Духовенство на распутье: баллотироваться или нет
Я полагаю, что уже многих утомил словоизвержениями Луки Копростома, но он не перестает сотрясать воздух презабавнейшим образом.
Он вопрошает: "Вы можете себе представить ситуацию, когда Христос, посылая своих апостолов на проповедь, дает им такие наставления: «Ваша первоочередная задача – войти в систему управления государством и стать членами сената или магистрата. Будет очень хорошо, если кто-то из вас станет народным трибуном. О проповеди Евангелия забудьте вовсе. Участие в политической власти в стране – ваша первоочередная задача». "
А ведь всего десять лет назад: "Одесская областная организация Партии регионов (ПР) утвердила список кандидатов в депутаты от ПР в Одесский облсовет, сообщает издание "Коммерсантъ-Украина". Возглавил его митрополит Одесский и Измаильский УПЦ МП Агафангел (Саввин). Во время недавней президентской кампании он призывал прихожан Одесской епархии голосовать за Виктора Януковича. "Митрополит поддерживал нас, когда мы были в оппозиции. Сейчас наша моральная обязанность поддержать его, когда мы у власти",– объяснил народный депутат Юрий Болдырев (ПР).
Впрочем, секретарь Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков назвал другую причину, заставившую митрополита Агафангела баллотироваться в депутаты. "Мы живем в стране, где до сих пор не созданы нормальные условия для деятельности церкви. Поэтому мы должны поддерживать те силы, которые заботятся о каноническом православии. Партия регионов в данном случае – это мейнстрим",– заявил протоиерей."
Впрочем, Лука и сам осознает, что с Агафангелом как-то неловко получилось: "Прошлый опыт участия духовенства в выборных органах показал, что это участие малоэффективно и приносит серьезный вред духовному состоянию депутата-священника. Если священник пошел в политику, он уже не может в полной мере быть священником, потому что, по слову Спасителя, двум господам служить невозможно." Полагаю, этот тезис Луки распространяется не только на священников, но и на архиереев. А значит, во время депутатства Агафангел с точки зрения Луки не мог быть в полной мере епископом. Если бы Лука был последовательным, он должен был бы написать, что недоепископ поставлял недосвященников и недодиаконов. И совершал недолитургию.
Но когда флюгер истории повернулся не в пользу РПЦвУ, Лука просился обличать каноническую украинскую церковь в политической заангажированности.
Кстати, Синод его родной РПЦ также позволяет духовенству баллотироваться: "в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии" (Документы Архиерейского собора РПЦ-2011).
На Кипре бы посмеялись: там архиепископ еще и президентом был.
"16 августа 1960 года после объявления Кипра независимой республикой архиепископ Макарий принял на себя обязанности президента страны, победив на выборах 13 декабря 1959 года и набрав 66,29 % голосов избирателей. В феврале 1968 года архиепископ Макарий повторно избирается президентом Кипрской республики.
В феврале 1973 года архиепископ Макарий в третий раз был избран президентом Кипрской республики. 7 марта того же года три митрополита Кипрской Церкви приняли решение извергнуть своего предстоятеля из священного сана и перевести в разряд мирян, поскольку тот не пошел навстречу их требованию отказаться от должности президента. Деяние митрополитов было осуждено народом и не было признано предстоятелями Поместных Православных Церквей. С 5 до 14 июля 1973 года в Никосии проходил Великий Собор, на котором решение митрополитов было объявлено неканоническим и не имеющим силы. На призыв восстановить прежнюю каноническую связь с архиепископом преосвященные, несмотря на увещания и убеждения, ответили отказом, за что и были извергнуты из сана."