Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022
Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Правда ласкать не умеет

0 16415
Правда ласкать не умеет

Бег на Киевском вокзале

График поездов, эвакуация и отсутствие рейсов. Что происходит с транспортом в Украине: главное

Незнакомец напал с топором на брата с сестрой в Томске, он задержан

Украина, трагедия, война… Только не сегодняшняя, а та, которая при оккупантах-немцах смертным боем с «иудобольшевизмом» утверждала мнимое торжество самого что ни на есть настоящего смертоносного фашизма, повергая людей, ещё не ставших трупами, в видимость жизни.


Повесть Фридриха Горенштейна «Попутчики», вышедшая в издательстве «Захаров» усилиями Ирины Богат, рассказывает о человеческом выживании в бесчеловечном времени и пространстве.

Она исторична и сугубо актуальна.

Вот хотя бы цитата для перекошенной последними событиями злобы дня:

«В 1655 году евреи были изгнаны из России, согнаны с земель, на которых они жили ещё до прихода туда славян. В начале VIII века ещё не было России как государства, ещё не было славянского Киева, а был Киев сарматский. И само название Киев вовсе не соответствует националистической славянской легенде о братьях Кие, Щеке и Хориве. Киев существовал ещё до прихода туда Кия, ибо слово это по-сарматски означает «горы». А евреи, жившие в Киеве уже тогда, назвали Киев – Циев, или Киун. В послании к Александру Второму, отменившему запреты и гонения Николая I, евреи писали в связи с празднованием тысячелетия России: «Мы, евреи, поселились в России ещё до её основания», – говорит не моргнув глазом Горенштейн, и я не знаю, из какого такого «киевского архива», на который он ссылается, писатель извлёк этот явно непроверяемый «вброс», однако, согласитесь, трудно оспорить стоящие рядом основополагающие утверждения Горенштейна о том, что «русско-украинская дружба скреплена еврейской кровью».

Мудрый автор при этом оговаривается, что его цель – не переписать историю, а «уяснить себе и наши исторические ошибки, и исторические просчёты наших врагов».

С этим, как говорится, уже не поспоришь.

Надо удивиться, текст повести (или романа) «Попутчики» был написан, кажется, году в 1985-м, но читается сегодня как душераздирающая эпопея, которая сигналит нам о своей непреходящей проблематике. Горенштейна волнует не надуманная, а реальная трагедия людей, «которая не совпадает с жизнью наций».

Далее он продолжает:

«Человеческая личность – это таинство. Она поддаётся только художественному исследованию, тогда как нация, народ вполне могут быть проанализированы, и ничего таинственного в них нет».

Полемический задор Горенштейна тут очевиден, но вступать в спор бесполезно, ибо автора нет в живых уже более 20 лет.

Не хотелось бы мне пересказывать эту гениальную прозу, её надо непременно читать со вниманием и восторженной оторопью, которая всегда бывает вызвана исключительно ошарашивающей правдой жизни, изображённой в тексте.

Но сюжетный ход всё же нуждается в пересказе. Всё просто и узнаваемо.

Почтово-пассажирский поезд № 27 Киев – Здолбунов идёт «трамвайным темпом» по просторам Киевской, Житомирской, Винницкой и Ровенской областей.

Двое в спальном вагоне – попутчики. Знакомство, разговор… Слушатель и Рассказчик. Далее Рассказчик становится Слушателем, и наоборот… Две судьбы – общая человеческая зависимость от Большой истории. Взаимное перетекание сцен насилия и тоски с лирикой одиночества и беззащитности. Война и послевоенное время, в котором человек оказывается в новых испытаниях на прочность. Один из эпиграфов к «Попутчикам» – тютчевские строки, контрапунктно освещающие повествование Горенштейна:


Лишь изредка обряд печальный

Свершая в полуночный час,

Металла голос погребальный

Порой оплакивает нас.


Обратим внимание: последняя строка в «Попутчиках» с чёрным юмором закольцовывает эту «реквиемную» тему: «Хочется, чтоб меня не стряхнули в пепельницу, а бережно собрали в урну».

В «Попутчиках», в первой части, устами Олеся Чубинца – хромого крестьянина, ставшего вдруг драматургом – автором единственной пьесы под ироническо-выразительным названием «Рубль двадцать», – говорится о том, что «все мы были ночными насекомыми среди военной повседневности – и те, кто ползали, и те, кто летали».

От Горенштейна достанется всем – тогдашним нацикам и коммунякам, сионистам и антисемитам, Сталину и Гитлеру…

«Пьеса эта… запрещённая обеими противоборствующими идеологиями, была поставлена на нейтральной, ничейной земле, где, по-моему, и должно ставиться всё правдивое, всё лишённое лжи. Я не говорю – талантливое. Талант, к сожалению, очень часто связан с ложью и прикрывает собой ложь. Талант – явление редкое, изнеженное, нуждающееся в ласках. А правда ласкать не умеет. Поэтому правда должна быть сознательной, а талант – бессознательным, говорящим правду вопреки собственным намерениям».

Это ключевое заявление писателя. С присущей ему «неслыханной простотой» он повествует о театре, работающем в зоне оккупации, в обслуге врагов, за что, когда придут «наши», придётся ответить. Чубинец сел на семь лет как украинский националист, хотя помогал пленным красноармейцам, но для суда это было не в счёт.

Исповедь Чубинца потрясает.

Вторая часть «Попутчиков» – преимущественно проповедь. Она принадлежит некоему Забродскому – человеку, в котором угадывается alter ego самого Горенштейна, – уж очень личны и поразительно точны его размышления о судьбах городов Бердичева и Казатина, о той окровавленной и плодородной почве, на которой взошёл пышным цветом интеллект автора.

«Бердичев – город-призрак, город, рассеянный по стране и по миру. Город, жителями которого являются даже люди, нога которых не касалась бердичевских улиц: московский профессор, нью-йоркский адвокат, парижский художник… Бердичев – это не обычное географическое название, а имя живого существа, вызывающего ненависть, насмешку, страх, стыд… Бывают живые призраки, и бывает мёртвая красномордая плоть».

Этот пассаж декларирует дальнейшее понимание Горенштейном «нации – леса» – у этого сравнения великолепная образная сила, приводящая нас к мудрому осознанию своей коренной идентификации: «На просторе сложно и опасно… Поэтому лучший способ… это создать себе простор внутри леса… Я имею в виду не борьбу за территорию, а простор для мыслей своих, ибо даже примитивное семя должно мыслить из-за происхождения своего. Причём еврейскому семени, еврейской мысли всегда было тесно в своём лесу».

Последнее замечание, смею думать, можно с полным основанием отнести ко всему многомерному творчеству Фридриха Горенштейна, по примеру Гоголя вышедшему в мировое культурное пространство из так сказать провинциальной глуши. Все «украинизмы» этого, скажу без преувеличения, великого русского писателя (ибо писал он все свои произведения на кристально чистом русском языке) сверкают и гаснут опять же Николаю Васильевичу вослед. А дальше следует продолжение в глобальном масштабе – тут впору вспомнить восход к мировому литературному первенству, скажем, Набокова или, по иному счёту, музыкальному, – Стравинского, а по живописному – Шагала.

Феномен Горенштейна не только выражался на кинематографическом поприще, где его сотрудничество с Андреем Тарковским (писал монологи Андрея Рублёва в одноимённом фильме и сценарий «Соляриса»), Андроном Кончаловским (сценарий «Первого учителя»), Никитой Михалковым («Раба любви»), Али Хамраевым («Седьмая пуля»), а прежде всего на гигантском поле русской словесности – давайте поставим сюда романы «Искупление», «Псалом» и «Место», повесть «Зима 53-го года», шестнадцать действий тысячестраничной эпики времён Ивана Грозного «На крестцах», – у этой вещи вообще нет аналогов в библиотеках земного шара, разве что «Одиссея», «Фауст» или «Божественная комедия» – ни много ни мало! А также множество рассказов и эссе… Поставим и сопоставим их тексты с текстами Достоевского, Толстого, Чехова, Платонова, Гроссмана… Это один ряд самых грандиозных бронированных культурных ценностей, составляющих фундамент нашего духа, не убиваемого ничем и никем.

Любимый приём Горенштейна – перекрёстная перекличка идей и людей в густонаселённой персонажной системе. Здесь полно якобы случайно возникающих лиц, каждому из них уготован эпизод, а кому-то – серия пёстрых эпизодов, необходимых для обеспечения стройности повествования. Сюжеты и микросюжетики сыплются как из рога изобилия, с тысячью деталей и подробностей. Правда становится неиссякаемой благодаря скрупулёзному натурализму описаний. Вспоминается Андрей Тарковский, сказавший когда-то в своей лекции для нас, слушателей Высших сценарных курсов, замечательную формулу своего творчества: «Натурализм – отец поэзии». Сидевший рядом со мной Фридрих, мне кажется, сделал эту формулу определяющей, и его художественный метод чудо-образов возникает у этого писателя через абсолютную достоверность всего и вся: быт превращается в космос бытия, любая частность становится метафорой, знаком обобщения, символом непредсказуемой эпохи.

Исповедь и проповедь в «Попутчиках» сплетаются в гармоничное единство, где смыслы витают над словами и любая мелочь делается неотделима от сутевого, главного, то есть того, что нам хочет поведать философичный, подкованный чувством тонкостей жизни автор. Так и хочется после той или иной его фразы или абзаца наивно вопросить:

– Откуда ты это знаешь?.. Где и как ты это подсмотрел?!

Школа Горенштейна – классическая русская литературная школа, в которой гуманизм не словцо, а кредо, интерес к маленькому (есть ещё расхожее определение – простому!) человеку – не мода, а мировоззрение.

Чтобы доказать, что я не голословен, на Старой сцене Театра «У Никитских ворот» мною как режиссёром выпущен только что инсценированный рассказ Фридриха Горенштейна «С кошёлочкой».

Жду вас на премьере, и там поговорим о мастерстве этого писателя подробней.

Марк Розовский





Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я