Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери: история святыни
Чудотворная Смоленская икона Богородицы почитается как хранительница западных пределов России. Самое известное чудо, связанное с ней — отступление Батыя от Смоленска в 1239 году.
По преданию, икону привезла на Русь невеста князя Всеволода Ярославича в 1046 году. Русские князья предприняли единственный после крещения страны поход на Царьград и были разбиты византийским императором Константином IX Мономахом. Заключая мир, он пообещал отдать дочь в жены любимому сыну Ярослава Мудрого — Всеволоду. Доподлинно не известно, была ли девушка действительно родной дочерью императора, поскольку даже ее имени летопись не сохранила — на Руси ее называли Мономахиней. Однако династический союз был заключен, и Всеволод, заняв Киевский престол, впервые присоединил к своему титулу слова "князь вся Руси". От своей византийской супруги он имел сына Владимира Мономаха и дочь Анну. Именно Владимир получил греческую икону в качестве благословения от матери и перенес в свой первый удел — Чернигов, а позже — в Смоленск, где специально для нее заложил в 1101 году храм Успения Пресвятой Богородицы. С этого времени этот образ стал именоваться Смоленской Божией матерью или Одигитрией Смоленской.
Мономах положил конец княжеским междоусобицам и объединил страну в своих руках. Он упоминается в летописях как мудрый и благочестивый правитель, а его семейная святыня, которая осталась в Смоленске для защиты города от врагов, стала одной из самых почитаемых икон Руси.
В 1239 году, когда орда хана Батыя подошла почти к самому Смоленску, чудесной силой заступничества Богородицы город уцелел. У его защитников не было сил сопротивляться многочисленному и жестокому врагу, и они уповали только на милость божию. Вдохновленный пламенной молитвой перед иконой воин ночью вышел из города, пробрался в лагерь татар и в одиночку перебил многих из них. Среди прочих, он поборол и самого сильного воина их войска, что татары восприняли как дурное предзнаменование. Они отступили от Смоленска, и он остался цел.
В XV веке икона была перенесена в Москву, однако, по большинству исторических версий, это произошло в результате усобицы. В 1456 году епископ Смоленский Мисаил отправил ко двору Великого князя Московского Василия Темного посольство с просьбой вернуть икону. Князь посоветовался с митрополитом Ионой и согласился, торжественно проводив святыню с крестным ходом от Кремля до Саввина монастыря на Девичьем поле. Там, у начала Старой Смоленской дороги состоялся прощальный молебен и икона отправилась к первоначальному месту своего нахождения. Предварительно с нее был снят точный список — "мера в меру", который остался в Благовещенском соборе, а 28 июля (10 августа) 1525 года был перенесен в Новодевичий монастырь. Эта обитель была основана годом ранее в честь возвращения Смоленска, который на некоторое время захватили литовцы, в состав России. Дата перенесения московского списка в Новодевичий монастырь была избрана днем общецерковного почитания Смоленской иконы Божией Матери.
Первообраз иконы оставался в Успенском соборе Смоленска до Великой Отечественной войны, когда город был оккупирован немецкими войсками. После того, как Смоленск отбили, икону найти так и не удалось. Вместо нее в Успенский собор перенесли образ Богоматери, написанный в начале XVII века из находившийся в храме над Днепровскими воротами Смоленского кремля. Сама Смоленская Богоматерь теперь в России представлена историческим списком.