Русское устное творчество
Обыкновенно в древне-русском народном творчестве различают следующие виды произведений.
Заговоры — небольшие произведения, в которых говорящий высказывал свои желания и обращался к силам природы, стараясь действовать на них магической силой слова.
Загадки —: короткие произведения, иносказательно сообщающие о каком-нибудь предмете или факте. Отгадка того, что скрыто за иносказанием, требовала находчивости и ума, и р древние времена это искусство ценилось так высоко, что, по преданию, отгадка мудреной загадки иногда освобождала приговоренного от смертной казни.
Пословицы и поговорки — краткие, меткие изречения, суждения, поучительные мысли, результат житейского опыта — указания, которыми можно руководиться в повседневном быту. Сказки — фантастические рассказы о приключениях из жизни животных, о необыкновенных существах, как БабаЯга, Кащей Бессмертный, Морской царь, о чудесных превращениях и т. п.
Сам народ отличал сказки от песен, считал первые продуктом фантазии, а вторые — повествованием о действительных исторических событиях, выразив это свое представление в поговорке: «сказка — складка, песня — быль». Сказки относятся к тем древний временам, когда человек наделял зверей и силы природы человеческими свойствами. Они дают возможность судить о быте и мировоззрении наших отдаленных предков.
Важнейший отдел народной устной поэзии составляют песни. Как отмечено выше, песни возникали в связи с важнейшими моментами общественной жизни, с выдающимися событиями частной жизни, наконец в песнях же народ сохранил воспоминания о своей истории, о борьбе с кочевниками, о князьях и походах. Поэтому мы можем разбить песни на лирические и’эпические.
Среди первых выделяются песни, относящиеся к праздникам, ‘ связанным с временами года, с солнцем и другими явлениями природы, которые играли такую важную роль в жизни землепашца. Таковы, например, ‘колядские песни, приуроченные» в христианские времена к рождеству и связанные с зимнйм солноворотом, т. е. с тем днем (25 декабря), когда начинается увеличение дней. Таковы веснянки, связанные с приближением весны; таковы праздники и песни в честь Ивана Купала и бога Ярилы и т. п. К лирическим же песням относятся и бытовые песни, например, свадебные, в которых отражается тяжелая доля девушки, уходящей в чужую семью, и другие черты семейных отношений, похоронные песни, дающие яркое представление о народных взглядах на смерть, об обрядах, сопровождавших похороны и т. п.
Из произведений эпической поэзии первое место следует отвести былинам, главное содержание которых заключается в изображении исторических событий, в особенности подвигов князей и богатырей и других народных героев. Многие былины связаны с крупнейшим явлением древней русской истории, которая наполнена борьбою с кочевниками, печенегами и половцами, позднее—татарами.
Былины сохранялись путем устной передачи от певцов-дружинников, живших при княжеских дворах. Переходя из уст в уста, они уцелели в некоторых местах почти до наших дней. Былины сохранились главным образом на севере, в Сибири, Олонецкой и Архангельской губерниях, благодаря тому, что этот край, более удаленный от центра, от местностей, быстро воспринимавших новые формы жизни, от железных дорог,—этот край легче сохранял предания старины. Потомки старинных певцов, с благоговением относившиеся к переданным им песням, старались запоминать в точности текст. Эти хранители былин известны под именем сказителей.
Как указано выше, главное содержание былин заключается в борьбе богатырей с разными чудовищами, олицетворяющими кочевников, хазар, печенегов, половцев, позднее— татар,нападавших на русскую землю, производивших грабежи и насилия; далее—подвиги богатырей, борющихся с разбойниками, содействующих устроению земли, очищению дорог и т. п. Любимым героем былин является богатырь Илья Муромец, в котором народ создал идеальный рбраз богатыря; Он—сын крестьянина, обладает сказочной силой, необыкновенной храбростью и благородством, освобождает город Чернигов от «несметной поганой силы», совершает труднейшие крестьянские работы, побеждает Соловья-разбойника, залегшего на прямоезжей дороге, убивает Идолище Поганое, который «обнасильничал» и держал себя нагло во дворце князя, являясь образом враждебного кочевника-великана, какими половцы и печенеги рисовались народному воображению. Другой популярный былинный богатырь — ДобрыняНикитич.
Былины приписывают ему более высокое происхождение, чем Илье. Он — сын богатого рязанского купца, занимает придворные должности, «три года стольничал, три года пословничал» (т. е. исполнял должность посла) и т. п. Он, как и Илья, храбр, освобождает страну от чудовищ, в роде Змея-Горыныча, в борьбе с которым отражаются воспоминания о борьбе христианства с язычеством. Но, кроме того, он, как богатырь знатного происхождения, по некоторые былинам, даже родственник князя, выполняет дипломатические поручения, обладает «вежеством», т. е. образованием, приятной речью. Третий богатырь — Алеша Попович — в противоположность Илье и Добрыне наделен хитростью и изворотливостью. Он убивает своего противника Тугарина, в котором усматривают половецкого Гугхорхана, конца XI века, ссорившегося с киевским князем Святославом, убивает при помощи притворства. Алеша имеет «глаза завидущие, руки загребущие», он —> «бабий пересмешник» и т. п. Былины об этих и других, менее значительных, богатырях относятся к циклу так называемому южно-русскому или киевскому.
Другим крупным циклом является цикл новгородский, к которому относятся песни о Садко-«богатом госте» и Василии Буслаеве. В этих песнях отражается быт «господина великого Новгорода», крупного торгового центра. «Богатый гость» — так назывался в древности купец. Садко, повидимому, историческое лицо, жившее в Новгороде в XII веке. Василий Буслаев—представитель «ушкуйничества»—от слова «ушкуи», т. е. лодки, на которых буйная новгородская молодежь отправлялась в походы с целью грабежа и завоеваний. Василий Буслаев наделен всеми чертами этой задорной, удалой молодежи, он не верует «ни в сон, ни в чох» и вместе с своими товарищами отдается разбоям и приключениям.
П. С. КОГАН