ИСТОРИЯ ЕГИПТА. Псамметих, родоначальник XXVI.
ИСТОРИЯ ЕГИПТА. Псамметих, родоначальник XXVI. Амазис. Завоевание Египта персами.
По работам Д.И. Иловайского и других историков 19 - 21ввеков
Продолжение:
Начало в файлах:
Период следующих затем династий ознаменовался внутренними смутами и упадком египетского могущества. Внешние завоевания были утрачены. На некоторое время Египет даже подпадает под владычество эфиопского царя Саба-кона и его преемников (XXV династия).
Доисторическое время
Эфиопское нагорье было местом обитания людей с древнейших времён, о чём свидетельствуют останки австралопитеков в долине реки Омо и стоянкиолдувайской культуры на юге Эфиопии.
Эфиопское нагорье — предполагаемый центр формирования эфиопеоидного антропологического типа, кушитских языков и одного из наиболее древних очагов земледелия.
Древняя история
В VI — V веках до н. э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей Южной Аравии, в том числе из Сабейского царства. Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древнеэфиопский этнос.
В V веке до н. э. на плато Тигре образовалось самостоятельное царство Дʿмт, распавшееся в IV веке до н. э.
В первых веках н. э. на севере современной Эфиопии возникло раннефеодальное царство Аксум. Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию, а также к берегам Восточной Африки.
В период расцвета Аксумского царства, в IV—VI веках, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию, а также обширные области восточногоСудана, Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога.
С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство.
Возвышение в VII веке Арабского халифата привело к упадку в VIII—IX веках Аксумского царства.
XXV-Я ДИНАСТИЯ В ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ
У Манефона кроме того сохранилась о Бекнеранфе заметка, что при нем заговорил человеческим голосом ягненок. Кралль нашел в Вене демотический папирус от 34 г. Августа, в котором рассказывается, как некий египтянин Пасангор получил предсказание от священного агнца о грозящих Египту несчастиях от азиатов и Ниневии: 9OO лет будет он плакать, пока не явятся цари, которые водворят порядок внутри и возвратят славу извне и вернут из Азии отнятые изображения богов. Сказав это, ягненок умер. Пасангор доложил царю Бекнеранфу, который велел почтить ягненка божескими почестями. 900 лет от Бокхо-риса приведет во II столетие н. э. Египтянин времени Августа, видя, что период истекает, ожидал исполнения пророчества от предстоящей войны римлян с парфянами. Почему это пророчество приурочено к Бокхорису? Морэ полагает, что к его времени относятся первые столкновения с Ассирией. Датируя его царствование 722—716 гг., он думает, что именно Бокхорис оказал содействие Ганнону, царю Газы, восставшему против Саргона. Он послал своего военачальника Сибе, который был разбит при Рафии. Это поражение, бывшее предвестником покорения Египта ассириянами, сделало Бекнеранфа удобным для приурочения к нему пророчества агнца. Что Бекнеранф был известен в Азии и, может быть, подавал там надежды, указывает найденный в Италии у Корнето интересный глиняный собуд финикийской работы с его именем и изображением пленных негров. Весьма возможно, что этот или подобный золотой сосуд хотели поднести царю, от которого ждали спасения от ассирийского ига и которому, в свою очередь, желали избавиться от кошмара эфиопских нашествий. Если это так, то характерно для саисского фараона, предка Псаметиха, что он сейчас же думает о Сирии, очевидно с целью вернуть старые времена. Момент был выбран неудачно; не мог удержаться Бекнеранф и против южных претендентов.
Фараон Тахарка. Голова бронзовой статуэтки (увеличено) из собрания Эрмитажа.
Последние, завладев Египтом, начали XXV династию. Шабака был признан повсеместно; в Фивах номинально правила его сестра Аменердис. Сирии он также не упускал из вида и послал прибывшего с ним в Египет молодого сына Пианхи Тахарку сражаться с ассириянами при Эльтаку. Около 700 г. Шабака умер, и на престол вступил Шабатака, кажется, его сын. О нем мало известно. Повидимому, он был свергнут Тахаркой, при котором началась борьба за независимость с Ассирией.
Манефон, цитируемый Юлием Африканом и Евсевием Кесарийским (в версиях Георгия Синкелла), рассказывает, что XXV-я Династия состояла из следующих трех фараонов-эфиопов:
- Сабакон, который после победы над Бокхорисом сжег его живьем и царствовал 8 (или 12) лет;
- Себийос (или Себикос), его сын, правивший 14 (или 12) лет;
- Таркос (или Таракос), который царствовал 18 (или 20) лет.
Древние историки не упоминают ни первого царя Пианхи, ни последнего правителя Танутамона, хотя сохранился целый ряд свидетельств, которые подтверждают существование обоих.
XXV-я династия большинством египтологов считается последней в эпохе Третьего Переходного периода, куда также относятся XXI-я, XXII-я, XXIII-я и XXIV-я Династии.
Потом Египет опять распался на несколько владений. Их соединил снова в одно государство Псамметих. родоначальник XXVI египетской династии
(за 650 лет до н. э.).
Геродот рассказывает о Псамметихе следующее предание,
слышанное им от египетских жрецов.
В одно время царствовали в Египте двенадцать фараонов, которые заключили между собой союз. Но их согласие было непродолжительно. Оракул, жрец-прорицатель, предсказал, что тот будет владеть Египтом, кто в Мемфисском храме принесет жертву богам из медной чаши. Однажды все цари были в храме и хотели, по обычаю, совершить возлияние из золотых сосудов, но верховный жрец по ошибке принес одиннадцать чаш вместо двенадцати. Псамметиху, как младшему, недоставало чаши; тогда он сделал возлияние из своего медного шлема. Цари вспомнили о предсказании оракула и, опасаясь Псамметиха, сослали его в Нижний Египет. Тут оракул предсказал ему, что за него отомстят медные люди. Спустя несколько времени к египетскому берегу пристали какие-то неизвестные воины в медных панцирях. Оказалось, что это были греческие морские разбойники. Псамметих нанял их на службу и действительно победил всех остальных фараонов. Из этого предания можно считать достоверным только то, что Псамметих, один из царей Нижнего Египта, победил своих соперников с помощью наемных греческих воинов, которые превосходили египтян своим вооружением и храбростью.
Он первый позволил грекам приезжать в Египет для торговли и селиться в египетских городах. А до того времени египтяне, особенно жрецы, чуждались иноземцев и не пускали их в свою землю. Но так как Псамметих оказывал явное предпочтение греческим наемникам,
осыпал их подарками и раздавал им земли, то высшая каста восприняла это как оскорбление, более 200 000 человек из этой касты покинули Египет и переселились на юг в землю кушитов, то есть в Эфиопию, или Нубию, где существовало значительное государство Мероэ, которое, по всей вероятности, было египетской колонией.
Сын и наследник Псамметиха Нехо (610—595) также покровительствовал торговле и мореплаванию, завел значительный флот и велел рыть канал для соединения Чермного моря с восточным рукавом Нила. (Он же послал финикийцев объехать вокруг Африки.) Нехо предпринял покорение Сирии, богатые города которой издавна привлекали внимание египетских фараонов. Но здесь он встретился с другим более могущественным завоевателем того времени, вавилонским царем Навуходоносором. Нехо был разбит вавилонянами при Каркемише и потерял все свои завоевания. Династия Псамметиха
не пользовалась народной любовью за свое покровительство иноземцам и была вскоре низвергнута. Возмутившееся египетское войско провозгласило царем своего полководца Амазиса {559). Этот умный государь, однако, продолжал деятельные сношения с греками и даже дозволил им строить свои храмы в Египетской земле. Египет при нем достиг замечательного процветания, благодаря обширной торговле с иноземцами н особенно с греками. Но едва умер Амазис и на престол вступил сын его Псалшештк как Египет был завоеван персами (525). Египтяне, однако, не раз восставали против персидского ига, и иногда им удавалось на время иметь своих собственных царей, каковы Инар, Амиртей, Нектанеб и другие.
Главными источниками египетской истории до нового времени служили: Геродот, Диодор Сицилийский, александрийский ученый Эратосфен, Библия и Манефон.