Лидия Грачева: «Театр призван возвышать человека»
В воскресенье 2 февраля в 17.00 на сцене Ивановского музыкального театра состоится бенефис солистки-вокалистки Лидии Грачевой, приуроченный к ее 80-летнему юбилею. Предлагаем вашему вниманию большое интервью с актрисой, за 55 лет служения любимому театру сыгравшей, нет – прожившей, на его сцене бессчетное множество ролей.
- Лидия Алексеевна, Ивановскому музыкальному театру вы служите 55 лет. А что было до этого? С чего начиналась ваша творческая жизнь в искусстве? Как вы оказались в Иванове?
- Родители мои познакомились в Сталинграде (ныне Волгограде), там и поженились. И как раз накануне войны родилась я. Я была младенцем и ничего не понимала, а папа ушел на фронт буквально на второй день войны. Мама и бабушка мои работали... Довольно скоро отец попал в госпиталь. Маму должны были эвакуировать, но так как все было покрыто тайной военного времени, и было легко потерять папу, мама самоотверженно осталась в Сталинграде поджидать от него известий. Когда долгожданные известия пришли, оказалось, что эвакуация гражданских лиц уже закончена... Мама с бабушкой решили, что они так и обречены сгинуть в Сталинграде. Но мир не без добрых людей - им помогли устроиться в госпиталь. Ну и я при них... Вот вместе с этим-то госпиталем мы прошли всю войну. Были в Польше, Чехословакии. А конец войны встретили в Черновцах (центр западноевропейской области Буковина). Территория эта была присоединена к СССР всего в 1939-ом и там еще очень живы были традиции старого польского города, с его многовековой культурой, западной архитектурой, невиданной нами прежде чистотой на улицах... Между прочим, это имело, как мне кажется, огромное значение. На человека огромное влияние оказывает окружающее пространство. И живущий в чистоте и красоте имеет гораздо больше шансов внутренне быть красивым и чистым. Так мы и остались жить в этом городке, потому что наше семейное гнездо в Сталинграде было уничтожено войной - возвращаться было некуда. А Черновцы - южный город, фрукты на улицах. Все это очень подкупало.
В Черновцах и прошла моя школьная пора, там я занималась художественной самодеятельностью. Хотя, в глубине души, мечтала стать моряком, когда вырасту. Эту мечту когда-то зародил во мне папа... Но жизнь распорядилась иначе - я стала актрисой. Начала ходить во Дворец пионеров. Вообще я была очень спортивной девчонкой. У меня был второй разряд по спортивной гимнастике и акробатике, некоторое время я даже балетом занималась. В Черновцах, волею судеб, был совершенно замечательный театр - как с точки зрения труппы, так и с точки зрения архитектуры. Это было нашим главным развлечением и удовольствием в те годы... Самым удивительным и судьбоносным событием стало то, что в год, когда я окончила школу, при музыкально-драматическом театре имени Ольги Кобылянской организовалась театральная студия. В послевоенные годы жилось бедно, единственным источником информации была газета «Правда» и радиоточка, и неудивительно, что театр был настоящей отдушиной для людей. Кстати, по радио я очень любила слушать передачу «Театр у микрофона» - там можно было услышать спектакли столичных театров, в том числе и оперетту. И однажды я услышала «Сильву» и была потрясена музыкой Кальмана. Мало того, я была покорена образом Стасси в исполнении кинозвезды тех лет Людмилы Целиковской. Когда она говорила текст, напевала, смеялась, весь ее облик, сквозь провода и дали, живо вставал у меня перед глазами и очень мне нравился. В этом было столько магии. Думаю, именно с этого момента у меня и возник интерес к театру. Осознанный. Я еще не задумывалась о профессии артистки, но тяга к театру стала перерастать в пристрастие. А закончив школу, я поступила в нашу студию при театре, потому что я знала, что ехать мне в другие города - это будет непосильно для родителей. А студия была хорошей. Нам преподавали сольфеджио, историю музыки, сценическое движение, сценическую речь. Мы даже выпустили две дипломные постановки. А плюс ко всему - нас занимали в массовых сценах вечерних больших спектаклей. Театр был украинский - репертуар соответственный, и там часто требовалась массовка на сцене. Мы водили хороводы, что-то напевали.. Думаю это была замечательная школа. Самое главное - это приучало нас комфортно, расслаблено чувствовать себя на сцене. Иногда даже случалось играть маленькие роли с текстом. То какую-нибудь дикторшу, то секретаршу. Вообще, когда я закончила студию, то меня оставили при театре. и я работала – играла, как сейчас понимаю, очень неплохие роли - например Лизочку в пьесе Розова "В поисках радости"...
- И как же вы попали в Иваново?
- Все началось с гастролей. А на гастроли дальше Украины наш театр обычно редко выезжал. Тернополь, Винница, Днепропетровск – вот и все… А тут - гастроли в центральную Россию. В Иваново. Это было огромным событием. Мы представляли спектакль по итальянскому драматургу Вивиани «Последний уличный бродяга», где я играла роль мальчишки - сорванца и сироты, но очень интересного, музыкального, сообразительного. Я была спортивной девушкой - делала всевозможные кульбиты, колеса на сцене и еще при этом пела. Этот спектакль пользовался неизменной любовью зрителя. И, когда мы приехали в Иваново и показались здесь, к моей неожиданности я получила приглашение от руководства Ивановского музыкального театра. Это было удивительно заманчиво - оперетта, русская сцена - сердце мое растаяло. Мне очень хотелось играть на русском языке (в Черновцах мы играли на украинск...[Читать далее…]