Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Философия войны и философские войны в России

0 14

Долг банка "Альянс" перед "Укрэнерго" за энергию для фирмы Коломойского больше, чем долги бизнеса в Киеве – эксперт

НОВЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ – ОДИН ИЗ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Росгвардеец оказал медпомощь пострадавшему в ДТП жителю Нижегородской области

Тайник с боеприпасами и экстремистской литературой обнаружили росгвардейцы в ДНР

В апреле этого года на сайте «Русская Iдея» состоялась дискуссия между научным сотрудником МГУ Юрием Пущаевым и философом-евразийцем из Башкирии Рустемом Вахитовым. Впрочем, правильнее будет обозначить это словом «обмен мнениями», поскольку всего лишь два текста едва ли можно назвать полноценной дискуссией. Скорее, была обозначена достаточно серьезная тема для дискуссии, к сожалению, не случившейся.

Поводом явилась статья Юрия Пущаева «Война на Украине и нищета философии современного русского консерватизма», в которой критиковалась современная российская философия консервативной направленности за то, что она пропустила войну на Донбассе как  значимое событие. На эту статью откликнулся Рустем Вахитов своей статьей «Философия и политика в России (размышления о статье Юрия Пущаева)».

Поскольку война в Донбассе касается меня как в личном, так и в философском отношении, выскажу свои соображения по поводу несостоявшейся дискуссии, чем, быть может, придам ей новый заряд.

Сам пафос статьи Юрия Пущаева крайне справедливый (хотя и запоздалый). Действительно, наша академическая философия в своем подавляющем большинстве не отреагировала на войну в Донбассе. Эта война не была для наших университетских коллег ни событием, ни прецедентом, ни тем более поводом для того чтобы помыслить о фундаментальных философских предметах, таких как судьба, свобода, смерть, война, долг, Родина. Я могу заявить это вполне компетентно, поскольку к моменту начала Донбасской войны я был только-только защитившимся молодым преподавателем на факультете философии и психологии ВГУ (Воронеж), а к моменту, когда я сам, не стерпев фальши, переехал в Донбасс, был уже старшим преподавателем кафедры философии и теологии Российского Православного Университета (Москва).

Поэтому нашу академическую философскую среду я знаю неплохо. И теперь, находясь в статусе офицера Народной Милиции Донецкой Народной Республики, т.е. будучи, с одной стороны, человеком военным, а с другой стороны, оставаясь русским философом и сохраняя философскую оптику на происходящее, я не только могу констатировать, но и имею нравственное право это сделать: событие войны в Донбассе современные российские философы в подавляющем большинстве оставили без внимания, и это была фатальная ошибка, поскольку Донбасс стал настоящим событием в идеологической, общественной и политической жизни России, и то, что философы его пропустили, является признаком профнепригодности.

Рустем Вахитов в своем отклике на статью Юрия Пущаева справедливо отмечает, что в отечественной философии подобное не всегда можно было встретить: Вл. Соловьев, Леонтьев, Розанов, Бердяев, Булгаков, Струве, Гершензон и многие другие наши коллеги из прошлого очень живо откликались и на общественно-политические события, и на военные (вспомнить хотя бы отклик русских мыслителей на Первую Мировую войну). Действительно, сравнение нашего современного отечественного философского сообщества с философами, скажем, XIX в. (Хомяков, Аксаковы, Самарин) или даже XX в. (вышеперечисленные имена) идет совсем не на пользу первым.

Юрий Пущаев прав в своей констатации: русская философия не отреагировала на войну в Донбассе, не осмыслила ее. Пусть эта констатация объективно запоздала, однако она совершенно справедлива. В ней, впрочем, в этой констатации нет никакой новизны. Автор этих строк уже не раз указывал на этот постыдный для современной отечественной философии факт. В прошлом году мною специально была проделана историко-философская работа, направленная на то, чтобы показать, как русские философы реагировали на событие войны, результатом явилась монография «Философ и война. О русской военной философии»[1], где приведены примеры того, как русские философы от Алексея Хомякова и Юрия Самарина до Эвальда Ильенкова и Арсения Гулыги реагировали, осмысляли и соучаствовали в войнах, которые вела Россия.

Отчего же реакции на войну в Донбассе со стороны российского философского сообщества не было? Ответы Пущаева представляются крайне интересными. Рассмотрим их. В качестве причин «философского молчания» исследователь выделяет такие:

  • Отсутствие «госзаказа» на тему;
  • Академизация и специализация современной философии;
  • Россия как цивилизационно расколотая и разорванная страна.

Касательно первой причины верное замечание сделал Рустем Вахитов в своей статье, и я ним трудно не согласиться: едва ли наличие госзаказа на философское осмысление войны на Донбассе дало бы что-то ценное. Никакой госзаказ не гарантирует философскую рефлексию относительно чего бы то ни было, если к этому явлению у философа отсутствует интерес. Другой вопрос, почему у нашего философского сообщества в большинстве своем отсутствует интерес к Донбасской войне.

Думается, ближе к истине  вторая причина. Современная российская философия замкнулась на себе самой, закрылась в своих кабинетах и университетских аудиториях, как в платоновских пещерах. Если для Платона задача философа состояла в том чтобы спуститься в пещеру к людям и вывести их оттуда в подлинный мир, то для наших современных философов благом является, напротив, уйти от реального мира со всеми его сложностями и войнами в мир истории, закрыться в архиве и заниматься сугубо своею кабинетной, историко-философской проблематикой. В итоге вместо фигуры философа мы имеем историка философии, беспристрастного исследователя, ученого, прекрасного специалиста в своей области, но все-таки не философа.

Причина третья, на мой взгляд, менее всего актуальна. Да, у нас действительно имеется «раскол патриотического лагеря на «красных» и «белых», нестроения и война умов по поводу оценки советского периода истории сильно ослабляют русофильский философский лагерь». При том что в патриотическом лагере существует раскол на правых и левых, консерваторов и революционеров, православных и сталинистов, националистов, ордынцев, евразийцев и т.д., — при всем при этом у нас все-таки есть философские школы, которые легитимируют высказывания отдельного философа.

Допустим, евразийство дугинского извода. Или старое московское славянофильство, которые в основных своих общих интенциях сохраняется по сей день. Или левые интеллектуалы, которые также имеют свое мнение относительно войны в Донбассе, высказывают его и действуют в соответствии с ним.

Кроме того, определенная «иерархизация зла» произошла во время Донбасской войны, и мы могли наблюдать временное перемирие между правыми и левыми патриотами. Однако само наличие этого «раскола» в нашем патриотическом лагере не является причиной того что российское философское сообщество не среагировало на событие войны в Донбассе. Те мыслители, которые не находятся в пространстве этого раскола и смотрят на него как на нечто внешнее, точно так же смотрят как на нечто постороннее и на войну в Донбассе («какая-то заварушка на Украине»).

А вот отчего русские мыслители находятся вне этого пространства – это вопрос, ответ на который отчасти дает вторая причина, которую выделил Юрий Пущаев.

Александр Дугин

Среди недостатков статьи Ю. Пущаева можно выделить недостаточную осведомленность. Так, например, среди русских философов, которые откликнулись на события в Донбассе, автор выделяет лишь трех: А.Г. Дугина, Б.В. Межуева и Д.Е. Музу (философ из Донецка, профессор, докт.филос.наук). При этом Пущаев или не в курсе, или умалчивает, что в Донецкой Народной Республики с 2018 года официально, в качестве регионального подразделения Российского Философского Общества работает Донецкое философское общество (ДФО), которое свою работу сосредоточило именно на осмыслении феномена войны в Донбассе. В 2018 году ДФО организовало конференцию «Философия на линии фронта», а в 2019 году в Москве был издан сборник трудов по итогам конференции. В этом сборнике как раз дана попытка определить место  и значение Донбасса в глобальной политической, общественной и мировоззренческой система координат.

Во введении к сборнику говорится следующее: «Русское бытие сосредоточено сегодня в Донбассе. Как писал Достоевский, бытие только тогда и есть бытие, когда ему грозит небытие. Именно в Донбассе сегодня Русский Мир встречает врага лицом к лицу, именно в Донбассе русскому бытию более всего грозит небытие, и именно поэтому Донбасс сегодня – это место сосредоточения русского бытия. Для многих оно покажется невыносимым, но эта невыносимая русскость бытия как раз и нуждается в нашем осмыслении, непрестанной философской рефлексии»[2]

Конференции «Философия на линии фронта» с 2018 года стали традиционными и проводятся ежегодно, в разных форматах и на разных площадка. Кроме того, Донецкое философское общество за время своей работы издало несколько монографий, в частности монографии председателя общества профессора Дмитрий Евгеньевича Музы «Град Китеж» (Москва, 2019), «Русская цивилизация в условиях стратегической нестабильности: поиски формулы самостояния» (Москва, 2020), монография секретаря Донецкого философского общества, автора этих строк — «Философ и война. О русской военной философии» (Москва, 2020) и др.

Также хотелось бы отметить следующее. Как показывает опыт русских мыслителей прошлого, философская реакция на войну не должна заключаться непременно и только в теоретическом осмыслении (написание тезисов, статей, монографий, выступление на конференциях с докладами и т.п.). Александр Дугин не только откликнулся на войну в Донбассе своими книгами, по и поддерживал Новороссию публично. То же следует сказать и о многих других наших коллегах из академической среды (Петр Калитин, Владимир Варава, Александр Секацкий, Анастасия Гачева и др.). При глубинном анализе произошедшего в Донбассе оказывается, что Донбасская война — это философская война не только потому, что ставит перед нами философские задачи, но и потому, что в этой войне соучаствовали философы.

Александр Бородой

Достаточно вспомнить, что первым, кто возглавил Донецкую Народную Республику, был философ по образованию Александр Юрьевич Бородай, сын советского философа Юрия Мефодьевича Бородая (который в своих трудах много размышлял о судьбе окраин бывшей Империи; так получилось, что сын философа стал эти окраины разрушенной Империи собирать обратно).

Александр Казаков

Затем, советником первого Главы ДНР был также философ, и не только по образованию, но и по призванию, Александр Юрьевич Казаков. Насколько ценно, что при власти есть философ, я отчетливо осознал, когда довелось поработать с Александром Юрьевичем.  (Даже не буду говорить, что философов и по образованию, и по призванию можно встретить не только в относительно мирном Донецке, но и на линии фронта. Вот и получается, что Донбасская война – во всех смыслах война философская, война философий, идей, война за идеи)

По этому поводу очень верно отмечает Рустем Вахитов: «Философия, вопреки распространенному стереотипу, не имеет права замыкаться в «башне из слоновой кости». Она обязана всегда сохранять связь с почвой, с народом и обществом, которые ее породили, с их нуждами и проблемами. Иначе из философии – живого самоосмысления эпохи — она превратится в пустую болтовню, в жонглирование мудреными словами, чья цель – удовлетворение тщеславия псевдоинтеллектуалов».

Верный вывод делает и Юрий Пущаев: ««Понимание и осознание цивилизационной особости России, новое обретение своего лица – необходимое условие для хоть сколько-нибудь успешного ведения (чтобы хотя бы отбиться) так называемой гибридной войны с Западом, горячий фронт которой сегодня проходит по Донбассу, между Украиной прозападной и Украиной пророссийской».

Однако все-таки следует отметить, что рассматриваемая дискуссия уже на той фазе, на которой она остановилась, отклонилась от предмета. Рустем Вахитов свой ответ Пущаева заканчивает рассуждением (очень верным, кстати, но уместным ли в контексте дискуссии?) об Университете, который должен быть хранителем Универсума и в центре которого должен быть поэтому философский факультет (который, в свою очередь, один может дать нам фигуру политического интеллектуала / философа). Нет никаких сомнений, что такой Университет крайне важен для нашего будущего, однако все-таки к теме дискуссии это едва ли имеет прямое отношение.

Не могу не высказать критическое замечание относительно еще одного тезиса, высказанного Рустемом Вахитовым. Речь идет о диагнозе, высказанном философом как бы между делом: события на Украине, события в Донбассе — это «окончательный распад имперского пространства и болезненный разрыв с одним из самых близких русским, братских народов». Мне представляется, что процесс этот можно понять и диаметрально противоположно, т.е. как возвращение имперского сознания, возвращение Империи как горизонта, как идеи, как задачи, а значит и уже как реальности.

Поступь Империи чувствуют здесь те, кто пришел на русский Юг с русского Севера, из Черноземья, Сибири и других регионов нашей России. Это чувствуют и простые бойцы-добровольцы, и те, кто возил в Донбасс гуманитарку, кто помогал со снабжением и организацией работы в подразделениях, кто освещал ситуацию на линии фронта, кто приезжал сюда помочь иными способами. Это чувство общей с Родиной судьбы, которая свободна избрана. Я разговаривал с этими людьми и не раз убеждался в совпадении этих базовых категорий у огромного количества самых разных людей. Это понятно только изнутри, поскольку дается как опыт. Поэтому взгляд из Москвы и из Башкирии, при всей проницательности и философской оснащенности уважаемых мною коллег, все-таки является несколько отстраненным и не вполне соответствует действительности.

Хочется надеяться, что высказанные здесь мною соображения (в качестве соображений изнутри) придадут дискуссии новый заряд, поскольку в подобной дискуссии мы давно уже нуждаемся.

[1] Коробов-Латынцев А. Философ и война. О русской военной философии. – М.: Издательский дом «Русская философия», 2020. – 230 с.

[2] Философия на линии фронта. Материалы заседания секции, «Философия на линии фронта», проведенной в рамках Донецких чтений 2018; отв. ред. Д.Е, Муза, А.Ю. Коробов-Латынцев. — . М. : Издательский дом «Русская философия», 2019. С. 4

 

_______________________

Наш проект можно поддержать.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я