобы помнили. Леонид Быков
Такой любимый зрителями, так рано ушедший и такой недооценённый при жизни...
Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское Славянского района Донецкой области. Всю жизнь он с гордостью называл себя "донецким". Его отец, Фёдор Иванович, был участником двух войн - Первой Мировой и Гражданской. Впрочем, по тем временам это была не редкость.
Леонид Быков в детстве.
В 1930 году старшего Быкова пригласили на работу на Краматорский металлургический завод и вся семья перебралась в Краматорск. Здесь и состоялся актёрский дебют маленького Леонида - он играл в театральном кружке при местном ДК.
В 1941 году, с началом войны, семья была эвакуирована в Барнаул. Там в 1943 году он, прибавив себе несколько лет, попытался поступить в лётное училище, но обман был раскрыт. Второй раз он поступал в лётное в 1945 году, в Ленинграде - на этот раз успешно. Но вскоре училище было расформировано, война закончилась и страна больше не нуждалась в таком количестве военных лётчиков.
Расставшись с мечтой о небе, Быков решил стать артистом. В Киевский театральный институт его, правда, не приняли, сочтя неперспективным (в основном - из-за небольшого роста), зато в Харьковский он поступил без труда и в 1951 году с успехом его закончил.
Его кинодебют состоялся в 1952 году и был неудачным. Картина "Победители", в которой он снялся, на экраны так и не вышла. Второй фильм, "Судьба Марины", 1953 года, вышел, но большого успеха у зрителей не имел. А вот снятая в 1953 году "Укротительница тигров" имела фантастический успех.
И быковский Петя Мокин, изначально призванный всего лишь оттенять главного героя, внезапно полюбился зрителям - он был искренним, открытым, близким и понятным каждому.
Кадр из фильма "Укротительница тигров". Мокин - Леонид Быков, Леночка - Людмила Касаткина
Но настоящая слава пришла к Леониду Быкову в 1955 году, после выхода на экраны фильма "Максим Перепелица", в котором актёр сыграл главную роль. Ловкий, искренний, добродушный, весёлый и сметливый паренёк невероятно полюбился зрителям, почувствовавшим в нём "своего". Но нужно сказать, что эта слава имела и обратную сторону - в дальнейшем Быкову было очень сложно доказать и режиссёрам и зрителям, что он не только Максим, что он способен сыграть и другие роли.
В последующие годы он много и успешно снимается: "Добровольцы", "Ссора в Лукашах" и "Дорогой мой человек" (1958 год), "Майские звёзды" (1959), "Алёшкина любовь" (1960)...
Кадр из фильма "Алёшкина любовь".
В начале 60-х годов Леонид Быков переезжает в Ленинград. Здесь осуществилась его давнишняя мечта - на киностудии "Ленфильм" он попробовал себя в роли режиссёра, сняв в 1964 году комедию "Зайчик". Оглушительного успеха фильм не имел, но, всё же, по итогам 1965 года занял 16-е место среди отечественных фильмов. На съёмках Быков подружился с Алексеем Смирновым, которого снял позднее в роли Макарыча в своём лучшем фильме "В бой идут одни "старики".
Кадр из фильма "Зайчик".
Сценарий фильма о лётчиках Леонид Быков написал еще в 60-е и не один год пытался добиться разрешения на постановку. Ради этого он даже переехал в Киев, где ему обещали содействие. Но - не получилось. Сценарий был признан "негероическим". Тогда актёр стал зачитывать куски из своего сценария на концертных выступлениях, с неизменным успехом у зрителей. В конце концов, за будущий фильм вступились ветераны Великой Отечественной и киностудия им. Довженко дала разрешение на съёмки.
Так родился один из лучших отечественных фильмов о войне. Наверно, даже если бы больше ничего Леонид Быков не снял и не сыграл, этого фильма было бы достаточно, чтобы войти в историю отечественного кинематографа - да и отечественной культуры.
Почему героями мы выбрали именно лётчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полётах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».
Из интервью Л. Быкова.
Кадр из фильма "В бой идут одни "старики".
В 1977 году Леонид Быков снял еще один военный фильм - "Аты-баты, шли солдаты...". Такого фантастического успеха, как предыдущий, он не имел, но и зрителями и критиками был принят тепло и даже в 1977 году завоевал главный приз на Международном кинофестивале в Быстрице (ЧССР).
У него было множество планов, но сбыться им было не суждено. 11 апреля 1979 года 50-летний Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе, возвращаясь на своей машине с дачи под Киевом. Его друг, Алексей Смирнов, пережил его всего на две недели. Похоронен актёр в Киеве, на Байковом кладбище.
Источник
*********************************************************