Восторг и слезы: Алексей Суконкин о фильме «Солнцепек»
В эфире НТВ состоялась телепремьера фильма «Солнцепек» и жители Дальнего Востока уже успели с ней ознакомиться. В их числе писатель, военный обозреватель Алексей Суконкин, который решил поделиться своими впечатлениями о картине в колонке для ФАН. Далее текст от его лица.
Авторам фильма хочется выразить огромный респект и уважение, потому что картина, безусловно, удалась. Враги уже окрестили этот фильм «агиткой», но, как мне видится, только из-за бессильной злобы от того, что «Солнцепек» раскрыл внутреннюю сущность происходящих на Донбассе событий, и они совсем не в пользу украинских властей.
Насилие и убийства, которые творили выходцы из «майдана», объединенные в националистические батальоны, фиксировались самыми разными международными организациями. Но коллективный Запад старательно делал вид, что ничего этого не происходит — потому что все это зло было направлено на людей, отказавшихся принять «европейские ценности». Что это за «ценности», к которым примкнула Украина, в фильме раскрыто очень хорошо — авторам совершенно точно удалось передать атмосферу жуткого эмоционального напряжения, непонимания происходящего и бессмысленной жестокости, царившей на Донбассе в период шествия по нему обезумевших нацбатов и банд грабителей, под шумок повылезавших из всех щелей. Показаны многие смыслы, родившиеся в ходе этого конфликта, и один из них — это желание людей, пострадавших от действий украинских властей и националистов, встать с оружием в руках на защиту своих семей, своего дома и своей земли. В ополчение шли «от мала до велика…».
«Кто вам дал право решать, буду я защищать свой дом, или нет?», — возмущенно вопрошает пожилой преподавать музыки, обратившийся к командиру ополчения с просьбой принять его в ряды защитников Луганска.
Накануне этот мужчина стал свидетелем гибели своих учеников — мальчиков и девочек, когда в школу попал реактивный снаряд. Потрясение от лицезрения смерти детей не оставило мужчине выбора — и не смотря на свой возраст и плохое зрение, он встал в ряды защитников города, взял в руки оружие — старенькую винтовку Мосина, с которой он смог проявить себя в первом же бою.
Главным героем фильма выступает бывший «афганец», который с семьей бежит от насилия, и без документов оказывается в Луганске, где с ним встречается «второй главный герой» — командир отряда ополчения.
«За речкой был?», — спрашивает ополченец и, получив утвердительный ответ, сразу меняет к собеседнику свое отношение вплоть до того, что приглашает к себе домой, пожить некоторое время, как все утихомирится.
На предложение присоединиться к ополчению, командир отряда слышит от главного героя отказ — «я уже навоевался». В итоге главный герой получает возможность поработать водителем «скорой помощи», что, по сути, является главной сюжетной линией фильма, и как я считаю, большой находкой авторов этой картины — ведь именно вокруг последствий ударов артиллерии и авиации украинских силовиков и закручен сюжет.
По ходу всего фильма чувствуется дикое напряжение ситуации — когда никто толком ничего не знает, не понимает, не хочет понимать, и в тоже время вокруг рвутся снаряды и бомбы, гибнут люди. Не так давно ООН признало, что в ходе конфликта на Донбассе погибло порядка 44 тысяч человек. На минуточку, недогосударство «Украина» решило, не без помощи «коллективного Запада», просто взять и уничтожить часть своей территории, вместе с людьми, отказавшимися принять «европейские ценности».
И этот «коллективный Запад» в фильме показан очень хорошо. И когда ополченцы сбивают транспортный самолет Ил-76, везущий в Луганск западных наемников, это справедливое возмездие всем тем, кто где-то когда-то решил, что сможет подавить волю самоопределившегося народа. Я помню, как официальная Украина с прискорбием сообщила о гибели 47 своих военнослужащих, забыв при этом объяснить, откуда взялось в Европе столько траура по единовременно погибшим кадровым и наемным военным из Прибалтики, Британии, Польши, Германии и США. В тот раз Европа не оценила сие событие, и спустя полгода ополченцам пришлось сделать «можем повторить»: весь мир помнит, как в феврале 2015 года федеральный канцлер Германии Ангела Меркель не своим голосом вопила «остановите войну»! Она так орала, потому что точно знала, что в «дебальцевском котле» погибают ее солдаты.
Тогда Дебальцево стало основой для Минских соглашений, но это было значительно позже тех событий, какие показаны в фильме «Солнцепек». Я, как автор нескольких книг на военную тему, совершенно точно могу сказать, что словами и буквами обстановку боя, и связанное с этим моральное и эмоциональное состояние, передать невозможно. Можно лишь приблизиться к этому, но точно передать — никогда. Это не получилось ни у одного автора, пишущего на тему войны. Однако, вот мое личное мнение, лучшие книги о войне («Война и мир», «Прощай, оружие», «Порт-Артур», «На войне как на войне» и другие) повествуют не столько о самой войне, сколько о эмоциональном пути, который проходит главный герой в тяжелых условиях. Лучшие книги повествуют не о самих сражениях (но и о них тоже), а о «бытовухе», о взаимоотношениях в коллективах, о душевных терзаниях героев.
Вот и авторы «Солнцепека» пошли именно по такому пути, предоставляя зрителю возможность наблюдать, какой путь проходит главный герой от отрицания своего участия в конфликте, до того момента, когда он берет в свои руки автомат — последовательно давая герою испытания, сподвигающие его к принятию окончательного решения.
Ну, и оконцовка фильма не смогла оставить меня без порции эмоций, когда колонну украинской бронетехники, беспрепятственно идущей к Луганску, вдруг сжигает группа каких-то бравых парней.
«Я у вас тут книжку взял, почитать», — обращаясь к командиру ополчения, говорит один из парней, из числа разгромивших украинскую бронеколонну (явно один из героев фильма «Турист»).
И показывает обложку книжки. И сразу становится понятно, кто эти люди. Потрясающая авторская находка, как сказать о том, о чем говорить пока не принято. Я был в восторге.
И самое интересное: меня не покидает ощущение, что «Солнцепек» просто так не закончится. По всему понятно, что будет продолжение. И ждать этого продолжения, после таких работ данного авторского коллектива как «Шугалей», «Шугалей-2» и «Турист», я буду с большим предвкушением. Потому что эти ребята, как ни крути, а снимают настоящее кино, в отличие от того мусора, какой плодится за бюджетные средства окологосударственными шарашками.