Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Советское крестьянство 20–30-х годов: от трагического до смешного

0 83

Милонов обвинил юриста отделения ЛДПР в Горловке в работе на ВСУ, после чего у женщины случился инсульт

"Поцеловал крест и пошёл дальше": Евгений Кирьянов из Новосибирской области чудом выжил на СВО

Разгром отряда ВСУ при попытке штурма позиций российской армии под Горловкой попал в кадр

Ясиноватский машзавод в ДНР поставляет продукцию в Кузбасс, Якутию и Санкт-Петербург

Советская деревня 1920–1930-х годов


Начнем со статистики: в Европейской России население уменьшилось с 72 млн чел. в 1914 году до 66 млн – в 1920 году. А убыль населения в целом по всему Советскому Союзу в 1915–1923 годы оценивается в 25–29 млн чел. Доля молодых мужчин среди погибших была непропорционально велика, и понятно почему.

Это сильно повлияло и на количественное соотношение мужчин и женщин в деревне, причем здесь даже сильнее, чем в городе. Так, в 1920 году в сорока пяти губерниях Европейской России в возрастной группе 19–29 лет на 100 мужчин приходилось 230 женщин.

Проведение демобилизации ситуацию изменило не сильно, так как большая часть демобилизованных красноармейцев устраивалась в городах. Так что даже шесть лет спустя в деревнях европейской части России среди населения в возрасте 25–35 лет на 100 мужчин по-прежнему приходилось 129 женщин.

Велики были потери в людях, но велики были также и потери скота, особенно лошадей, который в военное время реквизировали в кавалерию. В итоге количество лошадей уменьшилось с 34 млн в 1916 году до 23 млн в 1923 году и не достигло довоенного уровня даже на момент начала коллективизации. В 1922 году больше трети крестьянских дворов в РСФСР тяглового скота не имело вообще.

Наряду с экономическими проблемами, серьезные проблемы имели место и в области духовной. О ликвидации безграмотности здесь на ВО статья уже была.

Но вот как обстояло дело в новых условиях с традиционной верой в бога?

В 1923 году XII съезд партии особо подчеркнул, ссылаясь при этом на мнение крестьян, что следует не допускать оскорбления чувств верующих и уж тем более издевательств над их верой. «Комсомольские увлечения по части закрытия церквей» съездом были осуждены, как левацкий загиб. На следующий год на XIII съезде партии вновь говорится о том, что «попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными (вроде закрытия церквей, мечетей, синагог, молитвенных домов, костелов и т.п.») недопустимы. Недопустимы, однако, процесс внизу шел. Церкви закрывали, и динамика эта медленно, но верно набирала обороты.

Что до самой православной церкви, то в послереволюционное время она была, как известно, лишена своего положения государственной церкви, большей части своей собственности и страдала от неуверенности в собственном завтра и внутренних раздоров. Первый избранный за двести лет патриарх Тихон столкнулся с огромными трудностями. Ему приходилось не только управлять делами церкви, но и налаживать отношения с новой государственной властью.

А власть с церковью не церемонилась. В 1922 году у нее было отобрано церковное имущество – золото, серебро и драгоценные камни, чтобы помочь голодающему Поволжью. Естественно, что это вызвало негодование церковников, да и паства встретила этот шаг неоднозначно. К тому же церковь раскололась на два лагеря: последователей Тихона и сторонников «живой церкви». Сам Тихон был арестован и должен был подписать обязательство о том, что он отказывается от любой антисоветской деятельности.

Но как это все отразилось на крестьянстве?

А очень просто. Живущие среди крестьян приходские священники по традиции получали лишь незначительную финансовую поддержку от церкви, а то и вообще не получали. Поэтому жили на то, что давали им прихожане, в первую очередь на плату за требы. Духовенство на селе было равнодушно к соперничеству между тихоновцами и «живой церковью», поскольку до верхов им было далеко, а вот проблем и своих хватало с избытком.

Дело в том, что сельсоветы часто отбирали у священников землю и дома, потому что, мол, они паразиты, «живущие нетрудовыми доходами», поэтому прав на них не имеют никаких. Неудивительно, что в годы Гражданской войны священники толпами бежали к белым, а оставшиеся часто отрекалось от своего сана и ставились учителями, шли в секретари сельсоветов, становились сельскими писарями, журналистами (!), пропагандировали атеизм (!), занимались земледелием и даже плотничали. Известен, по крайней мере, один сельский священник, который руководил драмкружком и даже сам играл на сцене, причем самыми любимыми у него были роли попов, которых (ну еще бы!), он играл просто мастерски.

Хорошо известно, что в русском фольклоре священники наделялись массой отрицательных черт. Попа изображали и скрягой, и лентяем, и пьяницей. Хотя, разумеется, это было далеко не так.

Между тем крестьяне, которые переезжали в города во время индустриализации, так же, как и крестьяне в Западной Европе, быстро теряли там свою набожность, что чаще всего выражалось в том, что они переставали соблюдать церковные обряды. Еще до революции правительству шла масса жалоб о том, что расходы по содержанию приходских священников растут без положительной отдачи, что они требуют непомерную плату за обряды крестин, свадеб и похорон.

В итоге возникла следующая ситуация, которую один из священнослужителей охарактеризовал так: «Люди, побывавшие в городах и на фабриках, относятся к религии холодно и даже враждебно». Все то же самое наблюдалось и в СССР. Мобильность крестьянского населения возросла, роль отходничества повысилась, но вместе с тем в массе посткрестьянского населения начался упадок религиозного чувства.

Хотя случалось и так, что община помогала уважаемому ею священнику. Ему давался земельный участок или его ему помогали обрабатывать. В одном из сел, при всем внешнем равнодушии к религии, его жители «кормили 8 человек, обслуживающих церковь, и не могли прокормить одного учащего детей», то есть учителя, хотя заявляли, что важность школьного образования понимают.

А вот это особенно интересно: в конце 20-х годов два вида расходов больше всего обременяли среднюю крестьянскую семью. Это… водка и плата священнику за совершение различных обрядов. То есть отказ от религии позволял крестьянам больше денег оставлять в своем хозяйстве.

Показателем того, что в 20-е годы крестьяне это понимали, стало распространение гражданских браков и разводов. Большинство крестьянских пар, конечно, как и раньше, все так же венчались в церкви, однако «обычным явлением», по крайней мере, в нечерноземной полосе Европейской России, стали и браки вне церкви. И что самое любопытное – крестьяне беззлобно относились к тем, кто выбирал именно такое бракосочетание, как роспись в сельсовете. Некоторые крестьяне, особенно молодые, объявляли себя атеистами, и их не третировали и остракизму не подвергали.

Некоторые молодые мужчины, особенно те, кто возвращался из армии, соглашались венчаться в церкви по настоянию родителей, которые просили «их уважить». Но, женившись, они больше уже не ходили в церковь, так как не испытывали в этом никакой душевной потребности. Вот пожилые женщины – те, да, обычно оставались тверды в вере и очень часто «живым щитом» защищали церкви, когда их приходили закрывать, чтобы переоборудовать под клуб или зерновой склад.

Так что в советском селе 20-х годов имел место острый конфликт поколений, особенно в губерниях Нечерноземья с развитой промышленностью. Старый деревенский костюм молодые люди носить не желали, считая его символом вековой отсталости. У мужчин пользовался популярностью военный или полувоенный костюм, что было связано еще и с тем, что у многих крестьян сохранилось обмундирование времен Первой мировой и Гражданской войн, а еще запасы мундирной ткани. Так что бывшим солдатам, сельским активистам, комсомольцам в такой «одёвке» парни-подростки страшно завидовали.

При этом пределом мечтаний для них было нарядиться в армейскую шинель или батянину буденовку. Ну, а сельские девушки, к превеликому ужасу своих матерей, начали употреблять косметику: пудру и румяна. Так, например, в повести «Джек-Восмеркин – американец» Николая Смирнова его сестра появляется на селе под зонтиком и в перчатках, чем вызывает лютую зависть своих товарок, а еще пробует курить сигары брата, но мать ее поймала и за это отшлепала. Танго и фокстрот даже на селе начинают вытеснять традиционные народные пляски, хотя старики и отзываются о них как о «срамоте».

А вот мнение студента-этнографа, высказанное им в 1923 году относительно его родной деревни под Волоколамском, недалеко от Москвы:

«Старики – дураки. Ломают, ломают, а все ничего нет. Им больше нечего делать, как пахать. Все равно деваться некуда». А что молодые? Чего им хотелось? А им хотелось вот этого: «Бежать, бежать скорее. Куда-нибудь, только бы бежать: на заводы ли, в армию ли, на курсы ли комсостава – все равно. Прожить бы вольной птицей!»


Теперь сыновья, дочери реже, уже решительно отказывались от ношения креста (пусть даже и не все и не везде), хотя матери, и даже отцы, бранили их и умоляли одуматься.

Существует точка зрения, что у отрицания религии на селе были глубокие исторические корни, и что насмешки над священнослужителями, равно как и пренебрежение к религии, занесли в деревню отнюдь не городские активисты, коммунисты и комсомольцы, а оно подспудно присутствовало в ней, по крайней мере, два века.

Тут стоит вспомнить хотя бы того же А. С. Пушкина и некоторые его произведения, носящие ярко антирелигиозный характер. Наоборот, революционеры-марксисты всего лишь подхватили бытующее в массе крестьян отношение к священникам и вере и поставили его себе на службу. Кстати, лингвистические исследования, проводившиеся с целью выяснить, как глубоко крестьяне понимают лексику новой советской жизни, показали, что такое, например, слово, как «коммунист», очень часто обозначало для них того, кто не верует в бога, а отнюдь не борца за светлое будущее всего человечества.

Ну, а с началом индустриализации по всей стране прошла еще и компания по переплавке церковных колоколов на металл для заводов.

Колокола снимали и отправляли на переделку. При этом одновременно сжигали церковные иконы, потому что если церковь стоит без колоколов, то и иконы ей не нужны. А в Донбассе, в Горловке, в 1929 году и вовсе имел место эпизод, когда на городской площади в торжественной обстановке одновременно сожгли 4 000 икон, свезенных из разных церквей. При этом толпа веселившихся и плясавших шахтеров насчитывала, по сделанным подсчетам, 15000–18000 человек.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я